БЮТ требует заменить систему «Рада» и разрешить депутатам думать над каждым голосованием 3 минуты
Депутат от Блока Тимошенко Виктор Уколов проснулся знаменитым после того, как на днях вместе с товарищами заявил на пресс-конференции о попытках подкупа. Народным избранникам якобы предлагали от 5 до 10 миллионов долларов за то, что они не явятся в парламент в день голосования по кандидатуре Юлии Тимошенко на пост премьера.
По словам депутатов, с ними встречались близкие им люди и сулили деньги от имени вице-премьера правительства Януковича и члена Партии Регионов Андрея Клюева. На Уколова, например, выходил его кум, министр транспорта Николай Рудьковский. Некоторые из депутатов сняли своих искусителей на мобилки.
Прошло две недели после той скандальной пресс-конференции, однако ситуация никак не развивается. Создается впечатление, что «тимошенковцы» утратили к ней интерес. Злые языки утверждают, что, устраивая шумную антикоррупционную кампанию, блок запугивал четырех реальных предателей, которые таки взяли деньги, а заодно отвлекал от них внимание прессы.
Как бы то ни было, отвечая на вопросы корреспондента РИА «Новый Регион», Виктор Уколов охотней говорил не о своих обвинениях в адрес Рудьковского, а о ситуации с электронной системой голосования «Рада», из-за которой якобы и провалилось голосование за Тимошенко.
«Новый Регион»: Как развивается ситуация с заявлениями и записями, сделанными вами и вашими товарищами, которые свидетельствовали о фактах подкупа?
Виктор Уколов: Блок Тимошенко передал записи в Службу безопасности Украины. Насколько я понимаю, СБУ к этому моменту должна была уже возбудить уголовное дело. Нужно интересоваться у них.
«Новый Регион»: Скажите, а сейчас продолжаются попытки подкупить депутатов из «оранжевой» коалиции?
Виктор Уколов: С членами БЮТ они прекратились после нашего заявления. А с членами «Нашей Украины», насколько я знаю, несколько разговоров было. Заявлять или не заявлять об этих разговорах – это личное решение каждого. С другой стороны, если сразу после разговора вы не обратились в суд или в СБУ и не записали в установленном порядке разговор, то доказать факт предложения взятки практически невозможно. Это не более, чем разговор о намерениях, который в демократическом государстве считаться уголовным преступлением не может. Но политическими методами мы коррупцию остановили. В отношении БЮТ – полностью.
«Новый Регион»: Взятку вам предлагали довольно близкие люди. После того, как вы обнародавали эти беседы, отношения испортились?
Виктор Уколов: Конечно, они испортились. Мы поссорились с этими людьми, посредниками. Но с другой стороны, когда они шли на этот разговор, они нас уже самим фактом его унижали. Мне лично неприятно, что обо мне могли думать, будто я могу взять эти деньги.
«Новый Регион»: Так и непонятно, что случилось с системой «Рада» во время голосования за кандидатуру Юлии Тимошенко на пост премьер-министра. Вы не допускаете, что снова имел место факт подкупа?
Виктор Уколов: Я не следователь и не хочу допускать. Я только видел, как система «Рада» зависала, то есть, не срабатывала так, как она должна была сработать. О причинах, которые к этому привели, пускай раздумывают специалисты. Система «Рада» загоралась, не реагировала на нажатие кнопок, да и сейчас слабо реагирует. Если вы сейчас зайдете на депутатское место и нажмете меню, то держу пари, что с первого раза вам выйти на поименное голосование не удастся. Она работает, как устаревший компьютер середины 90-х годов. Когда в предыдущем парламенте в зале постоянно была только половина депутатского состава, и не голосовала масса людей, «Рада» еще худо-бедно справлялась. Сейчас она морально и технически устарела.
«Новый Регион»: То есть ее необходимо менять?
Виктор Уколов: Необходимо модифицировать систему «Рада» или, возможно, поставить более современную вместо нее. У нас до сих пор черно-белые экраны. Она плохо реагирует на кнопки, зависает. Наверное, нужно усилить процессор. Я не специалист, но, тем не менее, я – компьютерный «юзер» и пользуюсь ПК еще с 1989 го. За то время, когда «Рада» появилась в парламенте, поменялось несколько поколений компьютеров. А «Рада» существенных изменений не претерпела. Необходимо это изменить.
К тому же, непонятна философия, которая заложена в систему. Почему волеизъявление представителя 200 тысяч граждан должно зависеть от времени в 10 секунд? По-моему, это бред. Я считаю унизительным регламентировать депутата десятью секундами для голосования.
«Новый Регион»: А сколько времени вы считаете должно занимать волеизъявление?
Виктор Уколов: Я бы вообще не лимитировал, но думаю, что трех минут было бы достаточно. С другой стороны абсолютно непонятно, почему, если народный депутат после голосования, в котором не сработала его карточка, пишет письменное заявление о том, что он голосовал «за», почему его голос автоматически не засчитывается. Что для нас важнее: личная воля народного избранника, который представляет избирателя, или техническая система нажатия кнопок и подсчета голосов. Нужно поставить все головы на ноги и тогда все будет нормально.
«Новый Регион»: Системой «Рада» пользоваться уже совсем нельзя?
Виктор Уколов: В принципиальных голосованиях, если у нас есть недоверие к компьютерам (я вам только что описал, почему оно существует) необходимо заменить голосование в Раде личным волеизъявлением каждого народного избранника, чтобы ни у кого не было повода для спекуляций или разночтения. Такая ситуация существует во многих странах мира. В Великобритании каждый член палаты общин встает и четко заявляет свою позицию. В Украине много рудиментарных норм. Например, что такое тайное голосование? Как может народный депутат прятать свою позицию от избирателя? Что это за бред. Я вижу здесь целый ворох проблем, с которыми нужно разобраться. По премьеру будет нормальное голосование, где каждый депутат лично заявит о своей позиции.
«Новый Регион»: Мы знаем, что в коалиции шла внутренняя дискуссия по поводу императивного мандата. Не может ли возникнуть аналогичной дискуссии и по формам голосования?
Виктор Уколов: Форма голосования определяется заявлением 150 человек. Формально это может сделать Блок Тимошенко самостоятельно. Но с другой стороны, мы пришли к единому мнению, что императивный мандат Украине нужен как временная мера – на четыре-пять лет пока депутаты не станут более ответственными перед своими избирателями и не поймут, что нельзя продаваться и переходить из фракции в фракцию.
«Новый Регион»: Ряд членов НУНС выступал против, они сняли свои возражения?
Виктор Уколов: Были не возражения, а дискуссии. Разговор шел о том, на сколько лет вводить эту временную меру. Сейчас мы пришли к единому мнению.
Киев, Вероника Ост
© 2007, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».