AMP18+

Москва

/

Печальный факт: в России нет журналистики

image

В современной России больше нет такой профессии, как журналистика. Этот печальный диагноз вынес человек, в чьей компетенции в данном вопросе сомневаться не приходится – генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко.

По словам Яковенко, в нынешних российских условиях, то, что принято называть журналистикой, на самом деле является пропагандой. Под пропагандой руководитель профессионального объединения журналистов подразумевает ретрансляцию через СМИ «генеральной линии партии и правительства» путем размещения на телеканалах и в периодических изданиях материалов позитивно оценивающих любые действия руководителей государства, и, соответственно негативно, всех, кто является противниками действующей власти.

«Главный перелом, превративший позже журналистику в пропаганду, произошел еще перед президентскими выборами 1996 года, – считает Игорь Яковенко. – Это случилось, когда руководитель самого талантливого и плюралистичного телеканала НТВ Игорь Малашенко возглавил предвыборную кампанию одного из кандидатов в президенты. Далее к этой кампании присоединилось большинство видных представителей журналистского сообщества, и процесс стал необратимым».

По мнению Яковенко, в период правления Путина произошло окончательное превращение СМИ в орудие идеологической пропаганды.

«В 2000 году Путин возобновил советскую практику приглашения в Кремль на беседу главных редакторов крупнейших российских изданий с целью разъяснения им целей и задач, которые ставит руководство страны, и которые должны быть ретранслированы через СМИ, – рассказал Яковенко. – И теперь, ситуация в медийном пространстве России заставляет вспомнить советский анекдот, когда ведущий программы время говорит: «Здравствуйте. В эфире выпуск новостей про Брежнева. И в завершении – прогноз погоды»».

По данным, приведенным Яковенко, объем материалов пропагандистского толка в выпусках новостей на федеральных телевизионных каналах за последние годы неуклонно увеличивался. Если в 2000 году пропагандистские материалы занимали около 20 процентов новостного телеэфира, то в 2004 их доля выросла до 47 процентов. Осенью 2007 года, перед выборами в Госдуму пятого созыва, уровень пропаганды на ТВ достиг рекордных 96 процентов, а сейчас устойчиво держится в районе 90 процентов от всех новостийных сюжетов, посвященных внутренней политике в России.

«Поле политической журналистики в России прочно захвачено пропагандой, – заявил Яковенко. – А логику пропаганды лучше всего сформулировал Йозеф Геббельс, сказавший, что чем чудовищнее ложь, тем правдоподобнее она выглядит. Этой же логикой руководствуется и глава ЦИК Владимир Чуров, заявивший на весь мир, что, по данным его исследований, самым часто показываемым кандидатом в президенты России был Касьянов, а Медведев занял лишь 3-4 место. Точно такой же логикой руководствовался бывший глава ЦИК, а нынче социолог Александр Иванченко, заявивший перед выборами в Госдуму, что по упоминаемости в прессе КПРФ значительно опережает «Единую Россию»».

По мнению Игоря Яковенко, о состоянии современной российской журналистики лучше всего говорит тот факт, что ни одна из итоговых программ на центральных телеканалах не упомянула о трагедии Василия Алексаняна – самой резонансной теме, связанной с российской политикой, обсуждаемой во всем мире.

«В программах у таких признанных корифеев тележурналистики, как Познер и Соловьев, на этой неделе говорили о чем угодно, но ни разу не упомянули о деле Алексаняна, – заявил Яковенко. – Это – диагноз всей профессии. Может ли называть себя журналистом человек, который формирует общественную повестку дня подобным образом?».

По мнению генерального секретаря Союза журналистов, существование независимых СМИ, таких как РЕН-ТВ, Эхо Москвы, «Новая Газета» и некоторых других не влияет на общую картину, сложившуюся в медиапространстве.

«Существование этих плюралистичных СМИ напоминает мне ситуацию, которая имела место в Советском Союзе с «Литературной Газетой», которая была заповедником, или, может быть, своеобразным гетто для думающей общественности, – считает Игорь Яковенко. – Они существуют, потому что это – вывеска для Запада, которому таким образом дают понять, что в России есть свобода слова. С другой стороны, все эти СМИ не имеют такого электорального воздействия, как три «основных» телеканала, а, значит, неопасны для власти. Тем более, что структура собственности тех же РЕН ТВ и Эхо Москвы такова, что власть в любой момент может с легкостью изменить контент этих СМИ. Они являются отдушинами для выпуска пара. Их свобода – это дозированная гласность для страны. Когда, к примеру, Ольга Романова на РЕН ТВ перешла некоторые границы дозированной гласности, она сразу же исчезла из телеэфира».

Игорь Яковенко назвал закономерными новости о скором исчезновения из эфира передачи Глеба Павловского «Реальная Политика». «То, что делал Павловский в этой программе, с точки зрения журналистики настолько неприлично, что в итоге передача давала обратный эффект. К тому же он, как и движение «Наши», просто стал не нужен Кремлю. Угрозы оранжевой революции в стране больше нет, и в дополнительной капитализации профессионального борца с оранжевой угрозой никто, кроме самого Павловского, не заинтересован», – считает Игорь Яковенко

Москва, Денис Фрунзе

© 2008, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Киев, Крым, Москва, Нижний Новгород, Пермь, Челябинск, Поволжье, Урал, Центр России, Выборы, Конфликт на Украине, Культура, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Интересные темы,