Глава пресс-службы УПЦ Московского Патриархата ответил на вопросы читателей РИА «Новый Регион» «Надо не клясть врагов, а созидать друзей. Это труднее, но достойнее»
Украинская Православная Церковь будет и далее стремиться сохранить единство с Московским Патриархатом и миллионами верующих из России, Белоруссии и Молдовы. Проект по созданию так называемой «поместной украинской церкви», который лоббируют власти Украины, направлен на переподчинение православных Папе Римскому. Об этом, отвечая на вопросы читателей РИА «Новый Регион», заявил глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов.
Василий Анисимов (справа) в 2009 году был награждён российским орденом Дружбы
Вячеслав, АР Крым: Когда уже РПЦ перестанет фарисействовать и признает право Украины на существование независимой украинской православной церкви?
Василий Анисимов: УПЦ – автономная (независимая) Церковь в составе РПЦ. Это 75 процентов православных Украины, которые дорожат тысячелетним единством своей Церкви. Русская Православная Церковь объединяет до 80 процентов всех православных верующих мира, которые ныне составляют не более трех процентов населения планеты. Мы – религиозное меньшинство, которое к тому же ежегодно из-за демографии убывает почти на миллион человек. Можно РПЦ разделить на 15 (как предлагалось – по количеству стран бывшего Союза) или на 65 (по количеству стран, где есть ее приходы и епархии) независимых частей. Можно в Крыму организовать независимый православный патриархат, ведь епархия – это уже Церковь. Только зачем? Во всем мире в условиях глобализации любые сообщества во имя выживания и сохранения стремятся к интеграции, объединению по религиозным, географическим, экономическим и пр. Даже многоликая Европа уже стала единым государством, с единой конституцией, банком, денежной единицей, законодательством, экономикой и т.д., несмотря на право каждой из европейских стран быть независимой. Почему государственное единство Европы, церковное и духовное единство миллиарда католиков, миллиарда протестантов и пр. – это благо, а церковное единство восточных славян – это «фарисейство», и его надо всеми силами разрушать?
Власти Польши в свое время выступали с такой же аргументации, требуя независимости Польской Православной Церкви, а когда ее получили, устроили настоящий террор, разрушив или окатоличив сотни храмов. И сегодня на бывших белорусских и украинских землях господствует католицизм, а ППЦ объединяет менее 0,5 процентов верующих. Так что на практике разделение РПЦ – проект антиправославный и церковноборческий.
На Западной Украине у православных отобрали сотни храмов. Власть и униаты помогают их захватывать раскольникам, для их «независимой украинской церкви». Но вот что любопытно: униатам все храмы власти передали в собственность, а раскольникам лишь в пользование или в аренду, т.е. временно. Они понимают, что УАПЦ и УПЦ-КП лишь этап окатоличивания. Как это было в предвоенной Польше.
Наконец, о церковной «зависимости» украинских епархий от Московского Патриарха, которого они сами и избирают. Она заключается лишь в том, что за богослужениями поминается его имя. Ни финансово, ни административно они с ним не связаны, даже посетить их он может только по приглашению правящего архиерея. За последние 20 лет в Крыму он побывал один раз.
Анонимно: Как реагирует Московский Патриархат на захваты православных церквей на Западе и по всей Украине? И что предпринимается, кроме осуждения и комментариев? Спасибо!
Василий Анисимов: Когда против нас поступают незаконно, что мы делаем? Обращаемся в милицию, прокуратуру, суд. Как и полагается в правовом государстве. Иногда закону удается восторжествовать, но еще сильна традиция произвола, особенно в униатской Галиции. Для христиан принцип «око за око» неприемлем.
Анонимно: Зачем вообще нужны клерикальные организации, которые ничего не производят и абсолютно не приносят обществу никакой пользы, а работают на себя?
Василий Анисимов: Миссия Церкви заключается в том, чтобы вести человека ко спасению, укрепляя его в правде, в стремлении жить не по лжи, в обретении смыла жизни и оправдании трудов своих. Если вы в этом не нуждаетесь, она, конечно, вам не нужна. Но с возрастом все это придет. Производством должны заниматься производственники, а не Церковь.
Боброк Алексей. Краматорск, Донецкой обл.: У меня три вопроса к уважаемому Василию Анисимову:
– До каких пор в православных храмах бабушки будут «поправлять» прихожан, как им себя вести- то не там стоите, то не так руки держите, то не так свечку ставите.
Василий Анисимов: Думаю, до тех пор, пока мы не научимся вести достойно себя в храмах, правильно молиться и ставить свечи. По-моему, это не очень сложно. Когда вы учились компьютерным премудростям вас же тоже «поправляли».
До каких пор в Святогорской лавре «казаки из цирка» будут мерить длину женских юбок и продавать пляжные «паре» женщинам, которые идут в храм в брюках.
Василий Анисимов: В Греции в монастырях выдают даже одежду: мужчинам – брюки, женщинам – юбки. Иначе не пускают в обители. Мы по традиции уважаем «храм искусств» – театр, одеваемся красиво и торжественно, почему по той же традиции мы не должны уважать храм Господа нашего? Здесь традиция требует скромной и опрятной одежды.
И когда, наконец, православная Церковь займется своими прямыми обязанностями – Евангелизацией народа.
Василий Анисимов: Церковь – это не храмы и священники, а собрание верующих людей, т.е. мы с вами. Поэтому вопрос мы должны адресовать к самим себе, и начинать евангелизацию тоже должны с самих себя.
Я вам так скажу, мои знакомые друзья, в принципе еще молодые люди, ушли в протестанизм. Я побывал у них на служении – честно скажу, понравилось. Все современно, понятно, что говорит пастор, обсуждают и изучают Библию.
Вот и я начал об этом задумываться – почему такая разница в подходах. И стало понятно, почему у нас в Донбассе, протестантские церкви стремительно развиваются. Некоторые говорят о десяти (УЖЕ) процентах населения Донбасса, перешедшего в протестантизм. Не в последнюю очередь это вызвано дрязгами среди Патриархатов, Украинского и Российского.
Люди хотят Своей Церкви, Близкой Церкви, Понятной Церкви, Церкви которая демонстрирует Любовь и прежде всего в отношениях между клирикаи и самими прихожанами – это желание внутреннее. Надеюсь , что православная Церковь в Украине изменится, и станет по-настоящему Украинской независимой православной современной Церковью.
Василий Анисимов: Вера – это не предоставляемая Церковью услуга и не «удовлетворение потребностей», как раньше говорили. В Православии человек идет к Богу, а не Бога «тащат» к человеку, как в сектах. Если в дверь не пускают, то в окно настырно лезут: «Открой свое сердце Богу!» Своя Церковь – это тысячелетняя Церковь нашего народа, которая сформировала наш менталитет, дала нам письменность, культуру. Вера требует «работы души», духовного напряжения и постижения. Сектанты относятся к нам, как к зулусам. Вот как у них все простенько, понятно, удобно – ни храмов, ни монастырей, ни святых, ни служб, ни икон, ни истории, ни богословских книг, ни постов, ни исповедей, ни покаянийи т.д. – словом, современнее не бывает. Повитийствовали, посидели, попели, похлопали в ладоши. Представление и вечеринка – весело и приятно. Только какое отношение это имеет Церкви отцов наших, к Церкви св. равноапостольного князя Владимира, Пушкина, Шевченко, Ахматовой?
Владимир, Сумы: Почему РПЦ не способна признать право Украины на свой Патриархат, У всех православных государств есть свои поместные церкви.
Василий Анисимов: Русская Православная Церковь (второе название – Московский Патриархат, по месту пребывания Патриарха) родилась в Киеве, киевские митрополиты перенесли свою резиденцию в Москву, и пребывая там носили титул «киевских». РПЦ – единая Церковь для всей исторической Руси, и единый, «свой» для всех стран Руси исторический патриархат. Это его «каноническая территория». Так же как для Александрийского Патриарха канонической территорией является все страны Африки.
Православных государств (где православные являются большинством) 20 лет назад было всего шесть: СССР, Югославия, Болгария, Румыния, Греции, Кипр. Еще в 8 странах были Поместные Православные Церкви (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, в Америке), которые объединяли по 1-2 процента верующих и являлись церквами религиозного и этнических меньшинств. В СССР было две Поместные Церкви – Русская и Грузинская. После распада СССР, Югославии и образовании Евросоюза (куда, видимо, войдут Грузия и Сербия) собственно православных государств остается четыре: Россия, Украина, Белоруссия и Молдавия. Все они находятся на канонической территории Русской Православной Церкви. Так что тезис о том, что в каждом православном государстве есть поместная церковь, сильно устарел. Семь патриархатов оказалась в границах Евросоюза, и каково их влияние, если даже римский патриархат, основателя западноевропейской цивилизации, в новом государстве не очень-то слушают?
Сергей: почему священники сами потакают политикам в деле разделения Русской Церкви? Зачем нужна автономия УПЦ и отдельное название? Почему церковные издания, официальные сайты УПЦ помогают чиновникам в деле украинизации?
Василий Анисимов: Церковь не занимается ни украинизацией, ни русификацией, она уважает родные языки всех своих верующих. Украинских текстов появляется больше, потому что после погромов русского языка в школах Украины, выросло уже целое поколение, которое говорить по-русски умеет, а писать – нет.
Игорь, Москва: Как Вы относитесь к Гитлеру?!!?
Василий Анисимов: Как к мерзавцу и человеконенавистнику.
Дмитрий Сиргис. Славянск -Донецкой: Подтверждаю слова Алексея из Краматорска, что ряженные казаки в Святогорске меряют юбки и продают платки и еще везде на всех праздниках эти ряженые казаки что-то охраняют, кого от кого?, что без них в православных храмах не обойтись. Какое то – дремучее невежество, извините, но это так. Такое ощущение, что храмы не для народа, а для ряженых казаков.
У меня Вопрос – почему не понятно о чем идет речь при литургии, почему не рассказывать перед литургией, что будет происходить, зачем, для чего...
С уважением ...
Василий Анисимов: Я не понимаю, почему казаки – «ряженные»? Казаки – это культурно-историческая общность, со своими традициями, верные защитники Православной Церкви и Отечества. Они подверглись жестоким репрессиям (расказачиванию), вошли в мировую историю и литературу («Тихий Дон»). Почему на землях Войска Донского эти традиции не возрождать?
Проблема понимания литургии решается очень просто – попросите об этом батюшку. Он все растолкует, и не один раз. Так делают во многих приходах.
NN(Севастополь): Уважаемый о. Василий, считаете ли вы, что на Украине необходимо создавать независимую греко-католическую церковь с независимыми от Рима украинцами-кардиналами и украинцем- папой о. петром (юсчинка).
– Не организуют ли папежники типа драбинко новый раскол в нашей Церкви. Ведь ясно, что независимость УПЦ поведет за собой новый раскол и гибель Православия на Малороссии. Зачем же в Церкви терпят таких людей как раньше блудника Филарета, теперь самостийщика драбинко.
-Зачем Церковь участвует в этом бреде – мифических хахломорах-геноцидах. Ведь ясно, что власть в лице юсчинка, галичан и жидо-татарских олигархов использует трагедию коллективизации в нагнетании ненависти к братьям великороссам.
-Считаете ли Вы что такая нация как «украинцы» существует а не есть выдуманный австрийцами и коммунистами миф. Почему Церковь не борется с этим помешательством язычеством национализмом-самостийничеством, разлошившим всю Малороссию. Ведь во Христе нет ни эллина ни иудея. Зачем этот бред куча мелких национальных Церквей.
Василий Анисимов: Мне кажется, что по-христиански за что-то бороться надо убеждая, а не оскорбляя.
Вячеслав, Москва: Вопрос Василию Анисимову, руководителю пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата один: судя по уже опубликованным (на 14.01. 2010г.) вопросам виртуальная пресс-конференция интересует в основном дураков, провокаторов или «всечеловеков», имеющих к Церкви весьма отдаленное отношение. Стоит ли в такой ситуации эту пресс-конференцию проводить? Может стоит посоветовать действительно интересующимся проблемами УПЦ МП почитать материалы первосвятительского визита на Украину, где Патриарх Кирилл очень четко ответил на вопросы, которые «так сильно волнуют» тусовщиков на всевозможных форумах?
Василий Анисимов: Мы не выбираем ни времена, ни собеседников. Я достаточно долго работал в светской прессе и застал еще то время, когда редакция получала в год больше миллиона писем читателей. Многие поражали глубиной, иные заставляли собираться и ехать к их авторам в командировку. Блаженнейший Митрополит Владимир рассказывал, что когда вел во время Перестройки программу на ТВ, получал массу писем и многие до сих пор хранит и перечитывает. Поразительный дар сетевого общения, который получили в последние годы, мы тоже используем в меру своего воспитания и самоуважения. Но кого же в этом винить?
Дмитрий, прихожанин Русской Православной Церкви Московского Патриархата – Европа: Не считаете ли Вы, что все стремления руководства Украины к какой-то отдельной «своей» церкви, в конечном итоге преследуют цель подмены традиционной православной веры на католическую?
Я имею ввиду банальное стремление нынешних властей Украины «окатоличить» народ против его воли, – как это уже было сделано на территории так называемой «Западной Украины» в период 17-18 века, униатами от полького шовинизма.
Василий Анисимов: Все три президента страны были выпускниками высшей партшколы при ЦК КПУ, откуда почерпнули свои знания о Церкви. А мы творим то, из чего состоим. Когда В. Ющенко говорит о единой поместной церкви, куда должны войти все «четыре ветви», он зачисляет в нее и греко-католиков (униатов), которые готовы войти в любую структуру, называться православными, лишь бы эта структура признала главенство Папы римского. Это, действительно, униатский проект, таким он назван в выводах богословской комиссии в 2009году, утвержденных Священным Синодом УПЦ.
Артем: Не считаете ли Вы, что МВФ по своей сути, есть ни что иное, как инструмент финансирования проектов США, за счет средств Европы?
Василий Анисимов: Я не специалист в этих вопросах. Очевидно, что МВФ – инструмент глобализации, подгонки мировых финансов под единые стандарты, утвержденные, конечно, в США. Там чихнули – во всем мире финансы обрушились. Это реальность, обусловленная огромной экономической, технологической, политической мощью одной очень пассионарной страны.
Виктор, Крым:
–-Скажите почему судят Патера Дия якобы за экстремизм в Славяно-Арийских Ведах, в то время как от того что написано в Торе просто волосы дыбом встают?
–-Вы действительно считаете, что славяне ведут свой РОД от Каинов?
–– Почему из 270 имен в вашей церкви можно только 15 русских, вы же русская религия или все же иудейская?
–-Скажите какую Правь вы все же славите и почему забыли про Явь и Навь?
–-Какое ваше отношение к возвращению веры людей к своим истокам, почитанию Богов, которые были у наших предков-Сварога, Рода, Ладу (всех не буду перечислять), имеют ли люди право верить в них , будут ли и дальше вандалы от вашей церкви стремиться сбросить их в Днепр?
Василий Анисимов: Вы, Виктор, тоже носите отнюдь не праславянское имя. Славянское язычество, несмотря на наши поэтические, культурологические представления о нем, на практике – очень мрачная, можно сказать, дочеловеческая страница существования нашего народа. Скотские отношения, насилие, суеверия, человеческие жертвоприношения, презрение к человеческой жизни и т.д. – думаю, к таким «истокам» можно возвращаться только в своем воображении.
Крымчанка-ГОЛОС КРЫМА: Скажите, пожалуйста, знаете ли вы что-нибудь о движении создателей родовых поместий в России, Украине, Белорусии. Если да то как вы оцениваете основные ценности этого движения????
Спасибо!!!
Василий Анисимов: К сожалению, ничего об этом движении не знаю. Хотя идея хорошая – «родовое», «родное» – основа патриотизма, любви к отческим гробам и родному пепелищу.
Андрей: Православная Церковь во все времена служила для людей не только источником духовности и веры, но и источником мудрости, источником познания окружающего нас мира.
Поэтому, не найдя ответа самостоятельно, я решил обратиться со своим вопросом к Вам.
Я внимательно просмотрел более 40-ка словарей всех основных языков мира, на предмет наличия в хотя бы в одном из них, слова «ГОЛОДОМОР».
И был немало удивлен, когда обнаружил, что слова «ГОЛОДОМОР» нет ни в одном языке мира.
Не могли бы Вы, как представитель православного духовенства, ответить на мой вопрос:
Когда именно, кем именно и в какой именно стране, впервые было придумано и озвучено или записано, слово «ГОЛОДОМОР»?
И кто именно и в какой стране, сегодня определяет его точное толкование?
Спасибо.
Василий Анисимов: Это словообразование пришло из заокеанской украинской диаспоры, «морить голодом». Кто пережили эти бедствия 1922, 1933, 1946 годов называли их «голодовками». Я родом с Черкасчины, у деда из 14 человек семьи остались в живых только двое после 1922 года, а в 1933 он из трех детей потерял одного. Мы выросли среди этих воспоминаний, но я никогда не слышал этого слова. Сегодня это политический термин, призванный доказать, что голодовок было много, а голодомор – один и рукотворный.
Анатолий: Скажите пожалуйста, почему в христианстве так много разночтений и понимания Библий? Это проблема администраций? Разделение церкви, почему оно происходит? Спасибо. С Уважением.
Василий Анисимов: Я не богослов, а журналист. Церковь – это мистическое тело Господа Иисуса Христа, она едина, что отражено в нашем Символе веры. Поэтому всякие разделения Церкви – греховны и преступны.
Раков Андрей, Курчатов: 1. Получает ли УПЦ земли и дотации от государства, как и РПЦ?
Василий Анисимов: В Украине Церковь не имеет даже статуса юридического лица, которого она была лишена еще декретом ленинского правительства. Она не получает дотаций от государства. Оно помогает отдельным общинам или епархиям в реконструкции или возрождении исторических храмов-памятников, которые затем передает общинам в пользование. Государство – основной владелец церковного имущества, что является постоянным рычагом политического и административного давления на Православную Церковь. Землевладельцем она тоже не является.
Раков Андрей, Курчатов: 2. Занимается ли УПЦ коммерческой деятельностью?
Василий Анисимов: Не занимается. Церковь имеет свои производства для богослужебных потребностей и храмостроительства (иконописные мастерские, производство церковной утвари, иконостасов, куполов и т.д.). Некоторые монастыри и храмы берут в аренду землю под сельскохозяйственное производство для пропитание насельников, студентов духовных школ, благотворительных столовых, приютов и т.д.
Раков Андрей, Курчатов: 3. Каков процентный возрастной состав УПЦ?
Василий Анисимов: Такой статистики нет. Думаю, как и в России, в основном, прихожане – пожилые люди.
Кирилл, Симферополь: Я хочу задать Вам два вопроса:
1) Как Вы оцениваете итоги визита Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на Украину и в Крым в частности?
Василий Анисимов: Я уже много писал об этом, мы даже провели в Киеве в ноябре международную конференцию «Патриарший визит в Украину: отвечая на вызовы времени». Визит, безусловно, был главным событием в религиозной жизни страны.
2) Каким образом Московский Патриархат планирует строить взаимоотношения с УПЦ Киевского Патриархата и УГКЦ при нынешнем новом Патриархе Кирилле?
Благодарю за внимание!
Василий Анисимов: С филаретовцами никаких отношений нет, с ним ведется диалог о преодолении разделения, на церковных, канонических основах. Уния – это камень преткновения во взаимоотношения Православия и католицизма и проблему ее существования следует решать на уровне православно-католического диалога.
Старообрядец Олег: Когда русская православная церковь покается в убиении и преследовании миллионов старообрядцев, настоящих русских людей – верующих, непьющих, некурящих, работящих?
-Разделяет ли Украинская православная Церковь Московского патриархата и свою ответственность за преследование старообрядцев и какова ее позиция по этому вопросу?
-Когда невежественные представители Московского патриархата перестанут врать народу о своей исключительной преемственности от первых патриархов Руси?
-Не счтаете ли вы позицию Московского патриархата ГЛАВНОЙ бедой, в том что исторически нереформируемая, закостенелая в своем развитии она приводила и будет приводить к подобным расколам и отпадениям. Ведь отсутствие внутренних реформ и НЕСОВРЕМЕННОСТЬ с историческим временем в котором живет народ и есть главная причина НЕПОПУЛЯРНОСТИ московского православия у современного человека.
Василий Анисимов: Статистика свидетельствует, что все последние 18 лет УПЦ ежегодно в среднем увеличивалась на 400 приходов, в прошлом году – на двести. Количество монастырей выросло в 10 раз (их сейчас 200) духовных школ в 20 раз. Не понятно, на чем основан тезис о «непопулярности». Конечно, темпы количественного роста должны резко упасть, поскольку сокращается население страны на 300-400 тыс. ежегодно. Мы обладаем информацией (она размещена на наших сайтах в ежедневных новостных лентах, публикуется в ежемесячнике «Вестник Пресс-службы УПЦ»), которая свидетельствует о бурном становлении и развитии приходской жизни, социального служения, о чем еще 10 лет назад никто и не мечтал. Это тысячелетняя миссия Церкви в служении человеку и своему народу. Я не считаю это бедой.
Кроме того у нас уже сложились продуктивные отношения со старообрядцами, я встречался и с предыдущим, и с нынешним старообрядческим митрополитом. Они посещали Лавру, молились у святых мощей преподобных киево-печерских, они постоянные участники форумов, которые проводит РПЦ. Работает комиссия по взаимоотношениям со старообрядцами, где все вопросы, думаю, найдут свое положительное разрешение. Думаю, Олег, вы просто плохо информированы обо всем этом.
Кузьма, Москва. Уважаемый, Василий Семёнович, предваряя свои вопросы, я хотел бы привести цитату из Преподобного Лаврентия Черниговского:
«Батюшка о. Лаврентий, беседуя со архимандритами Феофаном и Никифором и своими близкими, говорил настойчиво и строго с предупреждением: ².что наши родные слова – Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить, и не забывать, что было Крещение Руси, а не Крещение Украины. Киев . это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае.
В Польше была тайная жидовская столица. Поляков понуждали завоевывать Русь. Когда поляки завоевали часть Руси (России), то отдали ее в аренду, в том числе и православные монастыри, церкви и священников. Священники и православные люди не могли самостоятельно никаких совершать треб. Православных теснили и притесняли со всех сторон, покровительствуя Польше, католичеству и унии.
Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками русские земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово Рос, и перезвали Окраиной. Слово окраина – это позорное и унизительное слово! Какая окраина?!
Чего и почему окраина, когда за этой мнимой окраиной находятся другие страны и государства?! И позже узаконили нам слова Украина и украинцы, чтобы мы охотно забыли свое название русский и навсегда оторвались от Святой и Православной Руси».
http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=459
1. Как РПЦ относится к этому и другим предсказаниям Преподобного Лаврентия Черниговского?
Василий Анисимов: Я не знаком с этой цитатой. Но помню, что в 2009 году Святейший Патриарх Кирилл (тогда митрополит), выступая перед 100-тысячной молодежной аудиторией на Крещатике, провозгласил призыв преподобного Лаврентия «Украина, Россия, Беларусь – это есть Святая Русь!», и молодежь стала скандировать.
2. В июле прошлого года известного гонителя РПЦ экс-губернатора Ровенской области В. Червония убила молния. Считает ли РПЦ такие смерти некими предзнаменованиями?
Василий Анисимов: Я был в очень плохих отношениях с Василиям Червонием еще с 1992 года, он писал на меня заявления в Генпрокуратуру, обращался в суд и т.д. Я тоже много и долго его изобличал. Поэтому мне не с руки что-то говорить о покойном. Жаль, что так все случилось, что не удалось разубедить его. Это трагедия, все под одним Богом ходим.
3. Получает ли верующий, приходящий в раскольническую церковь, Божественную благодать?
Василий Анисимов: Не получает, поэтому над ними совершают повторные таинства. Богословские обоснования этого размещены на наших сайтах.
4. За что конкретно был предан анафеме гетман И.Мазепа и как верующим следует обращаться с деньгами, на которых он изображён?
Василий Анисимов: За клятвопреступление, измену царю, Церкви, единственному независимому православному государству, само существование которого предательство гетмана поставило под вопрос. Я об этом писал большую статью, она тоже есть на наших сайтах.
5. Каким образом РПЦ собирается бороться с раскольниками, захватившими православные церкви на Западной Украине?
Спасибо!
Василий Анисимов: Только законными способами. Если мы будем уподобляться им в разбоях, какими же мы будем христианами? Бог не в силе, а в правде.
Севастополь!: Как вы считаете, не пора ли уже спасать все Русское-Православное на этой проклятой украинской земле?
Василий Анисимов: Проклятиями ничего не спасешь. Надо не клясть врагов, а созидать друзей. Это труднее, но достойнее.
Учитель из Николаева: Как вы относитесь к постоянно проявляемому здесь на форуме «Нового Региона» оголтелой украинофобии и судя по вопросам, которые задаются и Российскому шовинизму с элементарной безграмотностью, как в отношении исторического, так и настоящего Украины. Ведь ЭТО просто некультурно, несовременно и не этично так высказываться. Даже просто думать так, как демонстрируют российские шовинисты, просто вредно для психики.
Спасибо ....
Василий Анисимов: Ни украинофобию, ни русофобию я не приемлю. Любая фобия – это несчастье и отчаянье, разрушающее самого носителя этих фобий. Ненависть не может быть ни продуктивной, ни творческой, ни даже просто интересной. По определению. Христиане борются с грехом и ложью в человеке, а не с человеком.
Олег из Кременной, Луганской обл.: Почему наши попы до сих пор ходят в рясах, носят мужицкие небритые бороды?
Ведь у современного человека это вызывает, по меньшей мере, раздражение. Ну что, разве нельзя как на Западе, носить в крайнем случае, если нельзя без бороды , постричь ее, ну ей Богу!
И в храме у служителей какие то странные одеяния-балахоны, то что было тысячу лет назад – пускай там и остается, но вы же живете в 21 веке!!! Что вы так закостенели и не развиваетесь?
Сейчас открыты все источники информации и современные молодые люди много знают и понимают. ТО нужно быть адекватными ВРЕМЕНИ и идти в ногу с ним. Вы же теряете будущее – молодежь, которая уходит в альтернативные, как сейчас модно стало говорить -Церкви.
Если Православие хочет Быть, оно должно развиваться, тем более во времена расколов.
И скажу честно украинцы в большинстве, Хотят своей независимой соборной Церкви, с кем только не поговорите и даже с униатами говоришь они тоже готовы быть ВМЕСТЕ и язык украинский или русский в служении абсолютно не играет роли Извините, наболело, спасибо!
Василий Анисимов: Церковь живет обратной перспективой, главные события для нее это те, которые свершились две тысячи лет назад, когда Христос Спаситель был с нами. В литургическом году мы вспоминаем все события земной жизни Христа, Его крестную смерть и Воскресение. И так год за годом, столетие за столетием. Церковь вечна и апеллирует к вечным ценностям, которые есть в человеке и человечестве – к любви, верности, материнству, самопожертвованию, братству и т.д. Она ценит традиции. Еще св. Владимир и св. Ярослав Мудрый в своих уставах предусматривали суровое наказания за брадобритие. Церковным уставом определены облачения священнослужителей, и он не идет в ногу со временем.
Под развитием вы понимаете уподобление преходящему миру: мы носим панталоны – священники пусть носят, мы в джинсах или шортах –пусть и они не отстают. Разве в этом заключается современность?
Возьмите, если вы верующий, какое-нибудь послушание на приходе, попробуйте его выполнять хотя бы несколько месяцев, и вы поймете реальные проблемы Церкви, а не досужие, типа современности, поместности и т.п.
Станислав, Рубежное: Скажите, когда наконец вы уберетесь с Украины и дадите нам спокойно строить наше государство и создать Украинскую Автокефальную Православную церковь.
И когда вы перестанете быть 5 колонной Кремля на наших землях?
Василий Анисимов: Когда-то в Одессе на 1 апреля прошла демонстрация потомков греков, половцев, печенегов и т.д. под лозунгами: русские, украинские и прочие оккупанты прочь с наших исконных земель!
Я-то родом с Черкасчины (которая до того была Киевщиной), пращуры мои еще хана Батыя в Смелу не пускали, и храм , в котором меня крестили, стоит на том месте 800 лет. Так что вы, Станислав, к нашим-то исконным землям не примазывайтесь. Своих-то предков я без труда и в запорожских казаках и в донских обнаружу, а вот, чтобы казаки называли детей Станиславами, не припомню. Так что кто кого гнать-то с Украины должен? Вы не заблудились в географии? Шучу, конечно. Однако, я не думаю, что можно с таким умонастроением что-то построить. Разрушить, драку организовать – другое дело. Ну а Церковь создать может только Бог. Один известный украинский политик говорил: история ХХ века показала, что человеческими руками ни разрушить, ни создать Церковь невозможно.
Алексей, Симферополь: Василий Семенович, скажите, пожалуйста, на каком основании священнослужители присутствуют на политических собраниях, принимают участие в политических акциях?
Таким образом, они полностью нарушают Закон Украины «О свободе совести». Насколько я понимаю, в соответствии с Законом, чтобы присутствовать на таких собраниях, отцы должны снимать рясы и богослужебное облачение.
В ином случае, их необходимо привлекать к ответственности.
Василий Анисимов: Закон «О свободе совести и религиозных организациях» никоим образом не ограничивает конституционные права священнослужителей, как граждан Украины, участвовать в политической жизни страны, в том числе, в выборах, политических акциях и т.д. Если бы такие ограничения были, то и отлученный от Церкви М. Денисенко (Филарет), глава униатов кардинал Гузар и пр.,– все, кто «зажигал» на Майдане 5 лет назад, агитируя за оранжевых, несли бы ответственность. Но она законом не предусмотрена. Ограничения на политическую деятельность православных священнослужителей накладывает сама Православная Церковь. Это предусмотрено «Основами социальной концепции» и решениями Священного Синода. Священнослужители не могут быть членами политических партий, избираться в парламент, а вот в местные органы власти им было разрешено баллотироваться, и они в основном работают в социальных комиссиях местных советов. Церковь не занимается политической агитацией, не проводит политических акций, но часто лидеры партий приглашают священнослужителей на какие-то акции. По благословению Предстоятеля УПЦ или правящего архиерея они могут на них присутствовать.
Лично я считаю, что Церковь должна призвать верующих ответственно относиться к выборам. А то покупаются на подачки, пустые обещания, выбирают Бог весть кого, а Церковь потом отпевает свой собственный народ сотнями тысяч. Вот сколько тысяч сел, школ, больниц закрыто только за пять последних лет? Когда это прекратится? И Церковь не должна молчать.
Анонимно: Почему в Кишиневе, где минимум треть жителей – русскоязычные, только в одном храме Молдавской митрополии РПЦ проводится служба на русском языке.
Василий Анисимов: К сожалению, я не знаком с этой ситуацией.
Анонимно: Добрый день! Хочется спросить о настроении прихожан РПЦ к другим религиозным течениям. Неприязнь ко всем, кто не является последователем РПЦ, прививается намеренно, или это искажение и недоработки отдельных личностей? Какова официальная позиция РПЦ в этом вопросе? Много говорится об оскорблении чувств верующих РПЦ кем либо, но никогда не говорится о том, что верующие РПЦ оскорбляют чувства верующих других течений, не является ли это эксклюзивионизмом одних перед другими? Слово секта (тоталитарная) и т.д. внесено в обиход между верующими РПЦ в отношении других намеренно в соответствии с писаниям? Где есть на законодательном уровне подтверждение прав кого либо высказываться словом секта в отношении другой организации? Ведь происходит разделение людей по принципу разделяй на своих и чужих и властвуй? Разве этот принцип заложен Иисусом Христом? Мусульмане,Христиане,Буддисты, Индуисты, Даосисты... разве не имеют прав равных с последователями РПЦ?
Василий Анисимов: Термин «тоталитарная секта», если не ошибаюсь, ввел в научный обиход известный богослов и сектовед проф. Александр Дворкин. Применяется он и в Европе. Я сам однажды присутствовал на конференции по проблемам тоталитарных сект и психокультов в Барселоне, которую проводил Совет Европы. Из своего опыта общения с Кривоноговыми, «Великим белым братством», о которых писал еще до распада Союза, могу засвидетельствовать, что они действительно опасны, и надо ради профилактики воспитывать негативное отношение к ним. Потому что, если дети уже попадут в секту (бегут из семей, бросают дом, учебу и т.д.) искать и возвращать их очень сложно. И часто возвращаются уже асоциальными людьми, духовными калеками, нуждающимися в долгой реабилитации. Сколько трагедий эти секты несут людям! Христос говорил о лжепророках, которых надо остерегаться.
Что касается традиционных религий, которые многовековым существованием доказали, что не несут никаких опасностей для человека и народа, его традиционных ценностей, то в демократической стране, какой является Украина, они свободно существуют. Все традиционные конфессии равны перед законом, но, конечно, они не равны по значимости для народа, его ментальности, культуры и т.д.. Естественно, Православная Церковь в православном государстве значит больше, чем католическая или протестантская.
Виктор Херсон: Если присутствие патриархата соседней страны , вносит смуту и разбрат между верующими . То по-христиански было бы правильным , благословить, покаяться и отойти. Ведь отвечать вам придется не только перед кремлём, но и перед Всевышним.
Василий Анисимов: УПЦ существует 1021 год и никакой религиозной смуты никогда не вносила. Смуту вносят появившиеся недавно, непризнанные в христианском мире псевдоцерковные структуры – расколы, паразитирующие на православии, его имуществе. Их-то как раз Церковь и призывает к покаянию и примирению с Богом.
Владимир. Оффенбург. Германия: Как относится православная церковь к ординации женщин и почему именно такое отношение. Спасибо. По моему мнению, ординация женщин приносит только вред христианству. Спасибо.
Василий Анисимов: Насколько я знаю, в Православии такая же точка зрения на эту проблему. Более того, православное богословие не находит обоснований для этой ординации.
Евгения, Крым: здравствуйте, скажите пожалуйста, существует ли официальное мнение РПЦ, по поводу лечения православного христианина иглоукалыванием и гомеопатией.
(в литературе нашла много информации на эту тему, но информация противоречивая). Спасибо.
Василий Анисимов: Есть целый сайт «Православие и медицина», где подробно освещаются эти вопросы.
Киев, Михаил Рябов
© 2010, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».