Эксперт в интервью «НР»: Причина отставки Лужкова не политическая, а экономическая А президента недооценивают зря
В ближайшее время в Москве начнется передел сфер влияния, экономических и финансовых потоков столицы. Так прокомментировал известие об отставке Юрия Лужкова независимый политолог Станислав Белковский. В интервью корреспонденту «Нового Региона» он объяснил, почему эта отставка произошла именно сейчас и именно в такой форме, а также выразил мнение, что Дмитрий Медведев не является таким «плюшевым» президентом, каким его многие считают.
«Новый Регион»: Еще вчера политологи говорили, что жесткий вариант увольнения Лужкова маловероятен. Почему отставка произошла столь неожиданно и в такой форме?
Станислав Белковский: Я говорил как раз наоборот, что такой вариант весьма вероятен. Если бы Кремль не убрал Лужкова на этой неделе, это означало бы поражение Кремля и унижение лично Медведева. После того как вчера, Лужков заявил, что уходить не собирается, у Медведева оставалось четыре рабочих дня, чтобы спасти свою политическую репутацию.
Было два варианта. Либо вызвать Лужкова в кабинет и жестко попросить написать заявление об отставке. И в такой ситуации мэр бы его написал. Либо уволить мэра с формулировкой об утрате доверия. Видимо, Медведев просто по этическим и эстетическим мотивам не захотел вызывать Лужкова, не захотел с ним общаться и поэтому воспользовался последней юридической возможностью, которая у него была.
«НР»: Означает ли отставка конец войны или следует ждать что Лужков нанесет ответный удар?
СБ: Я думаю, что Лужков способен на некоторые высказывания, но реальная борьба окончена. Лужков системный игрок, он не революционер ни единой секунды. И ему есть, что терять – многомиллиардный бизнес его супруги и те капиталы, которые уже находятся за пределами России. И в этой ситуации он весьма уязвим для федеральных правоохранительных органов. Поэтому я не думаю, что Лужков будет по-настоящему бороться. Это невозможно, у него для этого нет ресурсов. Тем более, что в соответствии с политическими традициями России, все вчерашние адепты его уже сдали, команды для борьбы у него уже нет.
«НР»: Что ждет Москву? Передел бизнеса, возврат в 90-е?
СБ: В чистом виде возврата к 90-м, конечно, не будет. Российская экономическая система с тех пор прошла слишком большой путь. Но передел бизнеса, сфер влияния и контроля над финансовыми потоками, несомненно, будет. В первую очередь в форме вытеснения группы «Интеко» и других экономических структур, связанных с уволенным мэром. В противном случае не было бы смысла и увольнять Лужкова. Важно понять, что отставка Лужкова – это проект не политический, а экономический. Политически Лужков Кремлю совершенно не мешал. И разговоры о том, что он мог поддержать Путина в пику Медведеву лишены основания. Лужков, если бы остался мэром, всеми фибрами души поддержал бы того кандидата, которого выдвинул Кремль. Поэтому Лужкова убрали для того, чтобы забрать экономические ресурсы Москвы, взять их под свой контроль. Что, конечно, само по себе диктует логику поведения следующего мэра и тех финансовых групп, которые за ним будут стоять.
«НР»: В таком случае, почему отставка произошла только сейчас? Ведь разговоры о том, что она назрела, ходят уже несколько лет?
СБ: Владимир Путин вообще боялся таких радикальных решений, а Дмитрий Медведев набирался опыта и смелости. Конечно, федеральные лоббисты хотели убрать Лужкова еще в двухтысячном году, когда он проиграл со своим «Отечеством всей Россией» выборы. Но Путин был не склонен к таким радикальным решениям, он считал, что главное не расплескать, не принимать решений, которые бы нарушали социально-политическую стабильность. Медведев психологически больше готов к таким решениям, но ему не хватало опыта. Два года оказались достаточным сроком, чтобы он созрел.
«НР»: В интернете отставку Лужкова уже прокомментировали так: «Наконец-то президент совершил поступок не мальчика, но мужа». Как Вы считаете, можно ли поздравить Медведева с политическим совершеннолетием?
СБ: Я не согласен с этой оценкой, потому что Медведев и раньше совершал такие поступки. Просто российская политическая элита и, так называемое, экспертное сообщество не в состоянии их правильно оценить. Например, первым поступком «не мальчика, но мужа» было решение о вводе 58-й армии в Осетию в августе 2008-го года. А вторым поступком «мужа» было признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Я считаю, что оба эти решения по своему политическому потенциалу и последствиям, как минимум, сопоставимы с увольнением Лужкова.
Или, например, вчерашнее решение создать единый следственный комитет. Это тоже решение с далеко идущими последствиями, просто никто не может его понять. Все сконцентрированы на борьбе за должности и деньги, и поэтому решения связанные напрямую с этой борьбой кажутся значительными. А решения лежащие за пределами этой борьбы остаются вне фокуса внимания элит и экспертного сообщества.
Поэтому я считаю, что да, это решение сильное, самостоятельное, но далеко не первое такое решение, принятое Медведевым.
Москва, Виталий Акимов
© 2010, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».