Путин надумал вернуть налог с продаж в размере 3% Но это не поможет регионам выполнить предвыборные обещания президента
В Россию может вернуться налог с продаж. На вчерашнем совещании с ключевыми чиновниками финансово-экономического блока президент РФ Владимир Путин поддержал предложение разрешить регионам вводить налог с продаж в размере 3% с нового года. Второй альтернативный вариант, предложенный чиновниками, – повысить НДС с 18% до 20% с 2015 года – не нашел одобрения со стороны главы государства, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на правительственные источники. По данным издания, против возвращения налога с продаж выступили Минфин и Минэкономразвития: по их мнению, такой вариант не решит проблем с наполнением госказны и окончательно поставит крест на экономическом росте. Новый налог активно отстаивали первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьер Аркадий Дворкович и автор идеи – помощник президента Андрей Белоусов.
О том, что в Белом доме обсуждается возможность введения регионального налога с продаж в середине июля сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов. По его оценке, 3-процентный налог позволит испытывающим нехватку денег на выполнение предвыборных обещаний Путина регионам пополнить бюджеты на 200 млрд рублей. Ранее первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявляла, что у самого министерства много аргументов против данного налога и поэтому предложение о введении налога с продаж может быть пересмотрено.
В финансово-экономическом блоке правительства считают, что региональный налог с продаж менее выгоден бюджету: по оценкам чиновников, в следующие три года он принесет 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд рублей соответственно, а увеличение зачисляемого в федеральную казну НДС на 2% – около полутриллиона рублей только в 2015 году.
Напомним, что налог с продаж вводился в начале 90-х и в 2000-х годов. Тогда его собираемость была очень низкой, и поэтому не факт, что он принесет даже 200 млрд рублей, отметил чиновник финансово-экономического блока правительства. Собираемость в 2002 году составляла всего 30%, напоминает ЦМИ Сбербанка. Из-за таких масштабов уклонения от уплаты надежда, что налог с продаж решит проблему регионов, – иллюзия, подчеркивает чиновник. Выиграют только те регионы, у которых очень высокие показатели по доле розничного товарооборота, а таковых в стране считанные единицы.
Впрочем, как пишет газета, налог с продаж – не единственная налоговая идея властей: также готовится повышение отчислений в ФОМС (уплата текущего взноса в 5,1% со всего фонда оплаты труда, а не до определенного порога), после 2018 года чиновники могут рассмотреть идею повышения НДС на 2% и на столько же – НДФЛ.
Если все эти идеи будут реализованы, налоговая нагрузка в России вырастет на 1,7% ВВП, по условиям 2013 года она составила бы 37,5%, отметил Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики.
Представители торговых сетей предупреждают о росте розничных цен на 3%. Крупные розничные сети работают с минимальной маржей и будут вынуждены перенести нагрузку на потребителей, пояснили ритейлеры.
Еще один негативный момент – рост нагрузки на налоговую службы и на предпринимателей, отметили в Федеральной налоговой службе. Налоговикам придется вводить кассы для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, контролировать конечные точки продаж, присылать туда инспекторов, когда ФНС, наоборот, стремилась дистанцировать и автоматизировать контроль, подчеркнул представитель налоговой службы.
В то же время, согласно расчетам Центра макроэкономических исследований Сбербанка, введение налога с продаж всеми российскими субъектами ускорит инфляцию на 2,1%.
Ранее замминистра экономического развития Олег Фомичев заявлял, что повышение налогов на фоне экономического застоя в стране – «это очень плохие сигналы».
Москва, Наталья Петрова
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».