Импичмент президенту Румынии – намек для Ющенко?
Пока внимание российских наблюдателей было приковано к событиям на Украине, более существенные дела случились в соседней с ней стране – Румынии.
В Бухаресте «оранжевому» президенту объявили импичмент. Что же привело к такому неожиданному для чинного Евросоюза развитию событий?
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом пишет политический обозреватель информационно-аналитического журнала Глобалрус.ру Максим Артемьев.
В декабре 2004 года на очередных президентских выборах правящие посткоммунисты из Социал-демократической партии Румынии выдвинули кандидатуру тогдашнего премьера Адриана Нэстасе – взамен патриарха румынской политики Иону Илиеску.
Но случилась сенсация. Номинированный демократической оппозицией мэр Бухареста Траян Бэсеску выиграл выборы. Причем после первого тура он отставал на семь процентов. Но в это же самое время на Украине случилась «оранжевая» революция.
И между двумя турами команда Бэсеску резко активизировалась и поменяла тактику. Ею был взят на вооружение оранжевый цвет, по украинскому образцу («Так!») лозунгом избрали «Да» (в румынском языке, как и в русском, «da» означает «да»).
Манифестантам раздали оранжевые куртки и палатки. Натиск удался, и с минимальным перевесом Бэсеску победил. Но буквально с первого же дня – как и у Ющенко – у него начались проблемы. Однако прежде скажем несколько слов о нашем герое.
Траян Бэсеску родился в 1951 возле крупнейшего портового города Констанца. Выбор профессии был предопределен местом появления на свет. Бэсеску стал моряком. Карьера продвигалась стремительно. В тридцать три он стал капитаном самого большого корабля румынского флота – нефтяного танкера «Бируинца» («Победа» – РИА «НР»).
Сподвижники президента (пока не «экс» – речь о том впереди) называют потому его с гордостью «морским волком». Революция 89-г года, покончившая с диктатором Чаушеску, застала его в Антверпене на должности главы представительства румынского торгового флота.
Так что к моменту начала активной политической деятельности Бэсеску обладал навыками руководства большими коллективами, привык к лидерству, разбирался в хозяйственной деятельности в условиях рынка. Неслучайно вскоре после революции его пригласили в кабинет на должность министра транспорта.
Правда, карьера в коммунистической Румынии имела свою обратную сторону – неизбежное сотрудничество с грозной «Секуритате». Бэсеску не был штатным сексотом, но отчеты в спецслужбу после загранплаваний отправлял регулярно.
Позже, во время предвыборных дебатов он сказал своему сопернику знаменитую фразу: «Трагедия Румынии заключается в том, что мы оба в прошлом – члены компартии».
В 2000 году активного министра оппозиция выдвинула на пост мэра Бухареста. Бэсеску победил, а в 2004 – переизбрался. Руководя столицей, Бэсеску прославился борьбой с бродячими собаками (вопрос немаловажный для больших европейских городов – Москву эти животные одолевают так же, но в предвыборные программы он у нас, почему-то, не включается).
Ему удалось сократить их численность с 300 000 до 25000, но, одновременно, он заслужил ненависть защитников прав животных, обвинявших его в жестоком обращении со зверями. Также ему удалось улучшить водо- и электроснабжение, работу общественного транспорта.
С таким послужным списком он был избран альянсом «Справедливость и правда» в качестве кандидата в президенты. Альянс образовали две основные оппозиционные партии – Демократическая (самого Бэсеску) и Национал-либеральная – под руководством нынешнего премьера Кэлина Попеску-Тэричану. Вторая была сильнее и многочисленнее, но Бэсеску оказался более раскрученным и харизматичным лидером.
Румыния, как Украина, президентско-парламентская республика. Президент не является только символом государства, однако значительная часть полномочий передана правительству. Бэсеску же пообещал избирателям быть «президентом-игроком».
Он постоянно вмешивался в текущую деятельность кабинета, что привело к обострению отношений между ним и премьером. В известном смысле премьер Попеску-Тэричану выступал в роли Тимошенко, то есть вроде бы и «свой», но в то же время – соперник.
Следует учитывать, что победившая коалиция двух партий не имела большинства в парламенте, и ей пришлось вербовать себе сторонников среди малых партий. Это делало положение кабинета очень шатким.
Ровно через два года коалиция развалилась, из нее вышла одна из маленьких партий, и правительство стало правительством меньшинства. К этому времени разногласия между премьером и президентом уже не скрывались.
Бэсеску публично назвал Попеску-Тэричану «лжецом» и всячески вставлял ему палки в колеса. Стоило премьеру объявить о предстоящем выводе румынского контингента из Ирака, как президент его опровергал.
Раскол прошел и через кабинет. Поскольку все министры делились на «людей Бэсеску» и «людей Попеску-Тэричану», то нормальная работа приостановилась. Премьер попытался выгнать всех президентских ставленников и назначить исключительно своих однопартийцев. Бэсеску отклонял все кандидатуры.
Это вызвало ступор в государственном аппарате, число ведомств без начальников росло, как снежный ком. В итоге 2 апреля Попеску-Тэричану просто-напросто разорвал союз с Демократической партией и сформировал свой кабинет безо всякого президентского участия – и получил вотум одобрения парламента.
Но, как оказалось, это был лишь первый радикальный удар по президенту. Вторым стало вынесение импичмента 19 апреля. Вокруг него объединились прежде непримиримые противники – социал-демократы и национал-либералы.
Первые мстили за «оранжевую революцию», лишившую их власти, вторые – за нелояльность. Большинство было подавляющим – 322 голоса, против – 108. Накануне Конституционный суд признал основания для вынесения импичмента незначительными.
Депутаты обвиняли Бэсеску в том, что он 19 раз нарушил конституцию, в т.ч. незаконно давал команду на прослушивание телефонных разговоров неугодных политиков, не проводил консультации с парламентом, мешал правительству работать и т.д.
Теперь полномочия Бэсеску приостанавливаются, а 19 мая в стране состоится референдум, на котором румыны должны либо подтвердить, либо опровергнуть решение парламентариев.
Румынию ждет жаркий месяц яростной агитации за и против, изощренные интриги, публичная и подковерная политическая борьба, где ставкой является президентское кресло. По свежим данным соцопросов, 52% румын примут участие в референдуме, но пока 65% из них – против импичмента.
Параллели с Виктором Ющенко вполне очевидны. Думается, вести из Бухареста были восприняты в президентском дворце в Киеве с большой тревогой. А ведь в отличие от нерешительного банковского работника Ющенко, Траян Бэсеску – боец, как и положено настоящему капитану.
Его рейтинг – самый высокий среди всех возможных кандидатов. Он пользуется популярностью в своей стране. Однако, вопреки первоначальным обещаниям («откажусь от должности через пять минут после голосования в парламенте»), он в отставку подавать не стал.
Напротив, на многотысячном митинге в свою поддержку он вышел к народу и объявил, что поступить так – значит признать свою вину. В отличие от Ющенко, он смело воплощал в жизнь обещанное. При нем страна вошла в Евросоюз и провела болезненные антикоррупционные реформы.
18 декабря прошлого года Бэсеску произнес историческую речь в парламенте по итогам работы созданной им комиссии о преступлениях коммунистического режима, где признал, что число жертв диктатуры составляет около двух миллионов человек.
Румынский пример убеждает нас в том, что происходящее на Украине – не случайно. «Оранжевые» приходят во власть, имея колоссальный кредит доверия, но он истощается очень быстро. Причин много: завышенные ожидания избирателей, борьба за власть внутри стана победителей, умелое противодействие оппозиции, естественная усталость сограждан.
Чем ниже стартовый уровень для построения демократии, тем труднее наладить конструктивное взаимодействие в рамках правового государства. Начинается война по Гоббсу – «всех против всех». Компромиссы отвергаются по определению, победитель получает все, проигравший – ничего.
Политика заменяется политиканством. Принципы – сиюминутными аферами. Вожди переходят из лагеря в лагерь с удивительной легкостью.
Энергичный Бэсеску захотел большего, чем ему положено по конституции – и поплатился. Вялый Ющенко не смог консолидировать свою команду – и также расплачивается потерей власти и авторитета. Политика – искусство возможного. А оба президента хотели невозможного.
Бухарест, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».