AMP18+

Москва

/

Кого и почему накануне выборов отлучили от телеэфира? Мнения экспертов

По мнению экспертов «НР» информационная кампания в преддверии декабрьских выборов в Государственную Думу вступила в активную фазу. Лидеры партий, рассчитывающих преодолеть 7-процентный барьер на выборах, стараются использовать любой повод, чтобы привлечь к себе внимание: от участия в уличных маршах до выпуска мемуаров.

Тем не менее, несмотря на заметно возросшую активность политических субъектов, обыватели, привыкшие судить о внутриполитической жизни страны по выпускам новостей на центральных телеканалах, этого «апрельского обострения» практически не ощутили. Что и не удивительно: государственные каналы строго отслеживают содержание выдаваемых в эфир новостей и состав участников аналитических программ. Как итог – большинство попыток непрокремлевски настроенных политиков засветиться на федеральных телеканалах остаются тщетными.

Корреспонденты «НР» побеседовали с рядом экспертов и действующими политиками, выясняя, действительно ли, по их мнению, на центральных каналах действуют цензурные ограничения и насколько подобная информационная блокада коснулась их лично.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, которого сложно заподозрить в излишней оппозиционности к действующей власти, пожаловался, что в наступившем году он оказался, что называется, «вне игры»:

«Запрет действует с января, вот уже четыре месяца, – заявил Жириновский. – Они боятся. Увидели, что ни Медведев, ни Иванов не тянут и закрыли доступ к телеэфиру наглухо: четыре месяца ни один канал ничего обо мне не говорит. А вот 3-го марта 2008 года запрет снимут – протащат своего кандидата и дадут отмашку: можете говорить, что хотите. Причем запрет действует только в отношении меня. Они понимают, что я им конкурент. Вот Зюганова они не боятся – поэтому и показывают его сколько угодно».

Давний соратник Жириновского по партии Алексей Митрофанов добавил, что единственная возможность для Председателя ЛДПР попасть на экран – это участие в разного рода развлекательных шоу, куда Жириновского приглашают весьма охотно. И Владимир Вольфович подобными приглашениями не брезгует, иначе электорат может совсем забыть своего героя.

А вот известная активистка демократического движения Валерия Новодворская оказалась куда разборчивее Жириновского. По ее словам, ей также поступали предложения участвовать в развлекательных шоу, но она их решительно отвергла:

«Информационная блокада на центральных каналах нашего телевидения началась не вчера, – заявила Новодворская. – Лично для меня эфир на первой и второй кнопках исчез еще при Ельцине 10 лет назад. Все что сегодня происходит на этих каналах, полностью контролируется властью. Прямых эфиров нигде нет уже очень давно. Единственная для меня возможность попасть в программу о политике – это передачи Владимира Соловьева на НТВ, которые становились каждый раз своеобразным аутодафе. Раньше приглашали еще на РенТВ. Но теперь, после смены руководства и владельца этого телеканала, наверняка приглашать перестанут. Несколько раз на меня выходили редакторы с Первого канала и с РТР, приглашали поучаствовать в каких-то развлекательных шоу, но я, естественно, отказалась. Хотя как-то предлагали заплатить мне за участие «любые деньги».

А вот депутат от КПРФ Нина Останина особенных проблем с приглашениями в эфир пока не испытывала, что, впрочем, не помешало ей высказать опасения по поводу того, что чем ближе будет дата думских выборов, тем сложнее для оппозиции будет пробиваться в телевизионный эфир:

«Мне, как депутату, грех обижаться на телеканалы, – рассказала Останина. Приглашения от них поступают часто, но, как правило, только на ток-шоу: на первый канал к Андрею Малахову, во «Времечко»... Однако мне больше импонируют аналитические программы, такие как «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Там есть возможность высказать свою точку зрения.

Думаю, однако, что скоро приглашения выйти в эфир, даже в рамках ток-шоу прекратятся. Я не самый обиженный депутат в плане выхода на телеэкраны, но до определенного времени – весны-лета 2007 года. В период осени-зимы этого года, думаю, что никто из оппозиции в эфир не выйдет. В данный момент у меня приглашений на телевизионные передачи нет.

Между тем, меня абсолютно не устраивает, как освещается обсуждение вопросов в Государственной думе. Так обычно в эфир выходит только одна точка зрения по обсуждаемому вопросу, которая идет от правящей фракции «Единой России». Это непрофессионально».

Только что отошедший от непростых политических баталий в Красноярском крае лидер СПС Никита Белых говорит о том, что признаки информационной блокады по отношению к его партии ощутимы уже сегодня:

«Мы скорее испытываем трудности с выходом в эфир, чем не испытываем. Оппозиционные партии не очень любят приглашать на обсуждение общественно и политически значимых вопросов. Если такие приглашения все-таки поступают, то только на передачи, где обсуждаются неинтересные для общества темы. На первый, второй канал нас приглашают очень редко. Думаю, что такие трудности с выходом в телеэфир испытывают и будут испытывать все политические партии за исключением «Единой России» и «Справедливой России». Мы готовы участвовать во всех телепроектах, но нас не приглашают».

В отличие от страдающих от информблокады политиков российские политологи, напротив, говорят, что завалены приглашения на самые разные телепрограммы. Политолог Вячеслав Никонов, например, говорит, что из-за нехватки времени, он не может принять все поступающие приглашения:

«Предложений выйти в эфир у меня намного больше, чем моих возможностей, – пожаловался Никонов. – У меня существуют проблемы со временем, но не с эфиром. Меня можно увидеть на любом канале. На первом, втором, третьем, четвертом, пятом, шестом…

Проблемы с выходом в телеэфир испытывают только те, кто не интересен телевизионным каналам. По-моему мнению, это 99,9 процентов населения России».

Прогноз о том, как будет поделено эфирное время на центральных телеканалах при приближении выборов, дал руководитель Института национальной стратегии Станислав Белковский:

«На мой взгляд причины отлучения от телеэфира лидера ЛДПР заключаются в том, что Кремль опасается, что Жириновский попытается монополизировать националистический электорат и сыграть на растущих националистических настроениях в обществе, особенно путем привлечения ряда лидеров националистических организаций в список ЛДПР. Эти опасения не лишены оснований. Будучи ярким харизматичным лидером, Жириновский может успешно выступить на думских выборах и получить до 20% голосов. После чего он сможет занять независимую от Кремля позицию. Поэтому Кремль пытается уже сейчас, на ранней стадии подготовки к выборам, всячески ограничить активность и претензии Жириновского.

Что касается КПРФ, то ее попадание в эфир будет определяться отношениями между коммунистами и «Единой Россией». «ЕР» очень заинтересована в КПРФ, как партии, которая способна подорвать электоральные позиции «Справедливой России» – главного противника «ЕдРа». Поэтому я думаю, что коммунисты получат по линии «ЕР» определенное финансирование и определенный доступ к эфиру. Впрочем, и то и другое будет очень дозировано, чтобы коммунисты выполнили свою задачу в борьбе со «Справедливой Россией», но при этом не возомнили себя крупнейшей политической силой страны и не попытались действительно, заняв, твердое второе место на выборах, диктовать свои условия «ЕдРу» в дальнейшем.

Личным и принципиальным врагом «Справедливой России» является кремлевский куратор внутренней политики Владислав Сурков. И он делает все от него зависящее, чтобы «СР» на экранах телевизоров было не слишком много. Другое дело, что на сегодняшний день это не зависит исключительно от Суркова, поскольку различные кремлевские указания транслируются другими каналами, в том числе через пресс-секретаря президента России Алексея Громова. У Суркова давно нет монополии, однако определенное влияние у него есть, и он использует его против «СР».

Присутствие СПС и «Яблока» в телеэфире, думаю, будет непродолжительным и неустойчивым. СПС и «Яблоко» нужны Кремлю, когда их лидеры могут озвучить какие-то выгодные Кремлю тезисы, например, выступить с критикой Михаила Касьянова или обрушиться на Марш несогласных. Ни по каким другим поводам лидеров СПС и «Яблоко» в эфир пускать не будут, и шанс на то, что они преодолеют 7-процентный барьер на выборах в Госдуму – призрачны».

Москва, Денис Фрунзе, Софья Кораблева

© 2007, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Екатеринбург, Москва, Нижний Новгород, Пермь, Северо-Запад, Челябинск, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, В мире, Выборы, Общество, Политика, Россия,