Авторская колонка: Сочи и бобслей несовместимы
Для затравки расскажу историю из личного опыта. Как-то летом 1992 года хорошие знакомые попросили меня приютить в своей квартире на пару недель двух испанцев – парня и девушку.
Ребята были неплохими и компанейскими, у себя на родине, в Барселоне, являлись активистами экологического движения. Вот только когда при них включали телевизор, по которому показывали трансляции с летней Олимпиады, проходившей в тот год в столице Каталонии, они мрачнели и начинали долго и смачно ругаться последними испанскими словами. Как выяснилось, за пару недель до начала игр, в их барселонскую квартиру пришли офицеры полиции и предложили на выбор: либо сесть в близлежащую тюрьму на месяц, либо на время проведения Олимпиады уехать куда-нибудь подальше от города Гауди.
Так, собственно, они и оказались в России. По их словам, перед подобным выбором оказались все, кто был когда-либо замечен в участии в политических или экологических акциях, как потенциальные экстремисты и террористы.
Спустя два года мне самому «представилась возможность» ощутить себя в шкуре тех испанцев, когда Санкт-Петербург принимал игры Доброй Воли-94. Милиция ко мне домой не приходила, но от этого было не легче. Сотрудники правоохранительных органов наводнили город – по 15 раз на дню проверяли документы на улице, по поводу и без повода останавливали для проверки машину. Да и в целом атмосфера была настолько нездоровой, что в итоге дня через четыре после открытия Игр, я купил билет на поезд и поехал проведать родственников в отдаленную деревню.
Еще ужасней оказалось 300-летие Петербурга, когда в город поздравить Путина съехались президенты со всего света и горожанам, без всяких шуток, рекомендовали покинуть город на время празднеств. В нашей стране вообще крупные праздники проводятся не для людей – это факт. Зато организация подобных мероприятий – настоящая страда для тех, кто смог вписаться в расклад и получить доступ к бюджетным потокам. Один знакомый на то же 300-летие Петербурга привозил какой-то уличный театр из Голландии, и от выделенного финансирования этого проекта получил в итоге на руки лишь треть заявленной и согласованной с оргкомитетом суммы. Две трети растворились в пейзаже.
Конечно, хочется быть оптимистом, но не покидает ощущение, что продвижение проекта «Сочи-2014» связано с желанием определенных товарищей поучаствовать в долгосрочном распиле огромного бюджета. Тем более, что в отличие от того же Зальцбурга, где 90 процентов объектов инфраструктуры уже построено и функционирует, в Сочи все это построить еще предстоит. О том же, как сладко утекают бюджетные средства на стройках, рассказывать не буду – все и так это знают.
А бюджет, тем временем, обещает и вправду стать беспрецедентным. По информации агентства Bloomberg, «Газпром» сообщил о готовности вложить в горнолыжные объекты на хребте Псехако 375 миллионов долларов, компания Владимира Потанина «Интеррос» собирается направить на сооружение горнолыжного курорта «Роза Хутор» 262 миллиона. Алюминиевый магнат Олег Дерипаска на сооружение международного аэропорта и олимпийской деревни ассигновал полтора миллиарда долларов.
Не останется в стороне и государство. По словам вице-премьера правительства России Александра Жукова на федеральную целевую программу «Развитие Сочи как горно-климатического курорта на 2006-2014 годы» выделяется 314 млрд рублей, в том числе 185,8 млрд. из федерального бюджета, около 9 млрд – из краевого. Так что Олимпийский пирог намечается довольно жирный – чем не повод для истерики, которую устраивают государственные телеканалы вокруг предстоящего голосования в Гватемале.
При этом, государство предусмотрительно «подстелило соломки» на случай вполне вероятной неудачи, заверив граждан, что Олимпиаду нам могут не дать только по политическим соображениям, хотя вполне объективные отчеты МОК ставят Сочи лишь на третье место среди трех претендентов.
Сочи занимает первое место лишь по уровню поддержки сочинской заявки среди населения страны. По данным социологов, если еще полгода назад заявку Сочи поддерживало две трети россиян, то теперь уровень поддержки переваливает за 88 процентов. Видимо, это так и есть: спроси любого россиянина на улице, как он относится к Олимпиаде в России – и практически любой ответит, что он «за», «потому что это поднимет престиж страны».
А вот как сообщают независимые источники, сами жители Сочи отнюдь не разделяют патриотических восторгов соотечественников. Сегодня, когда Олимпийская заявка приобрела вполне конкретные черты и жителей курортного города проинформировали о том, какие перемены ждут их уже в ближайшее время, энтузиазма у сочинцев поубавилось. Местные осознают, что проведение Олимпийских игр «подарит» им целый комплекс проблем от экологических до социальных. Уже объявлено, что ряд олимпийских объектов предполагается разместить на территориях, примыкающих к границе Кавказского государственного природного биосферного заповедника, включенного в список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, а также к охранной зоне Кавказского заповедника – в высокогорных буково-дубовых и пихтовых лесах, не нарушенных хозяйственной деятельностью. По мнению независимых экспертов из Социально-экологического союза, «застройка этих территорий приведет к полному уничтожению и деградации лесной среды, уничтожению мест обитания, изменению путей миграции и гибели редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и Краснодарского края».
И заявления Олимпийского Комитета России о проведении «олимпийского экологического мониторинга», не вызывают большого доверия у экологов. Они вспоминают слова главы Олимпийского комитета России Леонида Тягачева, который заявил: «Если придут (зеленые) и начнут, потрясая Конституцией, кричать о том, что нельзя рубить елки и сосны, нам будет проще поменять Конституцию».
Однако в гораздо большей степени жителей Сочи тревожат вероятные проблемы социального характера, которые они опасаются получить в случае победы сочинской заявки. Основные олимпийские объекты должны быть построены в Имеретинской низменности, где расположены два поселка и село. Земля на побережье в Сочи чрезвычайно дорогая, в прибрежной полосе – до 30 тысяч евро за сотку. Поселки представляют из себя чередующиеся с двух-трехэтажными гостиницами в «евростиле» лачужки и бараки. Кое-где – относительно прочные дома людей среднего достатка. Землю в собственность простым смертным здесь не оформляют – откладывают под всевозможными предлогами. Не разрешают (без огромных взяток) и новое строительство. Повторяется сценарий Бутово – когда земля потребуется «на государственные нужды», ее изымут, предоставив владельцам квартиры по санитарным нормам безо всякой компенсации. Для многих местных – особенно пожилых и малообразованных – сдача жилья внаем в курортный сезон и выращивание овощей и фруктов на своих участках – основной источник существования. И если жители перенаселенных бараков готовы сменять свое жилье на квартиру в любом районе Сочи, крестьяне, «сидящие на золотой земле», потеряют свою экономическую базу. Обещанные новые рабочие места в элитных гостиницах и развлекательных центрах занять они, скорее всего, не смогут.
У жителей Имеретинки, по их словам, нет никакой информации о будущем поселков – местные власти только рекламируют Олимпиаду как панацею от всех бед – и канализация-то будет построена, и дороги отремонтированы. Для кого будет эта канализация и эти дороги, если на месте поселков на плане застройки значатся стадионы и гостиницы? В Имеритинской низменности даже возник комитет против проведения Олимпиады, в который вошли жители поселков. Комитет пишет письма и в МОК, и Президенту Путину, однако, по словам сочинцев, – к их заявлениям никто не хочет прислушиваться.
Конечно, очень хочется, чтобы престиж России рос в глазах мировой общественности. Весь вопрос в том, какими путями и какой ценой он зарабатывается. Если ценой выселенных людей, разворованного бюджета и разрушенной экологии, – то лично мне такого «роста престижа» не надо.
Так что если послезавтра российскую заявку на Олимпиаду прокатят на сессии МОК – огорчаться не стану. Съезжу на олимпиаду в Зальцбург или Пхенчан – покричу «Вперед, Россия!», поразмахиваю нашим триколором, порадуюсь за победы наших спортсменов. А в Сочи махну как-нибудь летом – за солнцем, морем, витаминами. Потому как, что бы там ни говорили наши олимпийские чиновники, а все-таки не покидает ощущение, что «Сочи» и «бобслей» – понятия несовместимые.
Ссылка по теме:
Конкурс на проведение Олимпиады Россия уже проиграла – мнения экспертов >>>
Москва, Денис Фрунзе
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».