AMP18+

Москва

/

Миронов ударил «АвтоВАЗом» по Путину? – мнение экспертов

В среду, 1 августа, на российском автогиганте «АвтоВАЗе» должна была состояться забастовка, которая угрожала остановить предприятие. Однако в данный момент в забастовке участвует не более 300 человек, хотя, еще утром в среду председатель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев пообещал, что в митинге будут участвовать 10 тысяч работников предприятия. Сегодня ОАО «АвтоВАЗ» начал работу в штатном режиме. «Завод как работал, так и работает, выпускает по три машины в минуту», – сообщил президент ООО «Группа АвтоВАЗ» Владимир Артяков.

Причины провала акции политологи видят в том, что «истинными организаторами стачки являются не сами рабочие, а определенные политические силы, стремящиеся дестабилизировать ситуацию не только на предприятии и в области, но и в государстве в целом». Ряд экспертов считает, что акция носит политический характер, поскольку выгодна лидеру «Справедливой России» Сергею Миронову. Эксплуатируя левые настроения на «АвтоВАЗе», он таким образом пытается включиться в предвыборную гонку преемников президента и выступить в данном случае против главы Рособоронэкспорта Сергея Чемезова.

В администрации «АвтоВАЗа» также склонны считать, что акция носит политический характер. Это обстоятельство даже послужило поводом для открытого обращения, в котором говорится, что «в последнее время со стороны некоторых политических сил предпринимаются попытки дестабилизировать обстановку на ОАО «АвтоВАЗ».

«Накануне приближающихся выборов кому-то выгодно в своих узкополитических интересах дестабилизировать обстановку на заводе, а значит и в Тольятти в целом. При этом «разменной монетой» пытаются сделать трудовой коллектив», – говорится в официальном заявлении пресс-службы «АвтоВАЗа».

В документе также подчеркивается, что «повышение заработной платы на заводе идет строго в соответствии с коллективным договором. С 1 июля заработная плата рабочих повышена на 4,6 процента, а в целом с начала года – на 9,8 процента. В пресс-службе «АвтоВАЗа» также отмечают, что «руководство предприятия примет все меры, предусмотренные законодательством, чтобы не позволить вовлечь многотысячный коллектив в насаждаемый политический спектакль».

Примечательно, что официальный профсоюз «АСМ», действующий на АвтоВАЗе, в который входит большинство заводчан, заявил, что не поддерживает требования профсоюза «Единство». «Мы работали в этом направлении последние полгода и убедились, что резко увеличить зарплату в настоящий момент просто невозможно, – объяснил председатель профкома ОАО АвтоВАЗ Николай Карагин. – Нужно сокращать либо персонал, либо социальные программы».

Аналитик инвестиционной компании «Финнам» Владислав Исаев считает, что при увеличении средней заработной платы рабочим до 25 тыс. руб. и пропорциональном увеличении зарплат другим сотрудникам предприятия расходы АвтоВАЗа увеличатся более чем на 2,5 млрд. руб., что эквивалентно чистой прибыли компании за прошлый год. При этом стоимость автомобиля может возрасти на 30%. «Кризис сбыта на предприятии до конца не разрешен, – говорит Владислав Исаев, – и повышение цен на автомобили для АвтоВАЗа крайне нежелательно».

Как сказал в разговоре с корреспондентом РИА «Новый Регион» руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, акция протеста выгодна «Справедливой России» Сергея Миронова, которая активно эксплуатирует левые настроения в российском обществе. С одной стороны, на самом деле требования рабочих вписываются в определение «справедливости», которую продвигают эсеры. При этом приближение выборов в Государственную думу также накладывают определенный отпечаток.

Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков в разговоре с корреспондентом РИА «Новый Регион» отметил, что «если «Справедливая Россия воспользуется этой ситуацией, и сделает это флагом своей избирательной кампании, тольяттинский пример будет весьма выигрышным». Тем более что руководство и владельцы «АвтоВАЗа» из Рособоронэкспорта являются представителями «Единой России».

Вместе с тем ряд экспертов указывает также на возможное противостояние потенциальных преемников Владимира Путина. Главу Рособоронэкспорта Сергея Чемезова уже неоднократно называли в числе фаворитов. В этой ситуации позиция Сергея Миронова может выглядеть весьма пикантно. В попытке перетянуть одеяло на себя в предвыборной гонке преемников, «новый социалист» страны рискует нанести удар не столько по конкурентам-единоросам, сколько по престижу президента и всего государства. Следует вспомнить о том, что во время недавнего визита на «АвтоВАЗ» Путин высказал надежду на возрождение отечественного автопрома и уверенность в нынешнем руководстве предприятия. В этом контексте получается, что Сергей Миронов, зарабатывая себе политические очки на «социальном популизме», бьет по авторитету президента Путина, которого лидер эсеров называет своим другом.

По словам эксперта Фонда развития информационной политики Виталия Камышева, «остановка конвейера известного на всю страну автозавода стала бы информационным поводом № 1, событием общенационального масштаба и нанесла бы серьезный ущерб репутациям не только губернатора Титова и главе Рособоронэкспорта Чемезова, но и имиджу всего государства. Сегодня тольяттинским «эсерам» важно доказать свою «левизну» на деле, а также связать «возрождение рабочего движения» в России именно со своей партией. Однако возможный сиюминутный тактический выигрыш может обернуться в стратегическом плане чем-то диаметрально противоположным», – предостерегает эксперт.

Москва, Андрей Романов

© 2007, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Екатеринбург, Москва, Нижний Новгород, Пермь, Северо-Запад, Челябинск, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Выборы, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Технологии, Экономика,