Эксперты: российский либерализм на самом деле является «постмарксизмом»
Накануне известные российские эксперты, носители полярных политических взглядов, обсудили ошибки и перспективы либерального проекта в России.
В дискуссии приняли участие Сергей Глазьев, Михаил Леонтьев, Борис Надеждин, Александр Ципко.
Декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Добреньков призвал ответить на вопросы: «Соответствует ли либерализм отечественному национальному сознанию? Насколько он учитывает фактор традиционных ценностей? Почему российский либерализм отвергается обществом? Каковы перспективы «диалога идеологий» в России?».
Депутат Государственной Думы Сергей Глазьев заявил о невозможности успешной реализации в социуме либеральной идеи без осознания ответственности, которую обязаны брать на себя носители этой идеи: «кому много дано, с того многое спросится». В политике у либерализма есть будущее при условии существования в политической системе выверенных механизмов ответственности, в экономике – при наличии добросовестной конкуренции. Однако в новейшей истории России либерализм, по словам С. Глазьева, «понимался как некая вольница», и это стало его драмой.
Депутат подверг критике российские реформы начала 1990-х, которые, проходя под либеральными лозунгами, «стали примером извращенной реализации псевдолиберальной идеологии и обернулись крупномасштабным воровством». Либеральная идеология осознанно использовалась ее носителями «как ширма оправдания коррупции и расхищения государственного имущества». С.Глазьев отметил, что такое «примитивное извращение либеральной идеологии» вызвало отторжение даже у классиков либерализма, например, Милтона Фридмана, отказавших нашим реформаторам в звании либералов.
Политолог, главный редактор журнала «Профиль» Михаил Леонтьев поддержал Сергея Глазьева в том, что реальный социально-экономический смысл либеральных реформ в России заключался в «легализации воровства». Главным маяком для отечественных младореформаторов, по его словам, всегда была «геополитическая ориентация и преданность флагу звездно-полосатой окраски», ради которой они готовы были «поступиться любыми ценностями».
М. Леонтьев также признал, что либеральные механизмы в экономике работают лишь при наличии конкуренции, обеспечение которой является задачей государства. Все страны, достигшие сегодня экономических успехов, по его словам, использовали в период модернизации нелиберальные механизмы, протекционизм. В политической сфере, считает М. Леонтьев, также невозможно достижение ситуации абсолютного равенства всех голосов и мнений и равноправного участия граждан в принятии решений – «абстрактная всеобщая демократия неизбежно превращается в охлократию и диктатуру, господство элит». В тех же США, напомнил политолог, власть в реальности не привлекает гражданское общество к обсуждению стратегически важных вопросов, прекрасно осознавая проигрышность такой схемы из-за «некомпетентности» большинства.
С точки зрения ценностей «с либерализмом бороться довольно странно и глупо – превращаясь в идеологическое либертарианство, он сам подписывает себе приговор», заключил политолог.
Заведующий отделом Украины и Крыма Института стран СНГ Кирилл Фролов напомнил участникам круглого стола, что идея личной и общественной свободы «изначально была собственностью Православной Церкви, ибо только христианство принесло в мир идею «обоженой личности». Либертарианство же «незаконно приватизировало идею свободы, вырвав ее из контекста, и превратило в оксюморон, претендующий на тоталитарность». Характеризуя трагедию российского либертарианства, эксперт продемонстрировал всем актуальность известной мысли Достоевского о том, что русский либерал, в отличие от европейского, ненавидит не общественное устройство, но саму Россию. Тип Смердякова, по мнению К. Фролова, до сих пор проявляет себя в поведении и позиции многих современных российских либералов. Нынешняя Россия, считает он, нуждается в «национально-либеральной идеологии» – современная элита, относящая себя к либеральной части политического спектра, должна предлагать обществу «взамен либертарианского, адекватные проекты, базирующиеся на традиционных для нашей культуры ценностях», в том числе – геополитические проекты, формировать стратегический образ страны «как лидера восточно-христианской цивилизации».
Политолог Александр Ципко поддержал предыдущего оратора в заявлении о том, что «смердяковщина», презрение к национальной традиции, «стремление сломать традиционный архетип» являлись характерными чертами российских либералов в начале 90-х годов. Причем, по мнению эксперта, такого рода позиция отдельных представителей либерального лагеря является ничем иным, как социал-дарвинизмом, который вкупе со «смердяковщиной» является «очень опасным мировоззрением». Его рождение в рядах советской интеллигенции явилось следствием распада предыдущей системы, и в целом российский либерализм, по мнению А. Ципко, «на самом деле является постмарксизмом». Преодоление такого типа либерализма, считает А. Ципко, должно будет предрешить не только судьбу самой России, но и «будущее достоинство ее интеллигенции».
Член Федерального совета СПС Борис Надеждин призвал участников круглого стола избавиться от некоторых ложных представлений о либералах и либеральной идеологии в России. Сегодняшние русские либералы, заверил он, «хотят жить и работать в России, говорить на русском языке», многие из них исповедуют православие. «Я очень русский человек, что не мешает мне быть либералом», – отметил Б. Надеждин. Он признался, что был даже недавно занесен в списки известных российских гомофобов, так как решительно выступает против гей-парада – «это противоречит моему православному сознанию и пониманию ответственности русского народа за собственное воспроизводство».
Б. Надеждин признал, что вина за многие ошибки постперестроечных реформ лежит на ряде конкретных людей, называющих себя либералами, но «не справившихся с задачей построить институты гражданского общества». В то же время он также призвал не рассматривать 90-е годы «исключительно как гибельное время», напомнив, что Церковь в России получила настоящую свободу именно в этот период. «Закрытое и ксенофобское общество тоже ни к чему не приведет, диалог необходим», – выразил уверенность представитель СПС.
Все участники дискуссии сошлись во мнении о необходимости объединения усилий научного сообщества, экспертов и политиков для формирования конкурентоспособной национальной идеологии, основанной на традиционных для России ценностях».
Москва, Арина Морокова
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».