Какие уроки из «цветных» революций извлекли Россия, Грузия и Украина? – мнение экспертов
В эти дни в Грузии и на Украине отмечаются очередные годовщины цветных революций, которые существенным образом повлияли на развитие обеих стран и их взаимоотношения с Россией. В этой связи корреспонденты РИА «Новый Регион» спросили российских политологов, какие уроки извлекли лидеры России, Украины и Грузии из случившихся цветных переворотов? Эксперты разошлись во мнениях.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин:
«Что касается Грузии и Украины, то эти страны никаких уроков не извлекли. Там продолжаются революции, но только в иной форме. Россия свой урок извлекла, начав проводить прагматическую политику по отношению к соседям. Результат таких действий налицо. На саммите глав правительств стран СНГ в Туркменистане впервые за долгое время присутствовали премьер-министры всех государств. Поэтому разговоры о бесперспективности СНГ стали неуместными. А те страны, где произошли революции, оказались отстающими по сравнению с локомотивами СНГ – Россией и Казахстаном. Если в Грузии и на Украине захотят продолжить играть в революции, им придется остаться в стороне от всех процессов».
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко:
«Основными лозунгами обеих революций были борьба с коррумпированным режимом и противопоставление ему честной власти, демократические лозунги, обещание экономического прорыва и движение в сторону Европы.
Что касается некоррумпированности, Грузию и Украину сотрясают коррупционные скандалы, лучше в этом смысле там не стало. Второе: демократизм. Мягко говоря, действия властей Грузии и Украины нельзя назвать супердемократическими. Например, роспуск Верховной Рады и силовой разгон демонстрации в Тбилиси – это не достижения демократии.
Экономический прорыв. На Украине можно сказать, что экономическая структура относительно благоприятная, но надо заметить, что таких успехов после революции добилось правительство Януковича, а не оранжевые силы. Что касается Грузии, есть официальная точка зрения, которая демонстрирует там экономический рост. Но я сомневаюсь в правдивости этой статистики.
В Евросоюзе не ждут ни ту, ни другую страну. Более того, Грузии также не светит НАТО, учитывая жесткие заявления представителей США по поводу последних беспорядков в Тбилиси.
Более благотворной революция стала для Киева, чем для Тбилиси, поскольку на Украине, в отличие от Грузии, возникла конкурентная политическая среда.
Главный урок для России – должны быть открыты карьерные возможности для успешных и амбициозных людей, которые могли бы себя реализовать, не прибегая для этого к участию в подобных событиях. У представителей команд бывших президентов, выброшенных из власти, не было другой возможности реализовать себя, кроме как в жестком противостоянии сложившемуся режиму.
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков:
«Цветные революции напугали российскую власть. Безусловно, то, что произошло в Грузии и на Украине, это было весьма серьезным сигналом для наших властей о том, что надо быть ближе к народу. Правда, близости до сих пор не состоялось.
Хотя власти предприняли очень много для того, чтобы застраховаться от подобного рода сценариев в России. Был принят закон о неправительственных организациях, где достаточно жестко ограничены возможности финансирования со стороны иностранных компаний и фондов. Были приняты ряд других решений для нейтрализации центров влияния со стороны Запада. Президент РФ неоднократно повторял и совсем недавно заявил, что у нас в ходе избирательных кампаний есть агенты влияния, то есть внутренние враги. Создается видимость, что у нас есть внешние враги, которые стремятся погубить Россию, совершить государственный переворот через цветные революции. Это, конечно, делает власть, но эффективно ли? У меня большие сомнения.
Думаю, для того, чтобы у нас не было подобного рода сценариев, надо в первую очередь проводить честные выборы, чтобы оппозиция верила в эту честность. Причина цветных революций в том, что были серьезные попытки фальсификации итогов выборов. Это наложилось на раскол элиты, особенно на примере Украины это было хорошо видно, и в результате состоялись цветные революции.
Урок один для наших властей. Безусловно, нужно чтобы власти были более чутки к изменениям общественных настроений, и второе – нужно проводить честные и чистые выборов. К сожалению, уроки эти никто не вынес и то, как сейчас складывается наша избирательная кампания, свидетельствует: о чистоте и честности говорить сложно.
Что касается Украины и Грузии, то там вынесли главный урок, который состоит в том, что народ может и имеет право поставить власть на место и восстановить справедливость, в том числе, по итогам выборов. Понятно, что ситуация на Украине и в Грузии в некоторой степени «забардачена», но тем не менее как это ни странно, рост экономики не останавливается, особенно на Украине.
Несмотря на то, что в области политики существует много вопросов – непонятно кто будет премьером, непонятно чем закончатся выборы в Грузии, но экономический рост в этих странах продолжается».
Директор Института политических исследований Сергей Марков:
«Цветные революции провалились, если рассматривать их с сточки зрения пропаганды, но они на 100% удались, если рассматривать их с точки зрения их реальных целей – установление геополитического враждебного России влияния.
Россия должна сделать из этих событий следующий вывод: это революции 21 века. Поэтому РФ должна не столько подвергать критике цветные революции, сколько помогать изменять в свою пользу геополитическую ориентацию стран, которые не были независимыми и никогда не будут такими. Технологии цветных революций мы не должны игнорировать и ругать, их нужно использовать, чтобы вернуть геополитическое влияние России в важных для нас регионах».
Москва, Софья Кораблева, Владимир Инютин
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».