Переуступка «газовых» долгов Газпрома Алишеру Усманову может быть связана с взаимовыгодными экономическими интересами бизнесмена и российского газового монополиста. Как считают эксперты, это не первая подобная операция, и, возможно, не последняя. В любом случае аналитики в разговоре с корреспондентом РИА «Новый Регион» высказали сомнения, что нынешняя сделка, если она состоится, может привести к каким-то громким политическим последствиям вроде «оранжевой революции».
На минувшей неделе появилась информация о переуступке Газпромом долгов Приднестровья за газ в пользу известного крупного бизнесмена Алишера Усманова. Общая сумма задолженности оценивается в $1,3 млрд. Однако по оценкам экспертов, это вовсе не означает, что Усманов, если такая сделка была совершена, заплатил именно $1,3 млрд. О цене сделки пока не сообщается, однако в подобных случаях речь, как правило, может идти о гораздо меньшей сумме, чем сами долговые обязательства.
Так или иначе об экономической составляющей сделки говорить пока не приходится. Однозначно, от переуступки выигрывает Газпром, поскольку приднестровский долг год от года только накапливался, а расчеты фактически не велись. В этой ситуации российский государственный газовый монополист не мог по политическим причинам вести жесткую борьбу с ПМР за возвращение долгов, как он это делает, например, внутри России, или с недружественными государствами.
Тем более что, как отметил в разговоре с корреспондентом РИА «Новый Регион» директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов, Россия в лице Газпрома уже давно получила от Молдавии и Приднестровья все, что хотела за исключением долгов.
«России фактически передана вся газотранспортная система Молдавии в собственность, решен вопрос с ценой на газ. С точки зрения развития внешних отношений проблемы уже решены», – сказал эксперт.
В то же время, по его словам, остался нерешенным вопрос согласования погашения старых долгов, и в этом смысле ситуация развивается закономерно. «Ситуация с Усмановым проста. Насколько я знаю, Усманову вообще поручено заниматься проблемой внешнего долга Газпрома, и он эту тему курирует, по крайней мере, такие слухи активно ходили. В этой ситуации я ничего драматичного не вижу. Кстати, 28 марта будет совет директоров Газпрома, там будет обсуждаться один из важнейших вопросов – проблема реструктуризации внешнего долга. Компании вообще много должны, и, естественно, этот вопрос периодически выходит на первый план. Усманов, как мы знаем, принимает активное участие в ряде проектов Газпрома», – считает Симонов.
Как заявил «Новому Региону» заместитель руководителя Института стран СНГ Владимир Жарихин, возможно, у Алишера Усманова появился интерес к некоторым приднестровским предприятиям, которые он мог бы получить в счет «газового» долга, как это было в случае с Арменией.
«В конце концов, кому бы эти долги не принадлежали, нужно отдавать. Может быть, у Усманова появился интерес к некоторым приднестровским предприятиям. Для Газпрома эти активы являются непрофильными. Последнее время все-таки Газпром предпочитает непрофильными активами не заниматься. Может быть, это связано именно с расплатой по долгам металлургическими активами, которые Газпрому не нужны», – сказал Владимир Жарихин.
В этой ситуации Усманов действительно может рассчитывать на часть собственности. Однако весь вопрос в том, о какой именно собственности может идти речь.
Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», большая приватизация в ПМР фактически подошла к концу, и значимых предприятий, которые остались бы у государства и могли бы попасть в поле зрение крупного бизнеса, практически не осталось. В то же время в ПМР не исключают, что Усманов может рассчитывать перекупить акции уже приватизированных предприятий, увеличив, например, свою долю в Молдавском Приднестровском металлургическом заводе, в котором ему уже принадлежит порядка 30%.
Впрочем, не исключено, что интерес Усманова лежит за пределами ПМР, в частности, в Молдавии. Это версию отчасти подтверждают слова президента Приднестровья Игоря Смирнова, который на минувшей неделе заявил, что у ПМР нет юридически оформленного долга перед Газпромом.
«Договор с «Газпромом» подписывало АО «Молдова-газ», 15% акций которого раньше принадлежали Приднестровью, но позже приднестровская газовая структура из молдавского объединения вышла. Вот теперь пусть Молдавия и разбирается с Усмановым, что она ему должна», – заявил Смирнов.
Если дело обстоит так, как заявил глава ПМР, то на самом деле к приходу Алишера Усманова нужно приготовиться не Приднестровью, а Молдавии.
Ссылки по теме:
Игорь Смирнов: у Приднестровья никогда не было юридического долга за газ >>>
Анатолий Белитченко: приднестровский газовый долг перешел к российскому холдингу «Металлоинвест» >>>
Москва, Владимир Инютин
Москва. Другие новости 26.03.07
В Киеве презентовали парламентскую группу по связям с Россией. / В Подмосковье в квартире взорвалась граната: пострадал ребенок. / В Москве одну комнату в коммуналке продали семи покупателям. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».