«Инфекция беспорядков» продолжает поражать европейские столицы и приближается к Москве
Стихийный уличный протест захлестнул Европу. Из Афин он перекинулся в Ригу и Софию, а в Москве, по версии российских политиков и политологов, массовые беспорядки могут начаться весной 2009 года. Во-первых, весенние и осенние выступления трудящихся – это в традициях, во-вторых, по прогнозам аналитиков, именно весной экономический кризис парализует реальный сектор экономики, что обострит социальную напряженность в стране до предела.
«Беспорядки, подобные тем, что мы наблюдаем в Риге и Софии, сегодня могут произойти во всех странах мира, кроме тех, где есть социально ориентированная экономика, – заявил РИА «Новый Регион» политолог-единоросс, депутат Госдумы Сергей Марков. – Эти выступления являются реакцией на дикий капитализм, который установился в результате интеллектуального господства неоконсерваторов. Так как в России элементы дикого капитализма проявлены больше, чем в странах Евросоюза, наши бунты могут превзойти европейские погромы магазинов и правительственных резиденций. Но у нас есть смягчающие факторы – наличие полуавторитарной политической системы и очень динамичное политическое лидерство. Это мощный смягчающий фактор – поддержка Путина народом. Это делает беспорядки в Москве менее вероятными».
Тем не менее, Марков подчеркивает: элементы предреволюционной ситуации в России уже есть, но они социально-экономические. Другими словами, экономические лозунги в политические не перерастут по причине отсутствия в стране оппозиционной идеологии и структуры.
Впрочем, как отмечает корреспондент РИА «Новый Регион», практика показывает, что уличный протест в РФ не нуждается в направляющей роли оппозиционных партий: в том же Владивостоке уже на первой акции протеста 14 декабря горожане-автомобилисты выдвинули сугубо политический лозунг: «Путина в отставку!» и в дальнейшем повторяли это требование.
«В России беспорядки уже происходят», – констатировал с беседе с корреспондентом РИА «Новый Регион» директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий. Чего стоит только один Владивосток, где наблюдается предреволюционная ситуация.
«У нас все проблемы в гораздо больших масштабах, чем в Европе. Владивосток по масштабам событий занимает ничуть не меньшее место, чем Рига. И скоро таких беспорядков можно ждать во всех городах РФ. Сейчас посмотрим, как население среагирует на новые цены на коммунальные услуги. Людей ждет нищета», – прогнозирует Кагарлицкий.
Предреволюционная ситуация возникает, когда власть раскалывается внутри себя. Главный ее признак – кризис верхов. В России кризис верхов уже происходит, считает аналитик, например, когда идет драка между предприятиями за то, кто получит остатки стабилизационного фонда. Сегодня годового бюджета страны в России хватает на полгода, это признало уже правительство, бюджет будет перерасчитан исходя из новых цен на нефть и курс рубля. К февралю перерасчет бюджета будет сделан, но будет уже поздно, так как обвал курса рубля и цен на нефть с марта усугубятся, и бюджет снова придется перерасчитывать.
«И тогда нельзя будет удовлетворить всех, придется кем-то жертвовать. В результате сейчас главная проблема, которая стоит перед властью, – выбрать, наметить жертву. В стране начинается борьба за выживание: съешь или будешь съеденным. Скоро мы получим полноценный кризис в верхах со всеми вытекающими отсюда последствиями», – резюмирует Кагарлицкий.
Его коллега, политолог Игорь Бунин говорит, что в России в результате социального обострения возможны локальные конфликты в том или ином регионе, связанные, например, с невыплатой зарплат крупным предприятием. Могут быть вспышки недовольства и среди среднего класса, у которого отнимают важные преимущественные позиции, как это было во Владивостоке. Но в РФ не может быть серьезного конфликта, который бы принял масштабный характер и закончился бы крупным столкновением с властью.
«Это невозможно по нескольким причинам. Во-первых, в России нет политической альтернативы существующей власти. В Греции, Латвии и Болгарии, такие альтернативы есть.
Во-вторых, в России пока еще есть финансовые ресурсы, которые могут залить ту или иную финансовую дырку и успокоить недовольных людей. И в третьих, в России не существует табу на применение силы. Для того, чтобы выйти на улицу и начать бунтовать, люди десять раз подумают. Буйных в стране очень мало. Конфликт населения с властью в Москве просто невозможен, так как это богатая столица. Если человек лишится работы, он найдет ее в другом месте, даже если потеряет в зарплате. Ситуация в Москве выльется в кухонные разговоры и в более оппозиционные настроения, но не дойдет до реального конфликта», – уверен Бунин.
Российский националист, лидер РНЕ Александр Баркашов в свою очередь отмечает, что сегодня даже аналитики администрации президента и правительства признают, что протестные выступления в России возможны.
«Они говорят о дате их начала – первые месяцы 2009 года. При худшем развитии событий, по их словам, возможен и массовый взрыв недовольства. Сейчас Россия чувствует только первые последствия от экономического кризиса, а должностные лица говорят, что он будет тяжелым и затяжным. В России предреволюционная ситуация уже сформировалась, при этом сама власть для народа выступает детонатором беспорядков», – считает Баркашов.
Москва, Татьяна Красногорова
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».