AMP18+

Киев

/

Интервью

/

Андрей Окара: Украине не обойтись без российского влияния

Российский политолог Андрей Окара, за которым в Киеве закрепилось прозвище «оранжевый москаль», высказал корреспонденту «Нового Региона» свое видение взаимного влияния Украины и России.

«Новый Регион»: Вы часто говорите о том, что Украина не является субъектом мировой политики. Реальна перспектива обретения этой страной субъектности?

Андрей Окара: Я думаю, реально, но это очень длительный и сложный процесс, который может занять несколько поколений. И думаю, что без внешнего влияния (идеологического, интеллектуального, человеческого) это невозможно. Собственными усилиями на Украине невозможно даже осознать те максималистические проявления, которые присутствуют в украинской культуре и истории. Даже казацкую историю с точки зрения современной украинской ментальности осознать невозможно. Допустим, Богдан Хмельницкий в интерпретации русской исторической школы это такой Моисей, боец за православную веру и идеалы. Он же с точки зрения украинской исторической школы эдакий олигарх, руководствующийся шкурными интересами, который думает, к кому быстрей присоединиться: то ли к Швеции, то ли к России, то ли к Турции.

«Н.Р.»: Украинские историки осуждают Хмельницкого за уход под внешнее влияние, а вы как раз за такое влияние и выступаете

А.О.: Это просто от безнадежности. Возможно, какие-то адекватные люди извне помогут адекватным людям внутри Украины.

«Н.Р.»:: Это будут люди с Запада?

А.О.: Нет, я думаю, это будут люди из России. Потому что в российской политической культуре присутствуют представления о субъектности и о миссии удержания истинной веры, а в украинской полностью отсутствуют. Это должно быть адекватное умное влияние российских факторов, совсем не тех, которые есть сейчас. Не этой глупой пропагандистской путинской машины, не украинофобских настроений, не того идиотизма, который связан с газовыми и торговыми войнами, а действительно внятных вещей по линии идеологии, Церкви.

«Н.Р.»: Сейчас в Украину зачастил лидер «Родины» Дмитрий Рогозин, который позиционирует себя как оппозиция. Он сможет стать центром такого адекватного влияния?

А.О.: Рогозин это человек старой комсомольской закваски. Я сомневаюсь, что сможет. Но следующее поколение, родившееся в конце 60-х, в 70-х, у которого стереотипов все-таки поменьше…

«Н.Р.»: Белковский?

А.О.: При том, что мы сейчас оба рассмеялись, отчасти да.

«Н.Р.»: А самостоятельно Украина справиться не сможет?

А.О.: Я знаю в Украине всех людей, которые могут. И пришел к выводу, что им всем необходима внешняя поддержка или хотя бы внешнее признание. Они чувствуют себя маргиналами сегодня, когда идет глобальное давление двух идеологических позиций: прозападной и малороссийской, навязывающей роль младшего брата. И та, и другая позиция отрицает украинскую идентичность как потенциального субъекта, как некого игрока, который способен на проявление максималистических тенденций. Была слабая надежда, что это случится во время президентства, потому что Юлия Тимошенко отчасти является носительницей таких тенденций. Но не случилось.

«Н.Р.»: На Украине, не смотря ни на что, продолжает жить комплекс младшего брата, с другой стороны, в отношении любого россиянина сразу же выставляется защитный барьер: стоп, имперское влияние. Смогут ли местные политики преодолеть эти комплексы и принять идеологическую помощь из России?

А.О.: Я сейчас благодаря тому, что вы жестко формулируете вопросы, понял, что это будет не влияние, а сотворчество. Потому что Украина может очень много дать российскому смысловому пространству (это стало очевидным во время «оранжевой революции»). А Россия может дать то, чего нет у Украины – осознание себя государством. Но, конечно, не на уровне Путин-Ющенко, а на уровне каких-то очень умных людей. Лично я прилагаю к этому усилия и после выборов займусь непосредственно.

«Н.Р.»: После выборов все эксперты предрекают Украине какой-то апокалиптический бардак. Вы считаете, это подходящее время для созидательных процессов?

А.О.: Я думаю, да. Особенность украинской политической культуры заключается в том, что здесь есть самонастраивающаяся система. Она, несмотря на слабость власти и внешние воздействия, способствует саморегуляции. На Украине никогда не существовало представлений о божественном происхождении власти. Центральная власть здесь всегда слаба и неэффективна. И поэтому общество меньше зависит от этой самой власти. В России, например, с этим проблемы. Не факт, что одно хорошо, а другое плохо. Но это так. И этим две страны могли бы дополнять друг друга.

Киев, Елена Маргвелашвили

© 2006, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Кавказ, Интервью, Киев, Интервью, Красноярск, Интервью, Крым, Интервью, Москва, Интервью, Нижний Новгород, Интервью, Омск, Интервью, Пермь, Интервью, Приднестровье, Интервью, Челябинск, Интервью, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Интервью, Конфликт на Украине, Россия,