Кабинет Путина представил Госдуме «политический» бюджет Продолжение дискуссии на «НР»
Российское экспертное сообщество продолжает обсуждать проект бюджета РФ на 2010-2012 годы, который накануне представил кабинет Владимира Путина. Проект вызвал резкую критику оппозиционных фракций в Госдуме – впервые депутаты «СР», ЛДПР и КПРФ консолидировано проголосовали против «бюджета Путина». Он, впрочем, все равно был принят большинством голосов, которые имеет в Госдуме партия «Единая Россия».
Российские экономисты также скептически оценивают трехлетний бюджет правительства. В рамках начавшейся дискуссии «Новый Регион» представляет мнение вице-президента ООО «Компания экспертного консультирования «Неокон» Александра Ракши.
Новый бюджет на 2010-2012 годы – это попытка вернуться к нормальному, трехлетнему бюджетному планированию, которое было временно отменено при принятии федерального бюджета на 2009 год в качестве антикризисной меры.
Попытка возврата к нормальному бюджетному планированию свидетельствует о том, что правительство всеми силами пытается убедить себя, общество и бизнес в том, что острая фаза кризиса завершилась и впереди нас ждет поступательное движение экономики вверх.
Однако я не склонен считать, что это правильная оценка ситуации. Экономическая политика государства в 2009 году была направлена на стабилизацию показателей, а точнее их «замораживание». С этой задачей кабинет Путина справился, «залив» кризис бюджетными расходами и остановив общее падение экономики примерно на середине (по нашим оценкам на уровне 17% падения ВВП по отношению к показателям 2008 года). Все эти меры привели к тому, что дальнейшее развитие российской экономики полностью будет зависеть от результативности антикризисных мер правительств развитых стран (США, ЕС, Китай и некоторые другие). Министр финансов Кудрин уже даже открыто заметил, что исполнение прогнозных показателей будет зависеть от наличия или отсутствия «второго дна» в мировой экономике.
А мировая экономика, по оценкам компании «Неокон», в конце 2009 – первой половине 2010 года может пойти по одному из трех следующих сценариев:
1. Успешная реализация антикризисных мер преимущественно в США, перезапуск кредитования, рост реальной экономики, своевременный поэтапный вывод ранее «вброшенных» государственных денег из экономики и незначительный рост мировой экономики при умеренной инфляции в США и других ведущих странах. Вероятность данного сценария сегодня составляет 10%, однако, именно он является базовым для правительства России и Минфина при верстке бюджета.
2. Все то же самое при недостаточно тонкой денежно-кредитной политике может привести к началу роста экономики, сопровождающегося гиперинфляцией по доллару США. Вероятность данного сценария – 30%.
3. Отсутствие результата от антикризисных мер правительств стран мира, отсутствие существенного роста кредитования реального сектора и потребителей, падение финансовых рынков и цен на сырье, новый виток дефляционного спада мировой экономики. Наиболее вероятный сценарий: вероятность его реализации близка к 60%.
Таким образом, весьма вероятное дальнейшее падение мировой экономики приведет к невозможности исполнения принимаемого сегодня бюджета. Более того, все то, что сегодня правительство «резервирует» на случай ухудшения ситуации может оказаться недостаточным для поддержания экономики при негативном сценарии развития.
Слабым местом бюджета остается слабое финансирование проектов развития экономики, то есть инвестиции продолжают сокращаться, что имеет серьезные последствия в среднесрочной и долгосрочной перспективе для экономики в целом. Рост же социальных расходов с плановым повышением налоговой нагрузки на бизнес приведет еще и к сокращению в следующие 3 года инвестиционной активности частного сектора.
Таким образом, федеральный бюджет, рассматриваемый сейчас, полностью направлен на выполнение тактических политических (не экономических) задач, одновременно подрывая макро экономическую стабильность будущих периодов. Главным дефектом бюджета можно назвать ориентацию его на текущую мировую конъюнктуру финансовых рынков (надежда на дальнейший рост цен на нефть) и антикризисную стратегию администрации Б.Обамы, при полном исключении оценки внутреннего рынка, на котором в 2010 году продолжится сокращение конечного спроса, выпуска товаров и услуг.
Ссылки по теме:
Экс-министр экономики России Нечаев: у Барака Обамы бюджет лучше, чем у Путина /// Продолжение дискуссии на «НР» >>>
Бюджет-2010 не поможет России выбраться из кризиса, – мнение экономиста /// Увеличенные социальные расходы замедлят выход из рецессии >>>
Коммунисты вернулись в Госдуму >>>
Москва, Виталий Акимов
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».