У жителей Киева – «сельская» реакция на общественные процессы, гуманитарная элита украинской столицы уступает элите российских городов, однако, несмотря на влияние Галиции, жителям Киева ближе Восточная Украина. Об этом в интервью РИА «Новый Регион» рассказал Николай Шульга, заместитель директора Института социологии Национальной академии наук Украины.
«Новый Регион»: Вы как-то уже говорили, что в ходе исследований выяснили, что киевляне на вопросы социологов отвечают так же, как жители села, а не как жители больших городов Украины. С чем это связано?
Николай Шульга: Это парадокс, который требует дополнительного изучения. Я могу выдвинуть лишь гипотезы.
Во-первых, это связано с тем, что Киев одновременно является и столицей, и областным центром центральной Украины. Центральная Украина занимает промежуточное положение между Западной и Восточной, между этими крайними точками. Она такая, как бы сама на себя направленная. Этот специфический менталитет проявляется в столице за счет того, что заселение Киева последние 30 лет, когда бурно развивалась промышленность, шло из выходцев из этих регионов. Здесь не было так, как на Донбассе, куда ехали со всего Союза и, прежде всего, из России. Целенаправленно ехали люди на новые предприятия во Львовскую область (потом их вымыли всех оттуда). В столице же осели в основном выходцы из Киевской, Житомирской, Черкасской, Черниговской областей, вчерашние жители села. Киев гораздо больше маргинализирован, чем Донбасс, который давно стал уже агломерацией городских жителей. У жителей Киева лучше, чем у жителей других крупных городов, сохранились родственные связи. Они пять дней работают, а потом задавленные проблемами города, отдыхают душой в селе. И поэтому по ряду вопросов у них реакция на процессы, происходящие в обществе – сельская.
«Н.Р.»: Что значит «сельская реакция на процессы в обществе»?
Н.Ш.: Это и более настороженное отношение к русской культуре, языку, это и вопросы, связанные с глобализационными процессами. Это старая проблема сельской культуры: моральные, культурные, бытовые ценности, образ и стиль жизни.
«Н.Р.»: Но ведь Киев – русскоязычный город.
Н.Ш.: На бытовом уровне в Киеве ситуация русскоязычности. Но это не жесткая русскоязычность, как в Луганске и Донецке.
«Н.Р.»: Что означает этот языковой конформизм в Киеве?
Н.Ш.: Языковой конформизм проявляется у младшего и среднего поколения. Это вынужденный конформизм. Ребенок должен говорить на украинском в школе, чиновник на работе.
Кроме того, в Киеве сильна гуманитарная интеллигенция, которая даже в советское время конфронтировала по отношению к русскому языку. Русская же интеллигенция же была в основном научно-технической.
В то же время, эта гуманитарная элита уступала по уровню интеллигенции российских городов, она была острой только в отношении национального вопроса. А в отношении общечеловеческих проблем, прав человека, экологии она была не продвинутой, глухой, пассивной.
«Н.Р.»: Многие аналитики считают, что Майдан случился потому, что в Киеве за годы независимости было сильно влияние Галиции. Это правда?
Н.Ш.: Только на одном галицком элементе Майдан нельзя было созвать. Были объективные причины. Галицинизация происходила на уровне СМИ. Еще с советских времен украиноязычные СМИ комплектовались в основном из выходцев с Западной Украины. Для русскоязычных был открыт простор союзный, а для них оставался этот сегмент. После независимости эта тенденция укрепилась. И в среде журналистской преобладают ценности Майдана. Поэтому приход Партии Регионов ставит в шизофреническое положение многих журналистов.
«Н.Р.»: Тем не менее, за годы независимости Киев не стал «западенским»?
Н.Ш.: В целом Киев является носителем ценностей Центральной Украины. И в этом есть благо. Центральная часть выступает буферной зоной двух крайностей. У нас могли бы быть очень острые конфликты с тяжелыми последствиями, даже столкновения. А эта промежуточная сторона их гасит. С другой стороны, это плохо, она тормозит процессы, они у нас вялотекущие. По многим вопросам мы просто ходим по кругу.
«Н.Р.»: Если посмотреть итоги последних выборов, то Центральная Украина дала всем основным партиям понемножку. У кого там больше шансов взять большинство: у Тимошенко или Януковича?
Н.Ш.: Если говорить гипотетически и абстрактно, то больше оснований есть у Востока. Потому что это одна вера, это общая история. Ведь именно выходцы из Центральной Украины заселили села Восточной. Они более органичны друг другу. А Западная Украина все-таки очень своеобразна. Это жизнь в течение столетий в других государствах, другая вера, другой образ жизни (они сегодня более верующие, чем вербально провозглашающие себя верующими Центральная и Восточная Украина). При умной политике духовно-культурных оснований больше у Востока. Понятнее они друг другу. Именно интеллигенция Востока и Центра ехала после войны на Западную Украину и пострадала от бандеровцев. В семьях долго хранятся воспоминания о том, от кого они пострадали.
Киев, Елена Маргвелашвили
Киев. Другие новости 15.09.06
У Генпрокуратуры нет оснований обвинять Кучму в убийстве Гонгадзе. / Челюсти украинских депутатов отправили на выставку (ФОТО). / Американская пресса: геополитическое наступление на Россию с помощью Украины закончено. Читать дальше
© 2006, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».