AMP18+

Москва

/

«Молдавский шпион» Эрнест Варданян: Никому не пожелаю так прославиться! (ФОТО) «Не знаю, сколько лет должно пройти, чтобы я нашел в себе силы вернуться в ПМР»

Известный приднестровский журналист Эрнест Варданян, долгое время живший и работавший в Тирасполе, вместе с семьей переехал в Кишинев. В интервью РИА «Новый Регион» он сказал, что оставаться в ПМР после всего случившегося не было никакого смысла. Впрочем, как признался Эрнест, в Молдавии тоже приходится пока не сладко, и такой известности, полученной им в результате скандального уголовного дела и тюремного заключения, он никому не пожелает.

В разговоре с корреспондентом «НР», он также рассказал, как для него и его семьи прошел последний год, кто из официальных лиц решился протянуть ему руку помощи, о новой работе на молдавском телевидении, планах написать книгу и многом другом.

Эрнест Варданян в студии телеканала Publika TV

«Новый Регион»: Эрнест, здравствуй, снова рад с тобой пообщаться!

Эрнест Варданян: Привет, Володя! И я рад тебя слышать.

«Новый Регион»: Где ты сейчас?

Эрнест Варданян: В Кишиневе.

«Новый Регион»: Почему ты решил уехать из ПМР? И с какими чувствами уезжал?

Эрнест Варданян: Решение уехать из Приднестровья было принято на общем семейном совете, без споров и возражений, вопрос был только в дате отъезда. Мы даже не задавали себе вопроса «почему», так как с точки зрения здравого смысла мне больше нечего делать в ПМР после всего случившегося. Для меня там все двери закрыты, было бы странным оставаться в Тирасполе и искать себе работу. А мне семью кормить надо.

Что касается чувств, они были смешанные. С одной стороны, я понимал, что покидаю Тирасполь если не навсегда, то на многие годы точно. А ведь там я прожил 22 года, закончил школу, там родилась моя сестра, мои дети. С другой стороны, события последнего года оставили слишком глубокий отпечаток в моей душе, и я не знаю, сколько лет должно пройти, чтобы я нашёл в себе силы вернуться в Приднестровье как ни в чём не бывало. Я вот в Кишиневе уже месяц.

«Новый Регион»: Как встретила тебя Молдавия? Как себя ощущаешь на новом месте?

Эрнест Варданян: Ты знаешь, Володя, понятие «Молдавия» надо разделить на две части. Одна часть неофициальная, это простые люди, подчас вообще незнакомые, которые подходили ко мне на улицах Кишинева, жали руку, поздравляли с освобождением, желали здоровья. Некоторые, явно узнав меня, переглядывались и перешептывались, указывая в мою сторону. На все это я реагирую очень спокойно, потому что всегда помню, какой ценой досталась мне эта известность. Никому не пожелаю так прославиться! Мои кишиневские коллеги-журналисты тоже встретили меня очень душевно, желали больше никогда не оказываться в такой кошмарной ситуации, и я очень благодарен им за поддержку и тогда, и сейчас.

А вот с официальной частью сложнее. Сразу начну с того, что единственным представителем высшего политического руководства Молдовы, который пожелал встретиться со мной и моей семьей, оказался премьер-министр Влад Филат. Он очень тепло принял нас, причем на второй же день после приезда из Тирасполя. Сначала премьер внимательно выслушал нас, потом пообещал оказать всестороннюю помощь, и она уже оказывается.

Проблема в другом. Окружение премьер-министра из числа высокопоставленных чиновников не отличилось такой же душевностью и готовностью помочь. Воспользовавшись тем, что Филат занят подготовкой к местным выборам, они повели процесс оказания нам помощи совсем не в том русле, в котором предполагал премьер-министр. Более того, мои источники сообщили, что один из данных чиновников вообще выступает против предоставления мне помощи. Меня это поразило, я сначала не поверил, но потом, когда стал откровенно высказывать своё возмущение этим саботажем, ответы чиновника не оставили никаких сомнений в том, что подобные личности как-то по-своему понимают слово «помощь», да еще и попрекают меня этим! Словно минувший год я провел не в приднестровской тюрьме, а в санатории или на заработках. Моя семья, не имея денег, работы и жилья, сталкивается с откровенным саботированием решений премьер-министра. Видимо, кто-то в Кишиневе считает, что я мало сидел, мои родные мало страдали! К тому же я рассчитывал на помощь в медицинской реабилитации, а вместо этого сейчас сам бегаю по поликлиникам. Спасибо организации «Мемория», которая дает направления к врачам и бесплатные лекарства. И мои новые работодатели оказались человечнее, чем эти канцелярские господа.

Кроме того, Влад Филат, как я уже сказал, оказался единственным представителем высшего руководства Молдовы, который протянул нам руку помощи. До сих пор хранит молчание исполняющий обязанности президента Мариан Лупу, и мне это непонятно. Как-никак, гарант Конституции, мог бы и поинтересоваться? А в ответ тишина. Что ж, буду решать свои проблемы сам, мне не привыкать.

«Новый Регион»: Эрнест, ты упомянул новых работодателей. Ты уже нашел работу?

Эрнест Варданян: Вот уже неделю я работаю на кишиневском телеканале Publika TV. Это самый продвинутый и профессиональный телеканал в Молдове, а главное, самый непредвзятый. Он и не за левых, и не за правых, и я ценю это! Мне предложили работать в отделе международных новостей, то есть я занимаюсь тем же, что делал в качестве международного обозревателя «Нового Региона».

«Новый Регион»: Давай вернемся назад, ко времени твоего нахождения в заключении. Будучи там, ты ощущал поддержку извне? Нам иногда казалось, что материалы, которые мы готовим в твою защиту, могли навредить тебе… Как тебе виделось это, когда ты находился под стражей?

Эрнест Варданян: Безусловно, я ощущал колоссальную поддержку и, поверь мне, не ожидал такого шума! Первым шоком для меня было, когда на свидании 14 апреля, то есть через неделю после задержания, мама шепнула мне на ухо: «Американцы и русские вмешались!». За годы журналистской работы в Тирасполе и Кишиневе я успел познакомиться со многими политиками, дипломатами, политологами, журналистами, но даже подумать не мог, что эти знакомства помогут в столь драматической ситуации! Конечно, было приятно осознавать, что за меня заступились коллеги-журналисты, международные организации, посольства, форумные друзья из Армении и не в последнюю очередь правительственные органы в Молдове.

Очень большую помощь оказали мои родственники в Армении, ведь именно они в конечном итоге сумели привлечь внимание Католикоса Всех Армян Гарегина Второго, письмо которого в адрес Святейшего Патриарха Кирилла сыграло решающую роль в моем освобождении. Поэтому я хочу, воспользовавшись этим интервью, еще раз выразить и Католикосу, и Патриарху, и Епископу Тираспольскому Савве огромную благодарность от имени всей нашей семьи за неоценимую поддержку, которая и избавила нас от этого кошмара! Да хранит их Господь!

Что касается материалов «Нового Региона», а у меня была возможность получать от родных и адвоката распечатки из Интернета, то я, конечно, видел их жесткость и порой безапелляционность, но понимал, что вы, дорогие коллеги, делаете это от всего сердца. Спасибо, что не забыли меня, в отличие от некоторых других коллег. Поначалу я действительно опасался, что это может мне навредить, но со временем понял, что информационная кампания идёт только на пользу, ведь неослабевающее внимание к моей проблеме, по сути, и привело к освобождению. К тому же эта шумиха сделала меня «тюремной звездой». «Этого шпиона Варданяна» знали и охранники, и другие заключенные, так что отношение ко мне было в целом нормальное.

«Новый Регион»: Итак, год в заключении. Чем он стал для тебя, Эрнест? Что тебя больше всего поразило, напугало, о чем заставило задуматься? Будни за решеткой были страшными?

Эрнест Варданян: Могу сказать, что это был год сплошного стресса и нервотрепки. Я был оторван от семьи, детей, был без любимой работы, привычного ритма жизни. Год однообразия, замкнутого пространства, безразличия, озлобленности – было всё, была целая гамма бурных эмоций, черных мыслей, апатии... Но даже тогда я умудрялся брать в себя руки и заняться хоть чем-то полезным. Чтобы не сойти с ума, я читал книги – Ремарка, Дюрренматта, Олдриджа, Семенова, Стругацких, Булгакова, почитывал Ницше, фантастику, философию. И, конечно, учил языки, как же без них! За год мои родные успели, к великому изумлению администрации и других заключенных, принести мне любимые учебники. Так и проходили дни за решеткой: испанский, арабский, венгерский, турецкий, итальянский, немецкий, фарси. Музыка, книги – месяц за месяцем пролетел этот злосчастный год.

Но гораздо важнее другое! У меня было достаточно времени, чтобы задуматься над тем, кто я и что я, чем я прогневил Бога и как мне жить, когда выйду на свободу. Между прочим, в колонии строгого режима, где я находился с февраля до момента освобождения, была небольшая церковь, куда я регулярно ходил, молился, а в апреле исповедовался, соборовался и причастился. И в мае я уже дома! Поверь мне, Володя, я сделал для себя очень серьезные выводы, которые оставлю при себе.

6 мая. Эрнест Варданян после освобождения в Тирасполе (фото Adevarul)

«Новый Регион»: Как все случившееся пережила твоя семья: мама, супруга, дети?

Эрнест Варданян: Невероятно тяжело. Я даже думаю, им было гораздо тяжелее, чем мне. Моя мама проводила дни и недели в «походах» по разным инстанциям в Тирасполе, часами по телефону обсуждала с нашими родственниками в Армении, что и как им делать дальше. Моя жена постоянно ездила в Кишинев, где говорила, просила и требовала. А мои дети и сестра росли, как придорожная трава. Семья была оторвана от нормальной жизни. Уже после 7 апреля 2011 года, когда исполнился год со дня ареста, нервы у моих близких стали сдавать, и маме с женой не оставалось ничего другого, как ехать в Кишинев и ставить в высоких кабинетах фактические ультиматумы. К счастью, необходимость в этом отпала 5 мая.

«Новый Регион»: До происшествия в ПМР у тебя были перспективы трудоустройства в российский офис ООН в Нью-Йорке. Эта возможность для тебя сейчас закрыта?

Эрнест Варданян: Для начала небольшое уточнение. Я прошел отбор на соискание вакантной должности не в российском представительстве, а в Секретариате ООН в Нью-Йорке. Представь себе, эту возможность я не потерял! Вакансия ещё не открылась, я просто жду.

«Новый Регион»: Слава Богу, что всё так закончилось, Эрнест! Еще раз поздравляю тебя и хочу спросить напоследок: есть у тебя чувство, что ты останешься в Кишиневе надолго или даже навсегда?

Эрнест Варданян: Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Я не хочу ничего загадывать и планировать, это глупо. В настоящее время я обустраиваюсь в Кишиневе, нашей семье тут будет хорошо, я думаю. Единственное, что я точно решил сделать, – написать книгу обо всём, что было, и не только. Когда именно она появится в свет, не знаю. Но я напишу её, пусть никто не сомневается.

«Новый Регион»: Что ж, тогда удачи тебе и твоей семье, Эрнест! И спасибо за интервью!

Эрнест Варданян: И тебе спасибо, Володя! Привет коллегам!

Кишинев – Москва, Владимир Инютин

© 2011, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Запорожье, Киев, Кишинев, Красноярск, Крым, Москва, Интервью, Нижний Новгород, Одесса, Омск, Пермь, Приднестровье, Севастополь, Челябинск, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Поволжье, Сибирь, Ужгород, Урал, Харьков, Центр России, В мире, Выборы, Интервью, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия, Русский Марш, Скандалы и происшествия, Спецпроекты, Фоторепортаж, Интересные темы, Не могу молчать!,