Мнение: ситуация с Украиной напоминает события 1917-1918 годов «Европейские правительства не видят угрозы в русско-украинском конфликте»
Расколовшийся европейский альянс борется с Россией за Украину, которая вышла из распавшейся влиятельной империи. Россия ведет переговоры о реализации мирного соглашения с Европой, в то время как пророссийские войска образуют собственное правительство на востоке Украины. Россия же отрицает оказание какой-либо поддержки бойцам.
Как пишет немецкая газета Suddeutsche Zeitung, сценарий сегодняшних времен отражает и события 100-летней давности. В 1917 году Центральная Рада потребовала власть над Украинской народной республикой. За автономию и независимость она сначала боролась против временного правительства России, а затем и против его последователей, большевиков.
Шел тяжелый третий год Первой мировой войны. Для обеих сторон конфликта, Центральных держав и Антанты, геополитическое решение Украины имело стратегическое значение. Антанта первой признала украинское правительство. Даже США открыли консульский отдел в Киеве. Антанта надеялась, что Киев вступит в коалицию, но украинцы настаивали на нейтралитете.
Но намного большую роль на Украине играли Германия и Австро-Венгрия. Их генералы хотели перенести войска с Восточного фронта для финального наступления на Западный фронт и были готовы заключить с каждой отдельной страной сепаратный мир. Кроме того, на дипломатов оказывали давление социал-демократы, представляющие в парламенте большинство. К тому же, на грани выживания была Вена.
Большевикам тоже был срочно нужен мир, в декабре 1917 года они потребовали проведения переговоров, которые вскоре состоялись в Брест-Литовске под руководством Центральных держав.
Большой неожиданностью стал приезд на переговоры украинской делегации, которая потребовала права обсуждения автономного мира с их страной. Украина, «хлебная корзина» Европы, пообещала странам «Центрального блока» поставки зерна, но продолжала настаивать на нейтральном статусе.
Спустя несколько недель трудных переговоров все четыре Центральные державы признали Украину 9 февраля 1918 года в «хлебном мире», первом соглашении о перемирии в ходе войны. Россия также обязалась признать украинское правительство.
Большевики в целом признали Украинскую народную республику еще 17 декабря 1917 года в манифесте, который, однако, содержал ультиматум и лист претензий по отношению к украинскому правительству. Когда украинцы отказались выполнять требования ультиматума, Советская Россия объявила войну Украине, в которой доминировали социалисты.
И после того как Киев стал жертвой бомбардировок большевиков, Центральные державы продолжали поддерживать украинское правительство. Причиной была не только потребность в продовольствии и недовольство тактикой затягивания большевиками переговорного процесса о перемирии. Лев Троцкий, руководивший советской делегацией, описывал собственную стратегию следующим образом – «Ни войны, ни мира».
Большевики были изгнаны немецкими войсками из Украины, последовала почти восьмимесячная оккупация Центральными державами. Оккупация не была запланированной. Для этого у Германии оставалось слишком мало войск, а Австро-Венгрия вначале не поддержала просьбы Германии о помощи при оккупации. Результат импровизированного вторжения – инициированная Германией смена власти на Украине, при которой от власти было отстранено правительство, с которым подписывалось мирное соглашение.
Во главе республики встал генерал Павел Скоропадский – консервативный, монархически настроенный руководитель-марионетка. Оккупацию быстро сменила военная диктатура, что привело к восстаниям по всей стране. Был убит немецкий военачальник в Киеве, была одержана победа над Центральными державами в ноябре 1918 года.
Независимое украинское государство пережило еще один год, прежде чем стать жертвой большевистских вторжений, белорусской оккупации и, в конце концов, советско-польской войны 1920 года. Генерал Павел Скоропадский бежал в Германию. Он скончался в апреле 1945 года в Баварии во время авиаудара войск союзников.
Независимое украинское государство существовало хоть и короткое время, но советские власти позднее признали отдельную Украинскую социалистическую республику учредительной частью Советского Союза. Республика имела собственный парламент и Академию наук, которые позднее создали институциональную базу независимой Украины после 1991 года.
Как это было в 1991 году и в наше время, в 1917/1918 годах возникновение государства Украины было общественным проектом решительных молодых украинских дипломатов, а также дипломатических представителей Франции, Германии, Австро-Венгрии и других стран.
Некоторые защитники украинской самостоятельности, например, французский генерал Жорж Табуи, провели много времени на решающем русском юго-западном фронте. Генерал Макс Хофманн был одним из известнейших экспертов по России немецкой армии и знал много об Украине по своей довоенной карьере. Оба и в министерстве иностранных дел, и на военной службе были окружены менее знающими коллегами. Большинство дипломатов и военных предпочитали тогда вести переговоры с Россией, которая была им знакома, а не с Украиной, действовавшей обособленно.
Это относилось, в первую очередь, к Австро-Венгерской империи, руководители которой опасались, что их собственные национальные меньшинства могут взять пример с украинского сепаратизма. Но и среди немцев было много тех, кто не воспринимал всерьез автономные устремления Украины.
Неловкость в общении с «неисторическими нациями» – то есть теми, кто живет при чужом господстве – было одним из крупнейших препятствий в украинском стремлении к независимости и государственности. Это во многом подтверждается и сегодня.
Многие западные СМИ поворачиваются, по всей видимости, по старой привычке, к «российским» экспертам, которые, как и их царские предшественники военного времени, ничего или очень мало знают об украинской истории или украинском языке и интерпретируют историю с позиции Москвы или же Санкт-Петербурга, столицы империи с 1712 по 1918 год.
Судьба Украины, как нового и хрупкого государства во вражеском соседстве тогда была не единичным случаем. Вскоре после признания Украины в 1918 году международным сообществом были признаны новые Польша, Чехословакия, балтийские и финское государства. Существовала угроза, и они нуждались в поддержке международного сообщества.
И сегодня Украина нуждается в международной помощи для консолидации ее рыночной экономики и демократии. У страны – недружественный и сильный сосед на востоке, заинтересованный в дестабилизации Украины. В долгосрочной перспективе выживание и стабильность постмайдановской Украины зависит от того, насколько дружественной, демократической будет Россия. Между тем, необходима поддержка со стороны других соседей – Молдавии, Грузии, прибалтийских стран, Польши и Румынии.
Стало ясно, что правительства некоторых европейских стран, прежде всего Германии, Франции, Великобритании и Австрии, не видят в российско-украинском конфликте угрозу своим национальным интересам. В элитах этих стран доминируют те, кто с пониманием относится к позиции России, кто не считает судьбы таких государств на периферии России частью своих дел.
Поэтому Украина, как уже было в 1917/1918 годах, нуждается в собственных талантливых и решительных политиках, дипломатах и гражданах, которые будут ощущать необходимость независимости, интеграции и процветания своей страны.
Многие российские и польские историки долгое время игнорировали Украину и забыли о мирном соглашении 1918 года. В их трактовке истории Украина была и продолжает оставаться пограничной страной, где царит хаос, нуждающейся во власти извне. После более двух десятилетий независимости Украина больше не является хрупким государственным образованием образца 1917/1918 годов. Стране необходима не опека, а понимание и поддержка.
Мюнхен, Станислав Еременко
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».