российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Суббота, 4 мая 2024, 05:53 мск

Новости, Кратко, Популярное, Интервью

Архив
Парламентские выборы 2007 года превратят в праздник администраторов – мнение экспертов

Предстоящие парламентские выборы в России могут принести несколько неожиданностей. Как полагают ведущие российские политологи, главным сюрпризом может стать неудача «Единой России» и успех «справедроссов». По мнению экспертов, если не произойдет что-то экстраординарное, то именно между этими двумя «политическими животными» развернется основная борьба. Между тем на главную неожиданность думской кампании претендует честность при проведении выборов и подсчете итогов голосования. Об этом было заявлено накануне в Москве на заседании политического клуба «Известий». РИА «Новый Регион» представляет мнения экспертов.

Валерий Федоров, директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ):

«Пока существующие рейтинги не говорят о раскладе сил в будущем парламенте. Все помнят 2003 год, когда очень быстро зажглась звезда скороспелого и малоизвестного движения «Родина». Не исключено повторение таких историй и сейчас. Пример «Справедливой России» (СР), которая только в июле 2006 года заявила о себе, а уже на октябрьских выборах во многих регионах составляющие ее партии из маловероятных участников политической борьбы превратились чуть ли не в центральные фигуры.

Конечно, здесь есть роль новизны, и надо сказать, рейтинги пока не показывают подъем популярности «СР». Но именно с этой партией сегодня связано «ожидание неожиданностей», если так будет позволено выразиться. Рейтинг «СР» пока достигал максимально 5%. Исходя из того, что по нашим прогнозам высокой явки на парламентских выборах ожидать не стоит – скорей всего, она будет в районе 45%. В этой ситуации 4% – это не мало. Если учесть, что за «СР» намерены голосовать в основном люди в возрасте, 4% сейчас – это, по сути, гарантия преодоления 7-процентного барьера, если не произойдет чего-то из ряда вон выходящего.

Что касается «Единой России» («ЕР»), то сейчас доля граждан, которые готовы голосовать за эту партию, составляет 44-45%, иногда 46% опрошенных. Здесь вроде бы все безоблачно. Насколько я знаю, «ЕР» ставит себе целью набрать именно 45% голосов избирателей. Но здесь надо отметить, что электорат «ЕР» не только самый большой, но и самый рыхлый, самый аморфный и недисциплинированный. Поэтому планка 45% на выборах может оказаться слишком большой. Этого результата можно достичь только при всеобщем напряжении усилий партии.

Что касается ЛДПР и КПРФ, то, по нашим впечатлениям, они будут замыкать иерархию в будущем парламенте. Если ничего не изменится, то в следующей Думе будет воспроизведен с небольшими изменениями нынешний расклад сил. У КПРФ больше гарантий попасть в Думу. У ЛДПР – многое будет зависеть от того, в какой форме будет находиться душа и тело этой партии, я имею в виду Владимира Жириновского.

На правом фланге ощущается значительная пустота. Сегодня рейтинги СПС и «Яблоко» не превышают 1%, и мы не ожидаем того, что за оставшееся время они смогут вытащить себя за волосы из болота. Последнее время обсуждалась тема, что Кремль возобновил флирт с СПС, и может быть появление его лидера на экране будет означать возрождение этой партии… Даже если это так, то СПС будет крайне сложно, потому что бренд дискредитирован. Пока говорить о том, что СПС пятый претендент на место в Думе, преждевременно.

На левом поле существуют несколько игроков, которые имеют 1-2%. Это Аграрная партия, «Патриоты России». Очевидно, что они будут притягиваться к мощным ядрам – будет ли это «СР» или «ЕР» зависит от переговоров. Но говорить, что у них есть шансы самостоятельно преодолеть 7-процентный барьер, я бы не стал».

Вячеслав Никонов, президент фонда «Политика»:

«Я уверен, что между «ЕР» и «СР» будет очень серьезная борьба. У них не просто схожий электорат. По-моему, у них один электорат – электорат Владимира Владимировича Путина, который разбивается на две части. Одни сторонники Путина считают «ЕР» слишком либеральной, и они тянутся к «СР». Борьба будет самой острой, как между двумя идеологически близкими партиями. В политологии известно, что при игре по пропорциональной системе самый главный враг – это ближний, каждая партия пытается занять место соседа.

У «СР» есть потенциал электорального роста. Это связано с тем, что левая популистская риторика имеет гораздо больший отклик в общественном сознании, чем правая. Когда «СР» предложит разделить Стабилизационный фонд на всех трудящихся, естественно, это будет вызывать больший отклик, чем призывы сохранять финансовую ответственность. Такой популистский задел есть, его нужно только правильно использовать.

В то же время «ЕР» может и не остановиться на 45%. У партии тоже есть определенный электоральный резерв.

Националистические силы в парламенте, на мой взгляд, будут представлены. Электоральная ниша в стране есть, она достигает 20% и более. Блок «Родина» растворился в «СР», что на самом деле будет на руку Жириновскому, его шансы в связи с этим увеличиваются, просто потому что он оказывается монополистом в этой нише.

Что касается демократического электората, то эта ниша, по моей оценке, составляет 8-10%. В прошлых выборах участвовали 7 либеральных партий, которые пытались преодолеть 5-процентный барьер, но ничего не получилось. В этот раз их явно будет меньше, поскольку некоторые партии не будут зарегистрированы. Реально речь может идти о СПС и «Яблоке». «Свободная Россия», я считаю, не взлетит.

Проблема для либералов еще и в том, что по новому закону нельзя создавать блоки. Это значит надо вливаться друг в друга. Но я с трудом это представляю, скорее всего, этого не произойдет, поэтому либералы вряд ли будут представлены в будущей Думе».

Сергей Марков, директор Института политических исследований:

«Мне кажется, что начавшийся политический год окончится в марте 2008 года после президентских выборов. Поэтому я рискну сказать, что на выборах в Госдуму победит Владимир Владимирович Путин. Я хочу сказать, что созданы два механизма для голосования на президентских выборах – это «ЕР» и «СР». Они выполняют роль ведомых, то есть они не самостоятельны. Настоящая партия власти не может выполнять эту функцию, поэтому реальной партией власти является не «ЕР», а администрация президента. Но борьба между политическими животными одного типа будет ожесточенная. Электорат у них отчасти совпадает. Соотношение между ними очень сильно волнует работников этих механизмов. Волнует ли это Россию? Я сомневаюсь. Россию волнует победит ли Владимир Путин. Она его поддержит.

Мы прекрасно понимаем, от чего может зависеть взлет «СР»: если «СР» дадут побольше времени на основных телеканалах, плюс – если дадут интересных ярких людей, которые будут выступать по ТВ. Но я думаю, что роль «СР» – не создание сильной партии, хотя идеи у партии будут помощнее, чем у «ЕР». Цель – получить в парламенте более 60% на двоих вместе с «ЕР». И никто не будет ничего подтасовывать. Эти цифры получатся не в результате подтасовок, а реально.

Что касается других партий, я полностью согласен с коллегами, которые говорят, что КПРФ и ЛДПР наберут свое.

СПС, «Яблоко» и многочисленные либеральные организации – это конечно позор нашей страны. Из-за личных амбиций эти люди лишают 8-15% населения возможность защищать правые взгляды в парламенте. Люди прозападных взглядов имеет право быть представленными в парламенте.

Главная интрига выборов – это повестка дня. От того, какие темы будут на дебатах во время кампании, будет зависеть дальнейшая политика в России. Эта борьба пока еще не решена. Персоналии не будут играть существенного значения. Тем более что после выборов Владимир Путин, как мне кажется, будет играть основную роль даже не на посту президента».

Валерий Хомяков, сопредседатель Совета по национальной стратегии:

«Безусловно, одной из главных интриг парламентских выборов станет борьба между «ЕР» и «СР». Это проявилось уже сейчас, когда лидеры «ЕР» явно давали нервозные комментарии о «СР». Мне показалось, что кто-то в «ЕР» посчитал, что «Единая Россия» действительно самостоятельная политическая сила. И вдруг они оказываются не одни. Ощущение, что они не одно дитя у президента, а появился второй ребенок – вызвало естественную реакцию.

Нервозность, которую проявили в «ЕР», я считаю серьезнейшей стратегической ошибкой. Именно они своими выступлениями создали информационный повод, чтобы о «СР» заговорили, как серьезной политической силе. Эта интрига дошла до регионального уровня. Если «ЕР» взяла в качестве «паровозов» губернаторов, то «СР» вполне ловко встраивается в ту же самую схему, используя противоречия между губернаторами и мэрами. Тархов (мэр Самары, – прим. «НР») возглавляет список «СР» в Самарской области, Кузнецов (мэр Ставрополя) – в Ставропольском крае. Я думаю, что дальше будет больше. Уже подтягиваются узнаваемые фигуры, в том числе, всероссийскоизвестные. Тренд, который проявляется на региональном уровне, будет усиливаться.

Если президент обозначит преемника накануне выборов, у «СР» могут быть проблемы. Встанет вопрос: если его поддерживают другие более серьезные силы, то вы-то зачем?

Что касается демократов, шансы у СПС чуть выше. Несмотря на низкую узнаваемость нынешнего лидера. Многое будет зависеть от того, как закончатся региональные выборы, на которых лидер «правых» возглавляет списки партии. Может быть реализован сценарий: чтобы Запад не обвинял Россию в ущемлении демократии, 20-30 демократов попадут в Думу, этого будет достаточно. Мешать «правым» не будут, может, отчасти и помогут.

Главной неожиданностью выборов станет их честное проведение. Чтобы партия власти не пыталась любыми способами выполнить план по набору мандатов, который она себе сама назначила, чтобы у проигравших не было ни тени сомнения, что они потерпели поражение честно…, – это самое главное. Это было бы справедливо, и Запад потом бы не обвинял будущего президента России в нарушении демократических норм».

Игорь Бунин, директор Центра политических технологий:

«По данным ВЦИОМа, «ЕР» поддерживают до 49% избирателей. Я думаю, здесь подтверждается та мысль, что люди испытывают сильную потребность в защитнике-трибуне, сильном трибуне. В данном случае «ЕР» она является этим трибуном, она защищает людей. Эта функция за «ЕР» закреплена, все остальные доводы, в том числе, что это не партия, не играют роли. Но у такого типа избирателя, который голосует за «ЕР», второго голосования за эту партию нет. Это предел за исключением блестяще проведенных кампаний, когда вмешался сам президент. Но я не думаю, что Путин будет вмешиваться в ход нынешней думской кампании и бросать свое имя на предвыборные весы. Это означает, что «ЕР» будет работать сама, и реальный ее результат от 35-46%. Это предел.

Это связано с тем, что часть избирателей психологически не способна проголосовать за партию, которая не является партией. Поэтому возник второй проект – «СР», потому что такой электорат никогда не голосует за чисто правящую партию, всегда ищет партию при власти, но находится в некой оппозиции. Такие люди могли голосовать за Жириновского в 1993 году, за Лебедя – в 1996 году. Такой электорат всегда ищет новую партию. Но этот электорат находится в пределах 10-20%. Больше получить «СР» не сможет.

Лозунги, которые могут привлечь таких людей, обычно – справедливость с одной стороны, и патриотизм – с другой. Такой электорат включается, когда услышит два слова «товарищ» и «Родина». Ставка делается на социальную справедливость, но проблема в реализации. Главное препятствие – не раскрученный бренд. Во-вторых, совместимость трех партий очень тяжелая. Реального административного ресурса не существует. Показательно как партия будет формировать кадры – она будет их черпать из тех, кто не получил возможности продвижения в «ЕР»: Спиридонов – в Коми, Кузьмин – на Ставрополье, Оксана Дмитриева – в Санкт-Петербурге. С кадрами, думаю, проблем не будет.

Получит ли «СР» 20%, я не знаю. Требуется тонкая технологическая работа. Ситуация прояснится в марте после выборов. Тогда станет понятно, наберет эта партия 10% или больше.

Что касается других партий, то Жириновский с его лозунгом «Мы за русских, мы за бедных» и своим имиджем наберет 7-10% и пройдет в Думу. КПРФ я думаю зацепится за 7%, может быть, получит чуть больше, но это их предел, потому что такой тип патернализма уже не интересен и умирает. Думаю, что ЛДПР и КПРФ в общей сумме наберут максимум 25%.

Либералы снова окажутся не удел. Объединение «Яблоко» и СПС – это розовая мечта почти всех демократов невозможна. Попытка Рыжкова создать новую партию также провалилась. У СПС есть маленький шанс попасть в Думу. «Яблоко» сгнило еще лет пять назад. От него ничего не осталось, кроме червей».

Максим Дианов, генеральный директор Института региональных проблем:

«Еще ни разу в новейшей российской истории выборы в парламент не проходили по одному и тому же закону. Потому что для власти слишком много риска. Поэтому для политтехнологии проще всего менять законодательство, и придумывать под него соответствующие проекты.

Мы сейчас обсуждаем инерционный сценарий. Но представим себе январь 1992 года: через 10 месяцев выборы и ЛДПР там получит 22%. Мог такое кто-то сказать в январе? Им тогда больше 5% никто не давал. Или январь 1995 года. «Наш дом Россия» на выборах получит 11%. А «НДР» еще не было, он только в мае образовался. Январь 1999 года. «Единство» получит 23%. Но партия образовалась в августе. Мы говорим об инерционном сценарии потому, что сейчас такое законодательство, которое не позволит никаким другим силам влезть в эту гонку. Все уже расписано. Избиратель совершенно ни при чем.

В то же время в России нет традиций проведения избирательных кампаний по спискам, поэтому могут быть неожиданности. Многое будет зависеть от «ЕР». На кого она направит удар от имени власти, тот и станет главным оппозиционером. Начнут они «мочить» коммунистов – будут коммунисты, СР – значит «СР», ЛДПР начнут «мочить» – значит Жириновский займет второе место в Думе. Если технологически механизм «ЕР» будет запущен на борьбу с «СР» – значит, это и станет главной интригой».

Дмитрий Орешкин, руководитель исследовательской группы «Меркатор»:

«Мы сейчас говорим про потенциал потенциальных участников кампании, а то, как он будет реализован, будет зависеть от конкретной тактики и стратегии. Выборы будут в основном не публичные. То есть это будет не праздник электората, а администраторов. И в значительной степени поэтому выборы будут дискредитированы в глазах общества. Сейчас общий смысл происходящего укладывается в определение: при всем богатстве выбора другой альтернативы нет. Конечно, в рамках инерционного сценария «ЕР» является лидером. Я не думаю, что наберет более 40%. Мне кажется, что она достигла максимума, который удержать значительно сложнее, чем идти в горку. Плюс партия в большей степени, чем отдельный политик, несет ответственность за происходящее в стране. У людей накапливается возмущение. Она ставит задачу нарастить, а на самом деле задача состоит в том, чтобы удержаться. Не уверен, что получится. Реальный результат, думаю, 35-40%. Хотя надо добавить административный ресурс управляемых регионов – Татарстан, Дагестан – там выборы никакого отношения к электорату не имеют. Сколько начальники скажут, столько и будет. В этом смысле «СР» серьезная альтернатива, но смотреть на эту партию нужно не с точки зрения электората, а с точки зрения элитной игры.

Проблема партии в том, что не видно контрэлиты, которая могла бы выступить против «ЕР». Региональные элиты не слишком обижены, бизнес-элиты – тоже, медийные элиты поскрипывают, но соглашаются. Единственное, пока еще не удовлетворена силовая контрэлита.

Мне кажется, что потенциал «СР» достигает 25%, но есть проблема господина Миронова. За все, что он брался в политике, разваливалось. Начиная от Совета Федерации, заканчивая собственным участием в выборах. Думается, развалит он и «СР». Не сможет организовать партию на местах, не сможет ничего, кроме как критиковать «ЕР», а мог бы вышибить Жириновского.

Если у демократов получится, то скорее у СПС, чем у «Яблока». Среди националистов – ЛДПР. Хотя если бы «СР» была поагрессивней и пошире мыслила, эта партия могла бы за счет националистических лозунгов подвинуть ЛДПР. Но это вряд ли удастся, поскольку Жириновский талантливее, опытнее и ярче, чем «справедливцы».

Москва, Владимир Инютин

Москва. Другие новости 24.01.07

Издательства «У-Фактория» и «Ультра.Культура» будут проданы московской издательской группе «АСТ». / Украина и Россия до 2015 года построят двенадцать «Русланов». / Цена одного депутатского места в Госдуме-2007 составит несколько миллионов долларов. Читать дальше

© 2007, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках