Взгляд из Киева: Хан Мухаммед – главный московский святой
В российской истории немало дат связанных с событиями, произошедшими в Москве, или к Москве относящимися. Однако, поскольку российская история, это перевернутая назад политика, а политика не может без пиара, то в пиар целях не все значимые даты, связанные с кремлевской историей вошли в российский государственный календарь. Об одном из таких событий и его «отце» пишет находящийся в Киеве московский обозреватель РИА «Новый Регион» Андрей Днепров (Валерий Мясников).
Когда Москва стала столицей Восточной, Владимиро-Суздальской Руси? И кто тот благодетель всех будущих поколений кремлевских правителей, перенесших столицу в этот город? Тысячи книжек, выпущенных под патронажем московских великих князей, царей, генсеков и простых градоначальников, как правило, не любят об этом распространяться. Обычно говорят о первом, постоянном московском князе Данииле и его сыне Иване Калите. Однако Даниил еще не был великим князем, а Иван уже был не первым. Да и тот же Калита, ведь не сам же он стал великим князем, кто-то ведь возвел его на престол, когда Владимиро-Суздальская Русь была частью улуса Джучи.
Памятное событие случилось во втором десятилетии 14 века. В Орде тогда правил хан Узбек, именно под этим языческим, а не мусульманским именем – Мухаммед, он фигурирует в московской истории, поскольку иначе он был бы сильным раздражителем для последующих кремлевских правителей. Великим владимирским князем тогда был Михаил Ярославович Тверской, и Тверь, по сути, была столицей Восточной Руси.
При изложении дальнейших событий даже самые объективные российские историки, как правило, останавливаются лишь на событиях в Орде, Владимиро-Суздальской Руси и Новгороде. Внешняя политика хана Мухаммеда остается за кадром, что вряд ли способствует верному пониманию ситуации. Одним из главных раздражающих факторов для Орды конца 13 – начала 14 века было Великое Литовско-Русское княжество, государство никогда не бывшее данником степняков и упорно теснившее Чингизидов на землях нынешней Белоруссии, северной Украины и западной России.
Во втором десятилетии 14 века великий литовско-русский князь Гедимин, или даже еще его предшественник Витень, добился от Константинополя, чтобы в Литве-Руси, в Новогрудке появился свой митрополит, грек Феофил. Протест литовских государей против подчинения своих православных поданных владимирскому митрополиту Петру (по титулу киевскому, но по сути владимирскому) понятен. Петр получил ярлык на правление от хана, и литовских князей раздражало то, что их православные поданные, через промежуточную фигуру владимирского владыки в конечном итоге подчинялись хану.
Когда в литовско-русском городе Новогрудке появился свой митрополит, пришло время задуматься хану Мухаммеду. Великий владимирский князь Михаил Тверской конфликтовал с митрополитом Петром, и до поры до времени это устраивало Мухаммеда, проводившего политику «разделяй и властвуй», однако с появлением Феофила ситуация изменилась. Тверской епископ Андрей, как и Михаил, был противником Петра, к тому же Андрей был родом из литовских князей. Гедимин уже посматривал и на Волынь, и на Киев, и на Смоленск, как на следующие цели литовско-русского наступления. И в этих условиях хану было непонятно, как поведут себя его православные поданные, будут ли они сохранять лояльность Петру, и, следовательно, ему, Мухаммеду, или перейдут под омофор Феофила и, следовательно, признают власть Гедимина.
Безусловно, при принятии решения Мухаммедом, сыграли свою роль и усилия главного конкурента Михаила, московского князя Юрия Даниловича в Орде. И деньги новгородских купцов, недовольных великим владимирским князем, которые Юрий активно использовал на подкуп ханского гарема. И Мухаммед решился, он выдал за Юрия свою сестру Кончаку, московские князья породнились с Чингизидами, хан отобрал титул великого князя у Михаила и передал его Юрию. Как следствие, Москва стала столицей Владимиро-Суздальской Руси, позже названной Россией.
Юрий был подонок, доведший дело до убийства Михаила, признанного святым даже Московской митрополией. Кровь двоюродного дяди Михаила была не первой кровью Рюриковичей на руках московского князя. Начинать отсчет своих великих князей с Юрия последующим московским правителям было не с руки, и они постарались его забыть, сфокусировав свое внимание на втором великом князе, брате Юрия Иване Калите.
Однако главное для всех кремлевских летописцев и историков было конечно в маскировке деяний самого Мухаммеда. Хан своим решением слишком наглядно рвал московскую сказку о преемственности власти в Кремле от великих киевских князей. Какой Киев, какая преемственность, если Мухаммед передал власть Юрию, а позднее Ивану Калите с нарушением русского права, ни старший, ни второй сын московского князя Даниила не имели прав на великокняжеский титул по той простой причине, что сам Даниил, их отец не был великим князем.
Деяние Мухаммеда нужно было спрятать, а спрятать невозможно. Кремлевские книжники, как митрополичьи, так и светские все-таки взялись за невыполнимую задачу. Вокруг Мухаммеда, как солнца закружили планеты московских святых:
– Александра Невского, как ближайшего родственника Юрия и Ивана бывшего законным великим князем, он их дед и его подвиг на Неве и Чудском озере, который не особо чтили средневековые новгородцы и псковичи, хорошо знавшие его реальную цену, в Москве задним числом был раздут до масштаба вселенского,
– Даниила, ставшего «святым» в целях маскировки деяний своих детей,
– митрополита Петра освятившего перенос столицы в Москву, его участие в смерти Михаила в панегириках в честь Петра остается за кадром.
Для того, чтобы затмить Мухаммеда минимизировали настолько возможно информацию о назначении им великих московских князей. В большинстве кремлевских книжек изображена ночная картинка. Солнца, Мухаммеда, не видно, а планеты: Александр Невский, Даниил, Петр кружат на небе.
Однако сколько не витийствуй, реальную ситуацию не скрыть. Когда внешние наблюдатели говорят об азиатской деспотии Кремля, они, конечно же, тем самым говорят и о Мухаммеде, как главном московском святом, даже если не называют его имени.
Когда москвичей ненавидят в России, нередко незаслуженно, просто потому что тот или иной человек москвич, те, кто ненавидит даже не зная о Мухаммеде, наверняка ненавидит те черты, что были в мусульманском хане, и те что были позже заложены в завоевательную политику Москвы, как внутри Владимиро-Суздальской Руси, так и за ее пределами.
Когда в будущем последователи ислама составят в Москве большинство, они, разумеется, будут иначе относиться к Мухаммеду, как к хану, перенесшему столицу их страны в Москву, как к главному кремлевскому святому.
Ссылки по теме:
История одного исчезновения. Глазами жертвы >>>
Чтение доклада Суркова – это пытка. Продолжение дискуссии на тему «Не мощам Суркова чудеса творить!» >>>
Охота за журналистом «Нового Региона» продолжается >>>
Взгляд из Киева: Когда русские массово побегут на Украину? >>>
Продолжение дискуссии на «Новом Регионе»: о Православии, католиках, Исламе и «русских фашистах» >>>
Взгляд из Киева: пятьсот шестьдесят шестая кремлевская тюремная Пасха >>>
Взгляд из Киева: В России – фашисты, фашисты, все фашисты (ФОТО) >>>
Киев, Андрей Днепров
© 2006, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».