Анатолий Кинах: Государство не должно делить бизнес на свой и чужой
Украина предлагает России подписать специальный договор по вступлению во Всемирную торговую организацию, а также новое соглашение, касающееся базирования Черноморского флота в Крыму. Об этом в интервью РИА «Новый Регион» заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолий Кинах.
«Новый Регион»: Анатолий Кириллович, как вы оцениваете перспективу украино-российских отношений?
Анатолий Кинах: Одним из серьезнейших межгосударственных механизмов развития наших взаимоотношений является решение двух президентов создать межгосударственную комиссию, где сопредседателями будут Ющенко и Путин. Это не имеет прецедентов за всю историю взаимоотношений независимых Украины и России и дает возможность решать вопросы на самом высоком уровне. Подготовка к началу ее продуктивной работы была одной из первых задач, которую я решал в качестве секретаря СНБО. Я благодарен президенту Ющенко за то, что он меня поддержал. Мы утвердили регламент деятельности комиссии, согласовали план ее деятельности на 2005-2006 годы. Он охватывает всю палитру экономических, международных вопросов нашего сотрудничества. Несколько дней назад президент Украины утвердил рабочие органы комиссии с украинской стороны. Я направил письмо на имя секретаря совета безопасности России Игоря Иванова, предложил, чтобы и с российской стороны также был утвержден состав межгосударственной комиссии. Сейчас мы готовим рабочую встречу (я надеюсь, она состоится в ноябре месяце) с премьер-министром Российской Федерации. Мы рассматриваем этот визит как этап в подготовке к заседанию межгосударственной комиссии с участием президентов. Таким образом, мы создаем условия для того, чтобы Украина и Россия максимально реализовали свой потенциал экономического сотрудничества.
«Н. Р.»: В каких сферах сотрудничество может быть наиболее эффективным?
А. К.: Есть очень много вопросов, требующих рассмотрения на самом высоком уровне. Это энергетический комплекс, сотрудничество в транспортной системе, согласованная тарифная политика. У нас огромный потенциал сотрудничества в авиастроении, ракетно-космическом комплексе, энергетическом и транспортном машиностроении. В этом контексте крайне важно, чтобы заработали законы экономики, равноправной конкуренции, был найден оптимальный баланс интересов. Именно на это нацелена наша работа. И особенно это связано с сотрудничеством в энергетической сфере. В частности в плане построения евразийского транспортного коридора, обеспечения доступа энергоносителй из Азербайджана, Казахстана и Туркменистана на рынки Европы. По всем этим направлениям, я это особо хочу подчеркнуть, мы приглашаем участвовать и Российскую Федерацию.
«Н. Р.»: Одно из ближайших заседаний СНБО будет посвящено проблемам энергетической безопасности Украины. Как вы расцениваете предложение «Газпрома» перейти на денежную систему расчетов за транзит российского газа?
А.К.: Безусловно, мы за то, чтобы перейти от бартерных схем к прозрачным финансовым схемам взаиморасчетов. Но при этом надо смотреть реально: этот переход должен быть поэтапным. Мы считаем, что 2006 год должен стать годом подготовки необходимых расчетов.
«Н. Р.»: Не станет ли вступление в ВТО препятствием на пути сотрудничества наших стран?
А.К.: Мы готовы подписать соглашение с Россией, в котором четко должно быть оговорено, что та сторона, которая первой вступает в ВТО, не создает для другой дополнительных трудностей. Более 20% украинского экспорта – это экспорт в Россию, а за этим стоят сотни тысяч рабочих мест. Украина имеет сегодня 32% внешнеторгового оборота с государствами Европы. У России этот показатель около 50%. И здесь абсолютно не должно быть какой-то ревности, нездоровой конкуренции. Мы движемся в одном направлении – стремимся создать в наших государствах современные стандарты экономики и жизни.
«Н. Р.»: Намерена ли Украина участвовать в Едином экономическом пространстве?
А.К.: Украина на всех уровнях, включая последний саммит глав-государств СНГ в Казани, заявляет, что будет участвовать в вопросах создания Единого экономического пространства. Делать она это будет четко в рамках действующей конституции и наших международных обязательств. Первый этап – создание зоны свободной торговли. Что касается более глубоких форм интеграции, то о них можно будет говорить на следующем этапе после вступления обеих стран в ВТО.
«Н. Р.»: Будет ли Украина пересматривать условия базирования Черноморского флота в Севастополе?
А.К.: Временное базирование Черноморского флота осуществляется не основе соответствующего межгосударственного договора, и Украина стремится выполнять взятые на себя обязательства. При этом есть много вопросов, связанных с объектами недвижимости, особенно гидрографии, которые еще не переданы под юрисдикцию Украины. Есть вопросы по арендной плате, по охране окружающей среды, вопросы передачи на баланс социальных объектов. Есть обязательства российской стороны по развитию социальной сферы Севастополя. Для того чтобы эти вопросы не решались методом взаимных обвинений, мы предложили создать специальную комиссию по Черноморскому флоту. Украинская сторона утвердила ее состав, мы ждем ответного шага от России. Мы готовы даже выйти на подписание соглашения, которое четко формулировало методы и механизмы контроля за выполнением Украиной и Россией своих обязательств.
«Н. Р.»: Будет ли Украина и дальше приватизировать стратегические предприятия?
А.К.: Мы рассмотрели данный вопрос на заседании Совета национальной безопасности, приняли системное решение, и сейчас готовится специальный указ по этому вопросу. Основа нашей политики: никогда больше в Украине мы не допустим передела собственности за пределами законов и честной конкуренции. Нельзя допускать, чтобы в вопросах собственности государство делило бизнес на свой и чужой. Должно быть верховенство закона, независимо от фамилии собственника и его политической окраски. Когда речь идет о стратегических предприятиях, этот подход еще более важен, потому что они влияют на многие аспекты национальной безопасности: энергетической, транспортной, информационной. В ситуации «Криворожсталью» возобладали национальные интересы. Мы будем продолжать эту работу. Это нормальный процесс: государство должно обеспечить выполнение Конституции и законов на своей территории. Главное, чтобы не было элементов политики, нацеленной на люмпенизированную часть общества, чтобы на этом не формировали личный пиар, не начиналась охота за ведьмами. Приватизация стратегических предприятий будет продолжена, но ей будет предшествовать очень серьезная подготовка: повышение их ликвидности, создание условий прозрачности финансовых потоков, изучение конъюнктуры мировых рынков, создание условий диверсификации инвестиций, что очень важно с точки зрения национальной безопасности. Только зная прогноз результатов приватизации, можно объявлять дату конкурса. И, конечно же, средства от приватизации должны направляться на развитие, на повышение конкурентоспособности экономики: программы энергосбережения, реализацию инновационных проектов, на поддержку малого и среднего бизнеса.
Киев, Елена Маргвелашвили
© 2005, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».