российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Понедельник, 29 апреля 2024, 07:28 мск

Новости, Кратко, Популярное, Интервью

Архив
Ксенофобия – это нормально Эксперты рассуждают о психологии толпы

Манежная площадь будет повторяться до тех пор, пока русские в России не станут меньшинством – а это произойдет, если ничего не изменить. Такую мысль высказали эксперты в ходе круглого стола «Феномены толпы», организованного агентством «РИА Новости». Психологи объяснили, что объединяло молодых людей на протестных акциях и что заставляло их выходить на улицу. Главная проблема – социальная несправедливость.

Психология толпы

11 и 15 декабря в Москве наблюдалась хрестоматийная картина. Проявление одного из видов толпы – «агрессивная». Толпа была неоднородна, наблюдались вспышки активности отдельных групп.

Таков краткий психологический портрет протеста фанатов, националистов и школьников, который обрисовали эксперты.

«Толпа – это, в каком-то смысле, маска. Люди лишаются ответственности за то, что делают. Они как все, делают то же самое, что и все. При этом они регрессируют», – объясняет доктор психологических наук, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ Александр Тхостов.

Надев массовую маску, человек растворяется в толпе и как бы исчезает. Тем самым он освобождается от груза ответственности. В это время на волю вырываются скрытые желания, подавляемые потребности. Чаще всего это деструктивные проявления – неудовлетворенность, недовольство, ненависть, агрессия. Коллективный разум при этом руководствуется одной-двумя несложными идеями.

Сценарий протеста в форме агрессивной толпы и агрессивный способ поведения внутри нее молодые россияне, как считают эксперты, усвоили через СМИ. Тем не менее, как отметил директор института социологии образования РАО Владимир Собкин, на Манежной была «публика, уже имеющая опыт массового переживания, для многих из них это не первый раз – переживание в толпе, в массе со снятием авторства».

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, как политтехнолог, отметил, что тола была неоднородной. Была объединяющая группа – организаторы и люди, которые пришли с акции на Кронштадтском бульваре. Были те, кто пришли по призыву в интернете и соцсетях, были прохожие, которые случайно увидели акцию и присоединились к ней. Орлов также отметил одну особенность.

«Толпа была лишена очевидного публичного лидера или лидеров, – говорит он. – Людей, которые публично вели массу за собой и готовы были брать ответственность, я не видел. И это странно. Нет, организаторы, конечно, были. Но никто не говорил: «я это сделал, и я беру за это ответственность».

Сообщив, что «серьезная аналитика строится на презумпции спонтанности», главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории», ведущий сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Акоп Назаретян, предложил не искать дьявола-организатора.

«Чаще всего такие вещи – результат глупости и неумелых действий властей», – заявил он.

Толпой управлять можно и нужно управлять, утверждает эксперт. На западе этому специально учатся.

«Главное свойство толпы – превращаемость. Она легко превращается из одного вида в другой. Искусство управления толпой – умение ее превращать. Этому нужно учиться. ОМОН, конечно, хорошо, он тоже нужен. Но существует современная психология, отработанные технологии, которые позволяют снизить уровень насилия», – говорит Назаретян.

Психология не толпы

«Надо четко различать: где толпа, а где нет, – предостерегает Акоп Назаретян. – В первом случае была толпа. Во втором – о толпе речь не идет. Если действовать с группой, как с толпой, – мы получим дисфункцию».

15 октября у Киевского вокзала была не стихийная толпа, а организованные группы, считают эксперты. Кавказцы и националистически настроенная молодежь шли туда с оружием, они ждали определенных событий и были готовы совершать противоправные действия. Была еще и третья группа – зеваки.

«Это было всегда, – констатирует доктор психологических наук Александр Тхостов. – «Хлеба и зрелищ» – потребность известная со времен древнего Рима. Посмотреть на кровь, насилие – это тоже есть в человеке, как это ни омерзительно выглядит».

«Здесь не три стороны, – уверен академик, доктор психологических наук Владимир Собкин. – Здесь была четвертая сторона – ОМОН и милиция. Она испытывалась на прочность. Испытывалась мера допустимости и возможности, то, куда пойдет эта четвертая сторона. Это основная проба конфликта. Это очень важный момент».

Значит, за этими событиями стояли реальные организаторы, делают вывод эксперты.

Директора «Московского научно-исследовательского института психиатрии» Министерства здравоохранения и социального развития РФ Валерия Краснова возмутили слова одного из чиновников правительства Дагестана. Тот призвал кавказскую молодежь «действовать горскими методами».

«Это показывает, что общество деградировало, – говорит психолог. – Горские обычаи предполагают высокий уровень культуры. На Кавказе всегда жили, соблюдая законы и моральные принципы. А такие слова – это простой призыв, который зажигает толпу. Меня удивляет, что люди, обличенные полномочиями, призывают действовать, выбирая не лучшее, а худшее. Это призыв к низменным слоям человеческой психики. Что он хотел сказать? Самосуд, к этому он призывал».

Ксенофобия, национализм, агрессия – это нормально

Директор института социологии образования РАО Владимир Собкин предложил вернуться к самому началу и вспомнить, что изначально объединило людей и вывело их на улицу.

«На чем происходит идентификация в данном случае? Их вывела несправедливость, с их точки зрения, которая произошла. В этом смысле, люди чувствовали свою безусловную правоту, которой прикрывали свое поведение», – говорит он.

Благие нравственные и моральные цели, как утверждают эксперты, это еще один способ снятия с себя ответственности.

«Но это не является оправданием для таких действий, – уверяет доктор психологических наук Собкин. – Тут делалась ставка на юношеский максимализм. Есть фраза «вор должен сидеть в тюрьме». И они руководствуются этим. Это явно выраженное проявление конформизма (изменение поведения и установок в соответствии с позицией большинства – прим. «НР») Это управляемая молодежь, управляемая лозунгами, простой идеологией».

«Вы забываете еще одно – иных способов добиться справедливости у них нет, – заступился за молодежь заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ Александр Тхостов. – Меня поразили данные опросов в интернете – большое количество людей поддерживали тех, кто вышел на Манежную площадь».

Ведущий сотрудник Института востоковедения РАН Акоп Назаретян напомнил, что 11 декабря митингующие начали действовать по законам первобытного мышления – избивали попадавшихся под руку кавказцев, тех кто просто внешне немного похож на убийц Егора Свиридова.

«Когда такое происходит, начинаются страшилки – агрессия, ксенофобия и так далее, – говорит Назаретян. – Для меня, как психолога, это конкретные понятия. Без агрессии нет жизни. Без национализма нет нации. Без ксенофобии нет цельной культуры».

«Вопрос к чему относится «ксено» – чужой, – продолжает профессор. – Чужой – это форма глаз, цвет волос или это поведение, которое для моей культуры неприемлемо?».

Если избивают женщину – это неприемлемо, какой бы национальности ни были те, кто бьет. Такая ксенофобия – это нормально, считает психолог.

«Не может быть абсолютной толерантности. Абсолютное разнообразие – это разрушение. Вопрос в том, как этот национализм, ксенофобию, агрессию направлять в конструктивное русло. Невозможно в России и Европе противодействовать засилью инородных людей, если не повысить рождаемость. Если русские рожают по одному ребенку, а кавказцы, например, по шесть-семь детей, то через какое-то время русские перестанут быть основной нацией. Вопрос в том, как переориентировать ксенофобию, чтобы молодые люди не головы брили и кастетами махали, а на рождаемость. Это вопрос информационной, экономической, культурной политики», – рассуждает Акоп Назаретян.

Пока хватит славянского элемента

Все эксперты сошлись в одном – события, подобные тем, что произошли 11 и 15 декабря, повторятся еще не раз.

«Мы видим масштабные кампании в интернете, – говорит политолог Дмитрий Орлов. – Важная задача – предотвращение фашизации толпы, агрессии, путем работы в социальных сетях, на сайтах. В том числе прекращение работы радикальных сайтов. Необходимо чтобы действия властей и правоохранительных органов переместились из сферы реагирования в сферу предупреждения».

Главный урок, который следует извлечь из декабрьских событий, – осознание системной ошибки, уверен Александр Тхостов. В отношениях власти и общества растет диссонанс, народ гложет чувство несправедливости, людей гнетет невозможность высказать свое мнение и получить на него ответную реакцию.

«Нельзя лечить симптом, – говорит эксперт. – То, что мы видим – это симптом проявления системной болезни общества, отсутствия общественного договора – что мы строим, у кого какие обязанности. Пока этого не будет – будет война всех против всех».

То, что произошло, было политическим противостоянием, настаивает академик, доктор психологических наук Владимир Собкин. Значит нужно определить, кто эти люди, что за социальные группы и политические силы в нем участвовали.

«Эти молодые люди – очень сложное поколение, – говорит он. – Их родители прожили тяжелый период, связанный с распадом страны и выращивали детей. Это дети неблагополучных семей. В силу растущей социальной дифференциации они не видят для себя социальных лифтов и возможностей. Это очень серьезный вопрос. Они себя ощутили и переживают себя как группы социально неуспешные. В этом хватании за топор, дубину, биту я вижу выход социальной неуспешности».

«Сценарий Манежной площади будет повторяться пока хватит славянского элемента. А потом территория России будет отдана не славянам», – прогнозирует профессор Акоп Назаретян.

Чтобы избежать такого сценария и, сопутствующих ему кровавых сцен, по мнению эксперта, необходимы информационные, демографические и прочие государственные программы.

«Ксенофобию, которая, безусловно, будет развиваться, агрессию, национализм, нормальный, естественный национализм, нужно направить как атомную энергию – из бомбы в электростанцию», – советует Назаретян.

Москва, Матвей Свичеревский

Москва. Другие новости 21.12.10

Нужно ли отделять Кавказ от России?. Опрос «НР». / После цапков Кущевскую затерроризировали кавказцы. Станичники жалуются на милицию: «Отморозков не ищут». / Выходцы с Кавказа перестанут чувствовать себя в Москве в безопасности. ИТОГИ ОПРОСА «НР». Читать дальше

© 2010, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках