Французский политолог: «Когда нефть подешевеет, бюджет России будет разбалансирован» «Украина не сможет помешать присоединению Крыма»
Крым сегодня фактически находится под контролем России, но Путин не спешит его аннексировать. Французский портал Atlantico попросил прокомментировать сложившуюся ситуацию исследователя Французского института геополитики и преподавателя российского университета РГГУ Кевина Лимонье.
Чтобы понять, почему Крым важнее для России в составе Украины, следует обратиться к базирующемуся в Севастополе Черноморскому флоту, утверждает собеседник портала. Почему Россия готова платить большие деньги за аренду севастопольской базы?
«Было бы гораздо экономичнее расположиться в Новороссийске, тем более что это решение точно не мотивировано военными или стратегическими соображениями: Крым потерял свой стратегический потенциал со смертью СССР, – рассуждает исследователь. – Все дело в том, что без Черноморского флота Севастополь ничего не значит. Это город, построенный моряками для моряков. Без флота не будет того монумента, который представляет собой это русскоязычное пространство, объединенное преклонением перед жертвами, о которых говорят по-русски. Это способ сохранить некоторое видение русской идентичности, создаваемой властью, и возможность для русских постоянно задавать украинцам один и тот же вопрос: с кем вы хотите быть?»
«Сохранение нескольких кораблей – самый радикальный из имеющихся у русских способов сохранить очень сильное влияние на Украине. Тут мы ступаем в область памяти и идентичности. В Севастополе и Крыму речь, прежде всего, идет об этом», – считает Лимонье.
«Украина не сможет помешать присоединению Крыма к России. У нее нет для этого сил, и она не хочет умирать за Крым. Можно предположить, что европейцы, а с ними и американцы тоже не пошевелятся. В то же время, если Крым войдет в состав России, это создаст серьезную проблему с точки зрения толкования международного права», – делает свой прогноз эксперт.
С помощью Крыма русские посылают сигнал Западу. В 2007 году Москва обвиняла Запад в искажении фундаментальных ценностей международного права в свою пользу, выступая против независимости Косово. «Сегодня это своеобразный «реванш», – констатирует Лимонье. – Крымский вопрос ознаменует начало новой фазы в войне ценностей, которую ведут Запад и Россия. Если завтра Крым присоединится к РФ, это станет не юридическим, а этическим прецедентом. Следует готовиться к множеству перемен в области международной этики».
Почему Владимир Путин решил именно сейчас выйти на информационную сцену? Это продолжение его усилий по консолидации «традиционалистского» электората в условиях недовольства среднего класса.
«Исход украинского кризиса удивил русских не меньше, чем весь мир. Однако Владимир Путин как тонкий стратег сумел повернуть ситуацию в свою пользу, укрепив этот электорат и продолжив стратегию радикализации по отношению к Западу и всему западному», – предлагает свою версию собеседник Atlantico.
Означает ли это, что проблемы внутренней политики можно решить через политику внешнюю? «Вовсе нет. Это забегание вперед, – отвечает ученый. – Настоящая проблема России – это система господства ренты. Сегодня Россия – это страна-рантье, а рантье не совершает открытий, не создает материальных ценностей».
Путин всегда хотел снова сделать Россию великой державой, однако она неспособна на это, потому что не может внедрять инновации. Когда цена газа упадет ниже 115 долларов, бюджет России больше не будет сбалансирован: о чем бы ни шла речь – об армии, образовании или всех других программах – все они зависят от этого маятника энергетической ренты. «Вот в чем, на мой взгляд, заключается главная беда России», – заключает Лимонье.
Париж, Федор Коротков
© 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».