В непростые для НАТО времена альянс возглавил экс-премьер Норвегии Йенс Столтенберг. Покидая пост генсека, Андерс Фог Расмуссен заявил, что «оставляет сильный альянс в сильных руках».
Между тем, многие западные эксперты уверены, что возглавить блок Столтенбергу пришлось в непростое для альянса время. Как пишет Helsingin Sanomat, «с самого начала новый генсек вынужден иметь дело с демонстрирующей свои мускулы Россией», стараться предотвратить эскалацию конфликта и в то же время обеспечить преемственность в политике альянса, пишет Лента.ру.
Йенс Столтенберг – потомственный политик. Его отец, Турвальд Столтенберг, был послом в Югославии, а потом занимал пост министра иностранных дел. Мать Йенса, Камилла, в молодости придерживалась левых взглядов, но с годами утратила интерес к политике, сосредоточившись на карьере ученого-генетика.
Старшая сестра нового генсека НАТО, названная в честь матери, – врач. Другая сестра, скончавшаяся в этом году телеведущая Нини, прославилась частыми скандалами со своим бойфрендом, пристрастием к героину и призывами легализовать наркотики. Сам Йенс тоже как-то признался, что в молодости курил марихуану.
Как отмечается в статье Encyclopedia of World Biography, Столтенберг – фанат онлайн-игр. В одной из своих любимых – Age of Empires – он использует псевдоним Steklov. Этот никнейм он выбрал неслучайно.
По утверждению норвежских СМИ, в конце 80-х Столтенберг якобы имел контакты с сотрудниками КГБ и работал под агентурной кличкой Стеклов. На это сам политик отвечал, что всего лишь общался с дипломатами разных стран и не видит в том ничего предосудительного.
Через несколько дней после вступления в должность генсека НАТО Associated Press опубликовало информационную справку о Столтенберге, в которой также упоминается слух о связях политика с советскими спецслужбами. «Во времена холодной войны он был многообещающим молодым политиком. КГБ попыталось завербовать его, однако он сообщил об этом властям Норвегии», – утверждают авторы заметки, ссылаясь на данные норвежской разведки.
Первым местом работы будущего генсека НАТО стала газета Arbeiderbladet, которую называли рупором норвежских левых. С 1985 по 1989 год он возглавлял молодежное крыло Норвежской рабочей партии. Неоднократно занимал посты в правительстве: был министром торговли и энергетики, а затем министром финансов.
В юности Столтенберг придерживался левых взглядов: резко критиковал Североатлантический альянс и был активным противником членства Норвегии в НАТО. Студентом Столтенберг бросал камни в здание посольства США в знак протеста против войны во Вьетнаме.
Однако позже он изменил свою позицию и сделал все возможное для того, чтобы молодежное крыло социал-демократической Рабочей партии официально признало членство страны в НАТО. Заняв кресло премьер-министра, активно поддерживал международные операции альянса.
Так, например, Норвегия участвовала в военных действиях НАТО в Афганистане и в Ливии. Вероятно, это помогло Вашингтону забыть об «ошибках молодости» Столтенберга, и вскоре о нем заговорили как о возможном преемнике Расмуссена.
Главный инициатор назначения Столтенберга – канцлер Германии Ангела Меркель. Как пишет Der Spiegel, сначала она убедила Барака Обаму, потом Дэвида Кэмерона и Франсуа Олланда, а затем и остальных участников блока поддержать кандидатуру норвежского премьера.
Тем не менее, для многих назначение Столтенберга оказалось неожиданностью. Главой блока редко два раза подряд становится представитель одного географического региона. Ожидалось, что кресло руководителя альянса получит человек из западноевропейской, центрально-европейской или же южной страны. Назывались конкретные кандидатуры: министр обороны Бельгии Питер Де Крем, глава МВД ФРГ Томас де Мезьер, бывший глава МИД Италии Франко Фраттини.
В Москве надеялись, что именно Фраттини, кавалер российского ордена Дружбы, возглавит НАТО. Но и Столтенберг далеко не худший вариант. Он не вызывает раздражения ни в Кремле, ни на Смоленской площади.
Как сообщает Aftenposten, «несомненный козырь Столтенберга – его умение ладить с Россией». При нем в 2010 году Москва и Осло подписали соглашение об упрощенном пересечении границы для жителей приграничной территории, а также заключили договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море. Территориальный спор между странами, к слову, длился с 1978 года.
На посту премьера он неоднократно подчеркивал важную роль Совета Россия – НАТО, отмечая, что обе стороны сталкиваются с одинаковыми угрозами и поэтому должны укреплять сотрудничество. Кроме того, он последовательно выступал за отмену визового режима между скандинавскими странами и Россией.
Еще до обострения отношений с Москвой американцы настойчиво призывали союзников по НАТО увеличить расходы на оборону. Пока большая часть европейских стран сокращала военные бюджеты, возглавляемое Столтенбергом норвежское правительство исправно вносило в казну блока положенные 2% своего ВВП.
Вероятно, на посту генсека НАТО Столтенберг активно потребует того же от остальных участников блока, полагает заместитель директора ИМЭМО РАН Федор Войтоловский. «Первостепенная задача НАТО – преодолеть противоречия между членами альянса. На фоне обострения отношений с Россией внешне все кажется гладко, но на самом деле есть глубинные расхождения, касающиеся долгосрочных перспектив альянса, того, каким будет НАТО через 10-15 лет. Члены альянса не заинтересованы в том, чтобы существенно наращивать военные расходы. Причем это касается не только европейских стран, традиционно заявляющих о своем нежелании нести трансатлантическое бремя в сфере обороны и безопасности, но и самих США. Ни у кого нет денег на то, чтобы превращать блок в ту военную машину, которой он был в годы холодной войны», – уверен эксперт.
Между тем, Москву волнует то, что новый генсек НАТО может попробовать «зазвать в альянс» своих соседей – Швецию и Финляндию. По мнению Войтоловского, это маловероятно: «Я очень сомневаюсь, что Финляндия и Швеция будут сильно заинтересованы в том, чтобы на самом деле изменить свой статус. У них есть своя система соглашений с Североатлантическим альянсом. Даже в условиях нынешнего ухудшения отношений с Россией, парламенты и население этих стран, я уверен, не захотят идти на резкое обострение с Москвой. Они, скорее всего, останутся в своем нынешнем статусе, несмотря на ужесточение риторики».
Референдум в Крыму спровоцировал дискуссию о вступлении в НАТО двух скандинавских стран. Так, занимавший в тот момент пост вице-премьера Швеции Ян Бьерклунд в апреле призвал к «фундаментальным изменениям в оборонной доктрине», добавив, что намерен поставить вопрос о вступлении Швеции в НАТО.
Министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя заявил, что его страну вполне устраивает «нынешнее сотрудничество с НАТО». Швеция и Финляндия уже давно сотрудничают с НАТО по программе «Партнерство ради мира», сохраняя при этом нейтралитет.
Тональность выступлений Столтенберга заметно отличаются от той, в которой были выдержаны речи Расмуссена. Как отмечает The Wall Street Journal, новый генсек НАТО «для общения с Москвой выбрал более примирительный тон». В день своего вступления в должность он заявил, что главная задача блока на ближайшие годы – укрепление коллективной обороны.
Но в то же время Столтенберг поспешил заверить СМИ, что альянс не стремится к конфронтации с Россией. По его словам, усиление блока никак не мешает выстраивать конструктивные отношения с Москвой. Также генсек пообещал, что руководство альянса рассмотрит запрос о созыве заседания Россия – НАТО, если таковой поступит, напоминает Лента.ру.
Осло, Станислав Еременко
Осло. Другие новости 09.10.14
Грузинский джихадист грозит «вторжением в Россию». / Киев обнародовал новые тарифы на транзит газа. / Отток капиталов из России за год удвоился. Читать дальше
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».