Власти Молдовы решили руками Украины экономически задушить мятежное Приднестровье, чтобы, вернув его под контроль Кишинева, реализовать проект по интеграции бывшей Молдавской ССР в «Великую Румынию». Новое приднестровское руководство идет на уступки РМ и не осознает всей опасности положения. Об этом в авторской колонке для РИА «Новый Регион» пишет тираспольский политолог Андрей Сафонов.
Одно странное заявление
Во время последнего визита в Москву президент Приднестровья Евгений Шевчуксделал одно странное заявление. Выступая в Госдуме, он сказал: летом этого года «Украина начала тормозить транзит (товаров для ПМР – прим. автора) через свою территорию». Кроме того, ПМР ощущает давление со стороны Украины, которая «активно пытается завершить демаркацию украинско-приднестровской границы и выставить международные столбы». Наконец, «в случае завершения демаркации этой границы Украина с Молдовой смогут изменить режимы контрольно-пропускных пунктов. Ситуация на границе может быть серьезно ухудшена», причём переговоры между РМ с Приднестровьем в данный момент сфокусированы на блоке существующих социально-экономических проблем, но Кишинев не соглашается их разблокировать. Президент Шевчук сделал вывод: Украина препятствует транзиту грузов приднестровских предприятий через свою территорию, тем самым препятствуя внешнеэкономической деятельности республики.
Так передали содержание выступления Евгения Шевчука СМИ. Что же тут странного, спросит читатель.
А вот что. Президент ПМР ни словом не обмолвился об основном виновнике проблем с транспортировками грузов – руководстве Республики Молдова во главе с премьер-министром РМ Владом Филатом. Между тем, общеизвестно, что именно Кишинёв начал в 2012 году давить на Украину со следующими требованиями.
Во-первых, официальный Кишинёв, добившийся от Киева в 2006 году контроля над экспортом из ПМР, теперь настойчиво пытается взять также под контроль и импорт, поступающий в Приднестровье.
Во-вторых, в чём президент ПМР абсолютно прав, так это в том, что именно летом РМ потребовала от Украины затормозить получение приднестровскими заводами и фабриками сырья, ввозимого с востока. Если быть абсолютно точными, 14 июня по требованию Кишинёва Украина притормозила вагоны с металлоломом для основного производителя Приднестровья – Молдавского металлургического завода (ММЗ), расположенного в Рыбнице.
В-третьих, Молдова старается заставить Украину расценивать ввозимый в ПМР без молдовской санкции импорт как контрабанду, дабы накладывать штрафные санкции на приднестровские предприятия. Чтобы решить эту задачу, Кишинёв добивается от Киева всей полноты данных о ввозимых в ПМР сырье и товарах.
Цель руководства РМ очевидна: задушить приднестровскую экономику налогами, штрафами, всевозможным контролем, после чего, по замыслу прорумынского «Альянса за европейскую интеграцию», рухнет и государственность Приднестровья. А там бери ПМР голыми руками и запускай проект интеграции всей бывшей Советской Молдавии с Румынией.
Президент ПМР только умолчал, что указанные им проблемы возникли из-за его собственной политики, вошедшей, а, точнее, влипшей в историю под названием тактики «малых шагов» по сближению с Кишинёвом.
Начать с себя
С января 2012 года, когда Евгений Шевчук заменил в президентском кресле Игоря Смирнова, руководство ПМР сделало целый ряд необъяснимых с точки здравого смысла, необоснованных односторонних уступок Молдове. Это до удивления напоминало и напоминает политику Михаила Горбачёва, когда шёл целенаправленный развал СССР, а Западу сдавались все позиции.
В нашем случае, как помнит читатель, новое руководство Приднестровья, как лишённое политического опыта, так и, возможно, имеющее, что не исключают некоторые аналитики, некие обязательства за поддержку в ходе предвыборной кампании перед зарубежными кругами, согласилось на следующие кардинальные уступки.
Во-первых, в результате Соглашения по железной дороге (март-2012) станции ПМР, через которые ввозился в Приднестровье неподконтрольный Кишинёву импорт, фактически вошли в систему Молдавской железной дороги. А, значит, Молдова может без рентгена просвечивать всё, что ввозится в Приднестровье, заодно составляя полный банк данных.
Во-вторых, в результате таможенного Соглашения (март-2012) на территории ПМР, в городах Бендеры и Рыбница, появились молдовские таможенники. На совместных таможенных постах к тому же старшими оказались представители РМ. В итоге коллеги из Кишинёва получили возможность определять, что такое контрабанда. И накладывать на то, что они считают «контрабасом», свою руку. Так предприятия ПМР могут, когда надо Кишинёву, лишаться сырья. К примеру, 14 июня в Молдове решили, что, поскольку ввоз металлов в РМ запрещён, а ПМР, как уверены в Кишинёве, есть неотъемлемая часть Молдовы, то металлолом для ММЗ – это тот самый «контрабас».
В-третьих, на территории ПМР начали транслироваться 2 молдовских телеканала. Однако, когда речь зашла о том, чтобы сделать ответные шаги навстречу приднестровцам, в Кишинёве сделали вид, что не понимают, о чём идёт речь. Ещё бы – ведь ТВ-каналы Приднестровья не зарегистрированы в РМ! Выходит, они «сепаратисты», «незаконные», «так называемые»…
В-четвёртых, сейчас близка к завершению эпопея вокруг допуска на территорию ПМР оператора мобильной связи стандарта GSM. О ходе конкурса и о том, есть ли вообще конкурс, не слышно ровным счётом ничего. Зато слышно другое. За лицензию соперничают две фирмы. Первая – «Мобилайт», работающая с Украиной, готовая с ходу развернуть 34 вышки и запустить всё необходимое и имеющееся в наличии оборудование, хранящееся на складах в Киеве. Это – официальные данные «Мобилайта». Вторая – «Плэй», о которой в СМИ писали, что она является подставной структурой одного из молдовских операторов, причём, по некоторым сведениям, интересы «Плэя» поддерживает, кто бы вы думали? Премьер-министр РМ Влад Филат. К слову: уставной капитал «Плэя», по данным из открытых источников, составляет 290 долларов, а коммутационный центр будет располагаться в Кишинёве. То есть, слушать и анализировать абонентов «Плэя» будут не родимые приднестровские чекисты, а их коллеги из Службы информации и безопасности Молдовы, разведки Румынии, да и западных спецслужб. И вот что ещё очень интересно! Между подчинёнными Шевчука и Филата почему-то даже и речи нет о том, чтобы допустить для работы в Молдове приднестровского оператора – фирму «Интерднестрком». Если это не односторонняя уступка, то тогда таких уступок вообще не бывает.
В-пятых, 12-13 июля в Вене на переговорах в формате «5+2» одна из наиболее близких к президенту ПМР членов его команды – министр иностранных дел Нина Штански – согласилась на требования Кишинёва и Запада включить в повестку дня т.н. «Третий Пакет», состоящий из политических, институциональных вопросов, а также вопросов безопасности. Тем самым противники ПМР получили возможность требовать вывода с берегов Днестра российских войск, замены воинов-миротворцев на миссию гражданских наблюдателей, вывоза из ПМР военного имущества, разоружения приднестровских силовых структур, обсуждения статуса Приднестровья в составе унитарной Молдовы. Это был сокрушительный провал приднестровской дипломатии, после чего тактика «малых шагов» превратилась окончательно в стратегию большой капитуляции.
Этот список можно продолжать, но достаточно и перечисленного. В том, что всё так получилось, виновата не Украина, а политика самого нового приднестровского руководства. И когда Нина Штански и Евгений Шевчук жалуются на неуступчивость Кишинёва, им следовало бы попенять на собственную уступчивость, которую молдовские партнёры с полным основанием восприняли как слабость горбачёвского разлива.
Почему Влад Филат остался за кадром?
То, что президент ПМР и его команда не признают очевидный для всех провал тактики «малых шагов», объяснимо. Кому охота расписываться в неумении выработать и реализовывать правильную политику?
Но почему Шевчук и его соратники не взвалят ответственность за происходящее на истинного виновника политики удушения Приднестровья – «Альянс за европейскую интеграцию» и персонально на премьера Влада Филата? Ведь это было бы удобно и практично с пропагандистской точки зрения.
Они этого не делают, быть может, потому, что Влад Филат – основной переговорный партнёр Шевчука. Именно Филату Шевчук делал стратегические уступки, приведшие к катастрофическому ослаблению позиций ПМР на переговорах. Именно с Филатом Шевчук летал одним рейсом в Германию на встречу под эгидой ОБСЕ в Ротах-Эггерне. Именно с Филатом президент ПМР летал вместе помолиться Богу на гору Афон. О чём они там говорят во время таких неформальных встреч, мы не знаем, а гадать не будем. Но почему-то за этим следуют односторонние уступки Тирасполя Кишинёву, а не наоборот.
А Филата активно поддерживает Запад. И Шевчука, если сравнить с отношением к Игорю Смирнову, Запад тоже вовсю поддерживает. Именно про тандем Филата и Шевчука западные дипломаты говорят, что они «хорошо понимают друг друга», что у них «хорошая химия». Вот последний пример. Представитель ЕС Люсинда Крейтон отметила особый характер отношений между молдавским премьером и лидером Приднестровья: «Отношения между господином Шевчуком и премьер-министром очень близкие. Имеется готовность к сотрудничеству и открытость, все это способствует прогрессу, и это ключ к успеху», сообщило официальное агентство «Новости Приднестровья» (бывшая «Ольвия-пресс») в материале под оптимистическим заголовком «Запад одобряет переговоры Филата и Шевчука». Правда, одобрение Запада почему-то не влечёт за собой ни допуск приднестровских телеканалов в Молдову, ни работу там же приднестровских телефонистов…
Складывается впечатление, что, подвергая критике Украину, президент ПМР не только снимает с себя ответственность за создавшуюся ситуацию, но и выводит из-под удара истинного виновника бед Приднестровья, политика, с которым у Шевчука «особые отношения» – премьер-министра Молдовы Влада Филата.
Но дело не только в этом.
Не участвовать в чужих схемах!
Известно, насколько непростые отношения существуют между Россией и Украиной. Осложнить их и довести до точки кипения – мечта тех сил, кто хочет, играя на противоречиях Москвы и Киева, ослабить позиции обеих равно дорогих для приднестровцев стран, а затем установить свою гегемонию на юго-западе бывшего СССР.
Эти силы известны – Румыния и её кишинёвские сателлиты из «Альянса за европейскую интеграцию». Я, как эксперт, привыкший работать с фактами, не хочу гадать о мотивах и конкретной форме данного выступления Шевчука по Украине. Но объективно данная ситуация прекрасно укладывается в схему политики Бухареста и Кишинёва.
Именно Бухарест и Кишинёв крайне заинтересованы в том, чтобы гнев Москвы из-за Приднестровья упал на Киев, с которым у РФ противоречия по газу, участию в Таможенном Союзе и т.д. Если россияне и украинцы начнут «боксировать» между собой, прорумынское руководство Молдовы останется в стороне. Оно в более спокойной обстановке продолжит подминать под себя Приднестровье, а Румыния, воспользовавшись отвлечением Украины на борьбу с Россией, усилит свою территориальную экспансию на украинском направлении. Ведь, ободрённая успехом с черноморским шельфом у острова Змеиный, Румыния замахивается на Южную Бессарабию, Северную Буковину и остров Майкан на Дунае.
Я абсолютно уверен, что приднестровские политики должны не участвовать в таких опасных для ПМР схемах, а, наоборот, всеми силами сближать между собой наших российских и украинских друзей.
И тогда Бухаресту и кишинёвским правым не поможет никакая «химия».
Киев – Тирасполь – Москва – Кишинев, Андрей Сафонов
Киев – Тирасполь – Москва – Кишинев. Другие новости 24.09.12
24 сентября в Киеве ожидаются следующие события:. / «Мама Анархия»: Турецкие панки Deli Gömleği отожгли в Киеве (ФОТО, ВИДЕО). Представители стамбульского андеграунда исполнили кавер-версию песни Виктора Цоя. / Боксер Сандерс, побеждавший нокаутом Кличко, погиб в Претории. Читать дальше
© 2012, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».