AMP18+

В мире

/

Американцы делят Ирак уже на шесть частей

image

В среде иракских эмигрантов зарождается движение за воссоздание единого Ирака. Одна из его целей – противодействие американскому проекту перекройки границ Ближнего и Среднего Востока, известному как «план Петерса».

О малознакомых деталях этого плана и о том, почему России стоит поддержать его противников, изданию РБК daily рассказал лидер туркмен Северного Ирака, профессор Университета Анкары, доктор наук Умит Аккоенлу.

Так, по его словам, «грандиозный проект, который сегодня реализуется в Ираке, подготовлен еще в 70-х годах по инициативе и при участии Збигнева Бжезинского. Детали неоднократно менялись, но задача оставалась неизменной: раздробление всех государств Ближнего Востока и создание в регионе новой географии».

«Реализация проекта началась в Ираке, где во время американской оккупации были максимально обострены противоречия между всеми религиозными и этническими группами. Имена лидеров этих групп, специально подготовленных в США, были определены еще в 90-х годах. Потом всех этих коллаборационистов собрали под крышей INC (Иракский национальный конгресс – РБК daily), и сегодня эти люди составляют руководство Ирака», – рассказал профессор из Анкары.

«По логике авторов проекта, – добавил он, – если на месте нынешних относительно крупных государств будут созданы мелкие государственные образования с проамериканскими режимами, противостоять целям США в регионе будет некому. Главная из этих целей – овладеть энергоресурсами Ближнего Востока. А в глобальном масштабе – занять выгодные геостратегические позиции для ослабления Китая и России».

«Усиление этнической и религиозной розни после свержения режима Хусейна дало представителям США основания заявлять, что конфликтующие группы не могут жить в одном государстве, и поэтому Ирак необходимо разделить на части», – отметил далее собеседник РБК Daily.

«Сначала речь шла о трех частях: Курдистан, шиитское арабское государство и суннитское арабское государство – разумеется, все под американским протекторатом. Но затем появилась новая стратегия: разделение каждого из этих трех новых государств пополам. Почва для этого тоже есть, потому что каждая из трех общностей четко делится на две подгруппы», – сказал Умит Аккоенлу.

Он сообщил изданию, что курды давно уже разделились на кланы Барзани, который контролирует Эрбиль, и Талабани, который контролирует Сулейманию. Каждый клан имеет свои доходы, свои полицейские силы, свои фракции в общеиракском – пока еще – парламенте. Шииты делятся на арабов и персов, а сунниты, в свою очередь, на арабов и туркмен, к которым относится и сам профессор.

Он уточнил, что туркмен насчитывается три миллиона, в основном на севере Ирака, недалеко от иранской границы. Исторически в районе нынешнего Ирака существовали семь тюрко-сельджукских государств, и нынешние иракские туркмены – потомки их жителей.

«Если мир останется сторонним наблюдателем, по принципу этнической и религиозной розни будут раздроблены и другие страны региона, – продолжает лидер туркмен Северного Ирака. – Я бы сравнил этот процесс с действием разлома земной коры, от которого расходятся волны землетрясений. 90% территории Турции, где я живу, является сейсмоопасной зоной, и физику действия разломов у нас хорошо знают». «Расчленение Турции (на юго-восток Турции претендуют курды, район Арарата считают своей исконной территорией армяне, здесь же, по убеждению израильтян, также находится часть их «ветхозаветной родины» – РБК daily) будет очень опасно для России», – считает он.

«Вместо самостоятельного предсказуемого государства Россия получит в соседи многоцветное, преимущественно исламское лоскутное одеяло. Если раздробленным окажется еще более пестрый по этническому составу Иран, опасность вырастет (по мнению большинства экспертов, это дестабилизирует ситуацию в Закавказье и Средней Азии – РБК daily)», – уверен профессорв.

«А Китай утратит очень большой рынок и важнейший источник энергоресурсов. Вот почему Америка старается выстроить между Россией и Китаем полумесяц американского присутствия – Киргизия, Афганистан, Ирак, Иран, Пакистан. Этот полумесяц будет опоясывать Россию с юга», – поясняет собеседник московского издания.

Что касается ситуации в Турции, то здесь, говорит Умит Аккоенлу, «народ выступает против этого проекта, а власть поддерживает американцев. Мало того, премьер-министр Турции декларирует, что он является сопредседателем проекта «Большой Средний Восток».

В ответ на удивление обозревателя РБК daily, заинтересован ли турецкий премьер в исчезновении его страны с карты мира, иракский туркмен сказал, что «нельзя объявлять Талабани (Джаляль Талабани, президент Ирака, курд – РИА «НР») и Барзани (Масуд Барзани, председатель Демократической партии Курдистана, фактический глава региона – РИА «НР») представителями всего курдского народа».

«У нас есть свои, турецкие курды, это отдельный вопрос, и политику отдельных групп и движений не стоит смешивать с генеральной линией американских проектов в регионе. Но в Ираке уже зарождается серьезное движение за реставрацию единой страны и восстановление разрушенной американцами инфраструктуры. Оно еще не приступило к практической деятельности, его пока не видно и не слышно», – говорит профессор.

«Но оно старается академическими интеллектуальными средствами заявить о себе, и скоро мы о нем услышим. Оно опирается на эмигрантов, патриотов Ирака, которые выехали из страны и хотели бы вернуться на родину, единую и не разделенную. Во времена Саддама оттуда эмигрировало 3 млн. человек, при американцах – 4 млн. Семь миллионов, если они объединены общей идеей, – это большая сила», – добавил Аккоенлу.

Говоря о роли России в этом вопросе, собеседник РБК daily сказал, что «Россия не сыграла никакой активной роли в оккупации Ирака, но как член Совета безопасности ООН не заклеймила эти действия». «Сейчас мы надеемся, что у нас будет четко сформулированная платформа и что Россия поддержит угнетенный и разделенный народ. Можно собирать конференции, симпозиумы ученых, интеллигенции Среднего Востока», – полагает он.

«Мы не боимся таких государств-насильников, как Америка. Если бы мы действовали в американских координатах, мы бы им служили, но мы не хотим действовать в их координатах. Самое сильное оружие в мире – это все-таки разум человека», – заключил профессор из Анкары.

От себя редакция РБК daily добавила, что «говорить об иракских эмигрантах как о серьезной силе рано, и не факт, что рассеянные по миру патриоты-интеллектуалы сумеют преодолеть этнические и религиозные противоречия, о которых сами с сожалением говорят».

«Конфликт между суннитами и шиитами, который Соединенным Штатам удалось разжечь в ходе двух иракских кампаний, очень серьезен. Но, кажется, играя на ближневосточных противоречиях, вашингтонские стратеги сами в них запутались», – пишет издание.

«18 декабря, когда турецкая армия перешла границу Ирака, госсекретарь США Кондолиза Райс, прилетевшая в Киркук, не смогла встретиться с лидером иракских курдов Масудом Барзани. Барзани заявил, что не хочет видеть Райс, поскольку Америка закрывает глаза на бомбардировки курдов турецкой авиацией», – пишут журналисты.

«Ответить лидеру курдов госсекретарь не смогла: накануне начальник генштаба турецкой армии Яшар Бююканыт признался газете «Хюрриет», что Турция не только получила согласие Вашингтона на бомбежки Курдистана, но и помогает Анкаре разведданными», – отмечает РБК daily.

«Одновременно марионеточное правительство Ирака аннулировало все соглашения Курдистана с иностранными компаниями на добычу и экспорт нефти. Если курды всерьез рассорятся с Вашингтоном, «план Петерса» придется надолго отложить», – заключает московское издание.

Москва, Всеволод Ягужинский

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Юг России, В мире, Общество, Политика, Россия,