Инициатива Сергея Миронова, подхваченная сегодня мэром Москвы Юрием Лужковым, по увеличению срока пребывания в должности президента «с четырех лет до пяти, а, может быть, и семи» вызвала скептицизм и насмешки экспертов «Нового Региона».
Напомним, речь идет об изменении статьи 81 главы 4 Конституции РФ, в соответствии с которой глава государства может избираться подряд не более чем на два срока по четыре года. В конце прошлой недели Сергей Миронов в очередной раз заявил о необходимости увеличения срока президентства. По версии Миронова, было бы оптимально, если бы сроков было три по 7 лет каждый.
По словам заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, разговоры о третьем сроке можно и нужно было вести 3-5 лет назад. «А начинать разговоры об изменении Конституции за полгода до начала избирательной компании просто непристойно. Такие заявления говорят не о том, что человек действительно хочет, чтобы был введен третий срок. Это показатель того, что человек просто хочет расписаться в своей верноподданности», – говорит Жарихин.
«Если Путин скажет: «Уговорили, остаюсь», – он все равно не может рассчитывать на третий срок даже теоретически. Есть железное правило юриспруденции: закон обратной силы не имеет. Конституцию можно изменить, но изменения вступят в силу только для следующих президентов», – продолжает эксперт.
Впрочем, по его словам, в изменении срока президентства и количества сроков нахождения у власти нет ничего зазорного. «У нас Конституция – не священная корова. Говорить о том, что она совершенна, я бы не стал. Ограничение президентства до двух сроков и четырех лет не является неким признаком демократии. Когда сроки изменяются, демократии не становится больше или меньше. Это чисто прагматическая вещь, которую приняли для себя лично американцы. Впрочем, и у американцев были исключения из правил, например, для президента Рузвельта», – говорит Жарихин.
По его словам, вероятность того, что Владимир Путин останется президентом на третий срок, существует. Но основания для этого должны быть более серьезными, чем верноподданные крики: «На кого ты нас оставил? Другого среди 140 миллионов мы не найдем». «Может случится ситуация, когда будет не до выборов. Например, если США начнут бомбить Иран, и все полыхнет. Все может быть. В этом случае выборы президента России могут просто отложить. Но будем надеяться, что такого развития событий не последует», – отметил Владимир Жарихин.
Политолог Игорь Бунин говорит, что вся российская элита не желает ухода Владимира Путина, потому что в этом случае нарушается некое равновесие между кланами. «Именно поэтому часть элиты выступает за введение третьего срока и делает подобные заявления. Какая бы договоренность не была между Путиным и его преемником, часть российских чиновников вынуждены будут уйти со своих постов. Это неизбежно. Изменения произойдут. Поэтому от Чубайса до Сечина есть некое желание сохранить равновесие», – отмечает Игорь Бунин.
По его словам, в то же время самому Путину не хочется быть «хромой уткой». Соответственно он будет пытаться сохранить в обществе некое ощущение, что преемника пока нет, и вместо Медведева и Иванова может появиться третий кандидат. «Я думаю, что Путин будет сохранять функцию демиурга до выборов нового президента. Вероятность того, что Владимир Путин останется на третий срок, по моему мнению, очень мала», – сказал Бунин.
Директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что заявления о намерении ввести третий срок для президента не отражают какие-то тренды в Кремле, а являются лишь личным пиаром тех, кто выступает с такими предложениями. «Например, Юрий Лужков, который поддержал инициативу Миронова, хочет проявить максимальную лояльность Владимиру Путину, чтобы остаться на следующий срок мэром Москвы… Сергей Миронов приступил к избирательной компании и хочет вырвать у «Единой России» пальму главной, почти единственной партии, которая поддерживает президента. Он хочет максимально аффилировать партию «Справедливая Россия» с Владимиром Путиным», – говорит Сергей Марков.
По его мнению, наверху не определились и до конца не определятся с фигурой единого преемника еще долго. Будут различные варианты. Но окончательные выбор, как сказал сам Путин, сделают сами граждане России. Сам Путин сохранит за собой право назвать в последний момент кандидата, которого он лично поддерживает. Но не факт, что он воспользуется этим правом. Путин может хранить молчание.
«Я не думаю, что Путин останется на третий срок, он займет другую позицию и никуда не уйдет. На протяжении какого-то времени он сохранится как самый влиятельный российский политик», – отметил Сергей Марков.
Генеральный директор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов также считает, что подоплека новой инициативы Сергея Миронова заключается в том, чтобы доказать всем: «Справедливая Россия» более «пропутинская» партия, чем «Единая Россия». А Юрий Лужков, который поддержал идею Миронова ввести третий срок для президента, хочет, в свою очередь, уверить, что «Единая Россия» не менее «пропутинская», чем партия Миронова. Он пытается угадать настроение Путина, но, при этом, возможно ошибается. Потому что, очевидно, что риски идей, сопряженных с вариантом третьего срока президентства, чрезвычайно высоки. «Со стороны элиты бы безответственно не осознавать эти риски. В случае введения третьего срока может снизиться легитимность президента в глазах и российского, и зарубежного общественного мнения. Часть элиты эти риски осознает – не случайно руководство «Единой России» дистанцировалось от инициатив Сергея Миронова», – говорит Михаил Виноградов.
Москва, Татьяна Красногорова
Москва. Другие новости 04.04.07
В Москве упал башенный кран. / Депутат Госдумы госпитализирован после встречи с Сергеем Мироновым. / Тарас Стецкив: после Пасхи мы можем вывести на Майдан 500 тысяч человек. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».