Результаты расследования катастрофы самолета Як-42 под Ярославлем, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив», будут обнародованы уже на этой неделе. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ». По сведениям издания, причиной аварии, очевидно, эксперты назовут ошибочные действия командира экипажа Андрея Соломенцева при взлете. В ходе расследования установлено, что на разгоне он непроизвольно притормозил самолет, поставив ступни на педали, а когда стал тянуть на себя штурвал, пытаясь оторвать лайнер от земли, и вовсе уперся в них ногами. Летчики могли экстренно остановить самолет и не поднимать его в воздух. Но, по мнению экспертов, пилоты понимали, что такое решение предполагает возможный срыв матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский «Локомотив» в Минск, а также штрафные санкции к «Як Сервису» со стороны руководства команды.
Расследование трагедии выявило, что торможение на взлете в случае с членами экипажей Як-42, переучившимися на новый тип с самолетов Як-40, не редкое явление. Дело в том, что системы управления этими самолетами на разбеге – парные педали двойного назначения у каждого из летчиков – схожи. Чтобы подкорректировать направление разбегающегося самолета, пилот нажимает нижнюю часть педалей, отклоняя так называемый руль направления в хвосте, а чтобы затормозить, давит ногой на верхнюю часть по аналогии с автомобилем.
Однако есть и существенное различие: педали Як-40 имеют снизу специальные полочки-чашки под каблук, поэтому ноги в них можно как бы положить и держать постоянно, в то время как на Як-42 этих полочек нет. Конструкторы нового авиалайнера предполагали, что при разгоне пилоты будут держать каблуки не на педалях, а на полу, лишь изредка подправляя руль направления носками, однако этого не произошло – в чем и убедились эксперты, принимавшие участие в расследовании крушения Як-42. Многие летчики, привыкшие к удобным «чашкам» Як-40, предпочли сохранить старую позу – с ногами на педалях – и на новом типе, корректируя направление, соответственно, пятками.
При этом руководство авиакомпаний и контролирующих органов не знали о «тормозных взлетах», поскольку отклонение педалей в сторону торможения бортовыми самописцами самолета не фиксируется. Аварий же до случая с ярославской катастрофой не случалось, поскольку возникающее замедление пилоты компенсировали режимом работы двигателей и более энергичным «подрывом» передней стойки шасси.
Как установило расследование, оба пилота трагического рейса 7 сентября взлетали с ногами на педалях. Такое положение для них было привычно: командир Соломенцев, просидел за штурвалом Як-40 более 5 тысяч часов, второй пилот Игорь Жевелов, только что переучился на Як-42.
Созданное кем-то из пилотов легкое притормаживание не привело бы к крушению, но в тот день экипаж, как отмечают специалисты, допустил целую серию роковых ошибок.
Во-первых, командир неправильно рассчитал так называемую скорость принятия решения, взяв цифру – 190 км/ч – с потолка, понадеявшись на свой опыт. При этом правильное значение с учетом загрузки самолета составляло 210 км/ч, отметили эксперты.
Уже отправившись в разбег, один из пилотов, как установили участники расследования, чуть отодвинул штурвал от себя вместо того, чтобы держать его в нейтральном положении. Кроме того сыграли свою роль еще два уже не зависящих от летчиков фактора – мелкие неровности бетонки и подразбитые амортизационные стойки переднего шасси, усилившие вибрацию.
Тряска спровоцировала командира экипажа, сидевшего за штурвалом, начать взлет еще раньше, на скорости 185 км/час, после чего он и получил вполне предсказуемый результат – колеса от земли не оторвались.
По сути, у экипажа в тот момент оставался единственный выход – прекратить взлет и начать экстренное торможение. Однако летчики, по мнению экспертов, прекрасно понимали, что такое решение могло привести к срыву первого матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский «Локомотив» в Минск, штрафам к «Як Сервису» со стороны руководства команды, а вслед за этим неминуемому «разбору полетов» внутри компании. В итоге командир Соломенцев принял решение продолжить взлет.
С ростом скорости увеличилось давление встречного потока на отклоненный командиром руль высоты, а соответственно, удерживать штурвал, на котором возникло усилие в несколько десятков килограммов, ему стало еще труднее. Второй пилот Жевелов оторвал лайнер от земли, только потянув за штурвал с усилием 64 кг и отклонив при этом руль высоты на 13 градусов в положение кабрирования. Чтобы обеспечить такое усилие на руках, пилоту пришлось уже не слегка, как на разбеге, а что есть силы давить ногами на тормозные педали.
Ссылка по теме:
Як-42 и хоккеистов «Локомотива» погубил тормоз / Вину летчика подтвердили летные эксперименты >>>
Москва, Ольга Панфилова
Москва. Другие новости 31.10.11
В Свердловской области сгорел железнодорожный вагон с пиломатериалами. / Избирательная кампания на Урале ознаменовалась первыми скандалами. / Из-за порыва на нефтепроводе в Югре произошел пожар. Горела нефть на площади 200 кв. м. Читать дальше
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».