Проживающие в Крыму украинцы хотят учить своих детей на русском языке, руководство Крыма не способно бороться с самозахватами земли, а сажать за решетку крымских бандитов сейчас сложнее, чем в девяностые годы. Об этом в интервью РИА «Новый Регион» заявил Геннадий Москаль, представитель президента Украины в Республике Крым.
«Новый Регион»: Геннадий Геннадьевич, мы вас поздравляем с тем, что ваша фамилия стала именем нарицательным. Недавно вице-спикер Верховной Рады Адам Мартынюк заявил, что если на Украине будут избирать губернаторов, государственные обладминистрации «омоскалятся».
Геннадий Москаль: Эта реформа имеет свои плюсы и свои минусы. Минус в нашем менталитете. Украина может превратиться в 27 княжеств. Народ у нас непредсказуемый. Некоторые выборы показали, что сегодня он сам в ужасе от тех мэров, которых выбрал. Ведь так? Учитывая, что два украинца это три гетмана и предатель, не получим ли мы ту модель, которую имела Россия, а потом от нее отказалась.
«Н.Р.»: А в чем плюс такой реформы?
Г.М.: Президент не несет никакой ответственности. Ведь сегодня за действия правительства в Крыму несет Верховная Рада автономии. А когда президент сегодня критикует глав облгосадминистраций, он критикует тех, кого сам поставил. Я считаю, что у президента будут развязаны руки в случае выборности губернаторов.
«Н.Р.»: В Крыму сейчас у президента развязаны руки?
Г.М.: У президента здесь лишь функции контроля за тем, чтобы Кабмин и Верховная Рада работали в рамках Конституции и законодательства. В случае нарушений мы подаем иски. По НАТО мы выиграли иск. По многим искам обошлось без судов, власти сами пересмотрели решения. Это действенная форма контроля.
«Н.Р.»: А по земельным вопросам вы подавали иски?
Г.М.: А какое право я имею? Я могу вмешаться, когда есть нарушение регламента и несоответствие законам. Как, например, в вопросе о выделении земель «Массандры» под дачный кооператив. Как правило, хозяйственный субъект рассматривает подобные дела пять-шесть месяцев.
«Н.Р.»: Не получится, что за это время там уже отстроятся?
Г.М.: Я думаю, что в первом слушании суд вынесет запрет на дальнейшие действия.
«Н.Р.»: Это ведь базовый вопрос сегодня для Крыма. Потому что действия всех самозахватчиков базируются на том, чтобы построить хоть что-нибудь, что потом невозможно будет снести. Именно поэтому все поля на подъезде к Симферополю уставлены рядами кирпичных сарайчиков.
Г.М.: Самозахваты не ко мне, а к крымской власти. Согласно закону земля находится в ведении территориальной громады. Пусть решают местные депутаты. Местная власть должна быть последовательной. Наш спикер Гриценко постоянно говорил, что земля есть, но никому ничего не дал. Ни я, ни президент здесь земли не имеем.
«Н.Р.»: Получается, что самозахваты будут продолжаться бесконечно, если у крымской власти не будет желания этот вопрос решать?
Г.М.: Совершенно верно. Этот вопрос уже слушался на Совете национальной безопасности и обороны. Я с нетерпеньем жду его решений.
«Н.Р.»: Какие решения в данном случае вы считали бы оптимальными?
Г.М.: Заставить местную власть работать. Если она неспособна, то должна подать в отставку. Пусть придут другие люди. А то бахчисарайским рынком занимались и президент и премьер, и Совбез.
«Н.Р.»: В прошлом году попытка открыть украинскую школу в одном из сел натолкнулось на протест крымчан. Будут ли власти продолжать такие попытки?
Г.М.: По закону об образованию язык обучения определяют родители. Что мы будем силой снимать вывески русских школ? Если 25% крымчан по переписи записались как украинцы, пусть ведут своих детей в украинские школы.
«Н.Р.»: Ведут?
Г.М.: Нет, не хотят.
«Н.Р.»: Арест депутата Мельника все в Крыму связывают с вашим именем…
Г.М.: (Резко перебивает) А что я прокурор, следователь. Как это можно со мной связать?
«Н.Р.»: Но будучи председателем крымского главка милиции вы наверняка с этим человеком сталкивались?
Г.М.: Когда я был председателем крымского главка, Мельник сидел в тюрьме. Почему он оказался на свободе, спросите у других. Это не моя компетенция. Для этого есть следственные органы.
«Н.Р.»: Но президент мог бы дать поручение следственным органам разобраться, почему в крымском парламенте оказались люди с криминальным прошлым.
Г.М.: А зачем. Я и так это сказал. Я предложил депутатам Мельнику, Аронову и Лукашову добровольно уйти из парламента. Не уходят. Это их право и право тех политических сил, которые их делегировали. Президент не может запретить им формировать списки так, как они хотят.
«Н.Р.»: Получается, что Крым – это какая-то Корсика, где к власти приходят люди с криминальным прошлым, а землю захватывают все, кто хочет. Поделать с этим ничего невозможно?
Г.М.: Этим должна заниматься местная власть. Не нравится, давайте отменим закон о местном самоуправлении. Народ выбрал такую власть, значит народ ее достоин, он хотел таких безобразий. Не могу же я ставить под сомнение волю народа.
«Н.Р.»: Когда вам было легче работать в Крыму: в 90-е или сейчас?
Г.М.: Первый раз легче. Сейчас в Крыму перепуталось Божье с праведным. Может, время поставит все на свои места.
«Н.Р.»: Тогда здесь орудовали «Сейлем», «Башмаки», Поданев. А порядка было больше?
Г.М.: Было отношение к бандитам со стороны государства совершенно другое. Меня спрашивали только о том, почему так мало бандитов сидит в тюрьме. Сегодня тронули одного, вы видите, что творится.
Киев, Елена Маргвелашвили
Киев. Другие новости 05.10.06
Между Россией и Украиной начинается война за звание чемпиона по шашкам. / В Киеве начался суд по делу Затулина (ФОТО). / Гриценко: курс Украины на вступление в НАТО необратим. Читать дальше
© 2006, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».