Благодаря свидетельствам трех представителей семейства Ле Пен и собеседников в России удалось восстановить историю отношений, зародившихся полвека назад в одном из парижских баров, пишет французская газета Le Nouvel Observateur.
«Ле Пены, Жан-Мари, затем Марин и Марион, всегда развивали контакты и дружбу с Россией. «Национальный фронт» – плацдарм режима Путина во Франции», – пишет автор статьи.
«12 июня этого года в посольстве России в Париже был дан прием. Закуски и ледяная водка на национальном празднике, теплая атмосфера. Несмотря на недавнюю аннексию Крыма, на мероприятии присутствуют сливки дипломатического общества, артисты и французские предприниматели. Внезапно гул усилился: в зал вошли Марин Ле Пен и ее племянница, молодой депутат от НФ. Их встретил посол России Орлов. В последнее время они нередко встречались в частном порядке, но впервые Ле Пен и эмиссар Путина во Франции показались вместе на публике», – пишет автор.
Речь идет о важном политическом альянсе, сложившемся в остановке соблюдения тайны. Этот альянс способен изменить лицо Старого континента. В последние месяцы Кремль делает ставку на НФ. Он считает его способным взять власть во Франции и повернуть ход европейской истории в пользу Москвы, пишет журналист.
Вдали от любопытных глаз российские руководители все чаще встречаются с лидерами крайне правой партии, которая, в свою очередь, восхищена тем, что ее обхаживает великая держава. «Это правда, я часто посещаю посольство России, – признает Марион Марешаль-Ле Пен. – Моя тетя стимулирует меня к этому».
«Председатель НФ – восторженная поклонница Путина, – пишет автор статьи. – В российской прессе она заявляет о своей «лояльности» в отношении бывшего полковника КГБ, своего старшего брата с Востока, которым она «восхищается».
Она даже выступает за то, чтобы «Франция вышла из НАТО и вступила в военный альянс с Москвой». Она уже дважды побывала в российской столице за последние несколько месяцев, а ее отец, Жан-Мари, поедет в Москву в конце октября. Но при этом Марион отмечает: «Мы не являемся агентами Москвы».
«Какова же природа этих крепнущих связей, объединяющих эту семью с кланом Путина? Благодаря свидетельствам трех Ле Пенов и других лиц нам удалось реконструировать историю этих волнующих отношений, начавшихся в одном из парижских баров полвека назад», – сообщает автор статьи.
«Все началось в Латинском квартале в разгар майских событий 1968 года. Молодой и талантливый московский художник Илья Глазунов приехал в Париж. Живописец, уже известен на Родине, довольно скандальная личность. Он называет себя монархистом, а КГБ считает его «антисемитом». Однако коммунистический режим полагает, что он полезен для пропаганды и продвигает его», – напоминает автор статьи.
Во Францию Глазунов приехал с заданием написать портреты известных французов, которых Кремль хотел бы обольстить, начиная с генерала де Голля. Но миссия Глазунова в Париж сложилась иным образом. Художник рассказал, что в один из летних дней 1968 года французский приятель привел его в Сорбонну, в одно из кафе, которое держал русский певец.
В этом кафе Глазунов встретился с молодым человеком, издававшим пластинки с песнями нацистского содержания и песнями об императорской России. Это и был Жан-Мари Ле Пен. «Он обожал мою страну. Мы друзья до сегодняшнего дня». Глазунов не написал портрета генерала, но обессмертил некоторых министров. Он запечатлел на полотне Пирретт Ле Пен, мать Марин, а также написал портрет Жана-Мари в форме офицера-парашютиста, сообщает журналист.
Илья и Жан-Мари 20 лет общались по телефону и переписывались. Они вновь встретились в 1991 году во время визита Ле Пена в Москву. В то время Глазунов вдохновлял «Память», могущественное антисемитское движение, существованию которого коммунистические власти не препятствовали и из рядов которого вышли многие нынешние российские националистические лидеры.
В ходе этого визита председатель НФ познакомился с Владимиром Жириновским, а год спустя «Жирик» познакомил его с Эдуардом Лимоновым. Но в 2000 году, с приходом к власти Путина, Ле Пен понял, что следует делать ставку на другую партию, «Родина». В 2003 году Ле Пен принял приглашение посетить Москву от одного из основателей нового движения – Сергея Бабурина. Между ними возникла дружба.
Ле Пен после участия во втором туре президентских выборов в 2002 году встречался с политическими деятелями, близкими к российскому президенту, а также с отцом Тихоном, духовником Путина, и бывшим председателем КГБ Владимиром Крючковым, сообщает журналист.
Глава НФ не вызывал отрицательных эмоций у новых хозяев страны, Владимира Путина и его друзей, поэтому он вернулся в Россию в июне 2005 года по приглашению националистического движения «Родина». По случаю дня рождения Ле Пену был подарен пистолет-пулемет Калашникова. Лидеру НФ было также позволено посетить частные апартаменты российского президента в Кремле, переделанные старым другом Глазуновым, ставшим ведущим художником и декоратором режима, пишет издание.
Клан Путина обхаживает Жана-Мари Ле Пена, но старается не слишком афишировать отношения. В 2011 году Марин Ле Пен сменила своего отца на посту лидера партии. И она в одном из российских изданий заявила о своей поддержке Путина и его авторитарного режима.
Кремль, в свою очередь, взял курс на сближение с новым главой НФ. Всё этому способствовало. С момента возвращения в Кремль в мае 2012 года Путин решил превратить «Христианскую Европу» в заслон против «западного разложения» и «американской гегемонии». Речь идет о темах, близких французским крайне правым, говорится в статье.
В ходе визитов в Москву Марин Ле Пен встречают с большой помпой председатель Думы Сергей Нарышкин, вице-премьер Дмитрий Рогозин. И все это не случайно: Рогозин – друг художника Ильи Глазунова и один из основателей националистической партии «Родина», которая приглашала несколькими годами ранее в Москву Жана-Мари Ле Пена.
Существует ли какая-то иная подоплека столь тесных отношений между Россией и НФ? Марин Ле Пен был задан такой вопрос, она уклонилась от ответа. Но чуть позже она косвенно признала существование неких причин: в одном интервью она сообщила, что НФ обращался к некоторым французским и зарубежным банкам, включая российские, с просьбой о предоставлении займа: «Мы еще ожидаем ответов», – сказала она, отказавшись назвать российские банки, пишет журналист.
«В конце октября в Москву приедет Жан-Мари Ле Пен. «Я буду присутствовать на боксерском поединке», – пояснил он. Кто пригласил? «Русские друзья». Какие? Ответа не последовало. Он лишь сказал, что он увидится со своим дорогим другом Ильей, который все еще мечтает написать портрет Марин», – пишет автор статьи.
Между тем, французское издание Libération опубликовало досье под заголовком «Система царя», посвященное российским агентам влияния во Франции. Всего журналист выделяет 7 подгрупп из числа тех, кто защищает интересы и имидж России среди французов: начиная от политиков и промышленников и заканчивая университетскими преподавателями.
Первую из таких групп автор классифицирует как «крайне правые, плацдарм Москвы» во Франции. «Из всех французских политических партий «Национальный фронт» наиболее восторженно настроен по отношению к Владимиру Путину, – отмечает журналист. – По словам Марин Ле Пен, российский президент – «патриот», защищающий «ценности европейской цивилизации» и в особенности ее «христианское наследие».
«Мы хотим строить будущее Европы вместе с Россией», – пояснил автору Эмерик Шопрад, ответственный за международные отношения «Национального фронта». Этот автор геостратегии крайне правой французской партии по несколько раз в году бывает в России, где он завязал многочисленные «дружеские отношения», в частности, с миллиардером Константином Малофеевым, который финансирует украинских сепаратистов, утверждает журналист.
«Любовь «Национального фронта» к Путину вызывает множество подозрений насчет российского финансирования, которое, возможно, эмиссары партии ездят получать в Москве», – пишет издание.
«Ближе к краю правого политического спектра, бывший член ультраправой студенческой группы GUD (Group Union Défense, «Группа союз защиты») Андре Шанклю организует деятельность «коллектива Франция-Россия» и ассоциации «Франция-Донбасс», – сообщает журналист. – Последняя организовала этим летом митинги в Париже и даже направила несколько французских волонтеров на восток Украины в качестве подкрепления пророссийским сепаратистам».
Вторую группу российских агентов влияния во Франции журналист определяет как «правые под прикрытием голлизма». «Генерал де Голль без конца упоминается французскими друзьями Владимира Путина, которые охотно используют его формулу «от Атлантического океана до Урала» применительно к Европе или вспоминают его предсказание в 1944 году: «невозможно победить Россию», – говорится в статье. В этой подгруппе чемпионом является депутат партии UMP Тьерри Мариани, сопредседатель ассоциации «Франко-российский диалог» совместно с главой РЖД Владимиром Якуниным.
«К этой группе певцов «Европы суверенных наций» присоединяется также Филипп де Вилье, который совмещает восхищение Путиным и бизнес, – пишет автор. – В августе, когда российские танки захватывали восток Украины, президент «Движения за Францию» встретился с Путиным на его новой территории в Крыму и продал ему два проекта парков развлечений по модели французского парка «Пюи дю Фу»: один должен быть построен в Москве, а другой в Крыму».
Третью подгруппу пророссийски настроенных французов журналист выделяет в материале под заголовком «Недоверие к НАТО, двигатель некоторых левых сил». «В рядах левых политических сил восхищение Владимиром Путиным подпитывается различными источниками вдохновения: антиамериканизмом, критикой ЕС и либерализма, поиском другой политической модели, но бывает, что это просто желание выделиться из общей массы», – говорится в статье. Для «Левой партии» главным виновником украинского кризиса является, таким образом (...) НАТО, которое, по ее мнению, спровоцировало Россию, продвинувшись слишком далеко на восток Европы».
«Нужно поддерживать хорошие отношения с Россией, это в интересах всей Европы», – заявил Жан-Люк Лоран, лидер «Республиканского и гражданского движения», который объединил группу дружбы Франция-Россия в нижней палате парламента Франции и пытается развивать децентрализованное сотрудничество своего города Ле-Кремлен-Бисетр под Парижем с Дмитровским районом Московской области.
Четвертая группа сторонников президента Путина во Франции классифицируется автором как «сочувствующие университетские преподаватели». «Вплоть до самых авторитетных кафедр французских университетов путинская Россия имеет своих поклонников и защитников, более или менее решительных, – говорится в статье. – Самый известный из них – Жак Сапир, директор исследовательского центра в EHESS (Высшая школа социологии) в Париже, настолько систематично защищающий путинскую Россию, что возник целый рой его критиков».
К числу пророссийских ученых можно отнести и Элен Каррер д'Анкосс, советолога и специалиста по истории России, ныне постоянного секретаря Французской академии, которая часто защищает путинскую «идею» России. Неравнодушны к России по причине частого финансирования, от которого они зависят, Институт международных и стратегических отношений (IRIS) и Французский институт международных отношений (IFRI).
Пятая подгруппа, выделяемая в статье в качестве проводящей интересы России, – это промышленники, которые «действуют с оглядкой», как гласит подзаголовок в досье. «Не менее пяти французских руководителей предприятий сидели в начале сентября в Париже за одним столом с Сергеем Нарышкиным, спикером Госдумы, который находится под европейскими санкциями и которому вроде бы должен быть запрещен въезд во Францию, – говорится в статье. – Кого там только не было: президент Total Кристоф де Маржери (погибший в авиакатастрофе в Москве), президент EDF Анри Прольо, генеральный директор GDF-Suez Жан-Франсуа Сирелли, основатель Auchan Жерар Мюлье и Серж Дассо, руководитель авиа- и медиакомпаний. У всех у них крупные экономические интересы в России, и они охотно источают свою любовь к Москве перед государственными чиновниками, а иногда и в СМИ».
В качестве шестой подгруппы агентов влияния Москвы во Франции журналист выделяет так называемый «батальон наивных». «В интернет-форумах, в кафе и других местах пересуд, в редакциях и даже в парламенте геополитики-любители водятся в большом количестве: иногда они знают Россию, а порой никогда там не бывали, но они систематически встают на сторону Путина, с равной дозой фанатизма и невежества или презрения по отношению к жертвам режима». К этой категории автор относит, например, французского актера Жерара Депардье.
Ну и, наконец, последняя и седьмая группа агентов влияния – «тролли Кремля на службе пропаганды». «Как всякий хороший кагэбэшник, Путин позаботился об активизации многочисленных сетей российского влияния за границей и особенно во Франции, – говорится в статье. – Начиная с 2012 года, Координационный совет российских соотечественников во Франции пытается объединить примерно 300 тыс русских и французов российского происхождения, живущих в стране, являясь посредником между их ассоциациями и посольством России».
Президентом совета является потомок белогвардейцев Дмитрий де Кошко, который в прошлом работал в агентстве France Presse и пользуется этим, чтобы обличать французские СМИ, виновные якобы в «антироссийской кампании». Как отмечает журналист, было создано где-то шесть СМИ на французском языке, которые освещают события с российской точки зрения, популяризируя ее среди французов.
«Во Франции поражает сильнейшая поляризация дискуссии вокруг России, – заявила в интервью журналисту Татьяна Кастуева-Жан, исследовательница во Французском институте международных отношений (IFRI). – С самого начала людей делят на пророссийски и антироссийски настроенных либо на сторонников или противников Путина».
Идеология определяет дискурс, заявила исследовательница, добавив, что это «ужасно обедняет интеллектуальную дискуссию». Сама она пытается оставаться на нейтральной позиции, что нелегко, так как дискуссия вокруг России стала «скользкой темой».
«Исследователь Арно Дюбьен, являющийся членом Института международных и стратегических отношений во Франции (Iris), возглавляет в Москве аналитический центр «Обсерво» при франко-российской ТПП, который защищает интересы бизнес-среды, – сообщает издание. – Пользуясь своими контактами в Москве и Париже, Дюбьен не перестает утверждать, что вертолетоносцы «Мистраль», поставка которых была отсрочена этим летом, будут все-таки переданы Москве, чтобы спасти «репутацию Франции на рынке вооружений».
«Спецпредставителем» по развитию отношений с Россией правительство Франции назначило в 2012 году Жана-Пьера Шевенмана (он до сих пор занимает эту должность), одного из самых известных почитателей Путина среди левых, который выступает за курс, противоположенный политике санкций, принятой на уровне ЕС», – продолжают свой рассказ журналисты.
Многие «друзья российского президента» искренне зачарованы фигурой «сильного лидера». У французов это сочетается со специфической идеей Франции и с видением «Европы наций», которая наконец-то будет включать и Россию, а также с надеждой вырваться из сферы влияния Вашингтона и Брюсселя, подытоживают авторы.
Париж, Станислав Еременко
Париж. Другие новости 28.10.14
ФБР сообщает о появлении «второго Сноудена». / Джо Байден в ноябре посетит Украину. / Чистый убыток сервиса Twitter вырос почти втрое. Читать дальше
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».