«Мы не хотим быть полезными буржуазными идиотами», – Сергей Митрохин Эксклюзивное интервью «НР» с лидером российской партии «Яблоко»
«Новый Регион» в преддверии выборов в российскую Госдуму представляет серию больших интервью с лидерами российских партий. Открывает цикл беседа с руководителем «Яблока» – старейшей российской политической организации.
В интервью «НР» нынешний лидер партии Сергей Митрохин объяснил, почему нельзя портить бюллетени в день голосования, какой собачьей породы партия «Единая Россия», чей «проект Навальный», за что должны покаяться опальные политики Борис Немцов и Михаил Касьянов, и чем Прохоров похож на Зюганова.
Все подробности в материале «НР». Приятного чтения.
ПРЕДВЫБОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ «ЯБЛОКА»
«Новый Регион»: С чем «Яблоко» пойдет на выборы?
Сергей Митрохин: Мы понимаем, что никаких выборов в России нет. Но мы обязаны участвовать в голосовании, иначе партия будет разрегистрирована – это требование законодательства. Мы сознаем все препятствия и трудности, которые ожидают нас на этих выборах. Мы находимся в дискриминационном положении по сравнению с другими партиями, – нас заставляют собирать подписи. Это отвлекает огромную часть ресурсов от предвыборной кампании. Совершенно очевидно, что мы будем дискриминированы по доступу к бесплатному эфиру. У нас средневековое законодательство.
Кроме этого, мы осознаем, что в день голосования нас ждут массовые фальсификации. Но участвовать в этом – наш долг, обязанность… не потому, что нас лишат регистрации, а потому, что иначе ситуацию в стране изменить невозможно. Не участвуя в выборах, лежа на диване, портя бюллетени, ожидая, что все само собой закончится, избиратель вносит вклад в укрепление системы. Есть иллюзия, что игнорируя голосования, человек не участвует в выборах. Это очень наивное представление. В современной ситуации неучастие невозможно. Если сам не бросил бюллетень, за тебя бросят другие. Это будет голос в поддержку «Единой России». Если пришел, испортил бюллетень, предварительно расписавшись за него, это еще больший подарок «ЕР». Испорченный заменят на новый, за «партию власти». Игнорируя выборы, россиянин автоматически становится избирателем «Единой России». Те, кто призывает портить, – бесплатные агитаторы «ЕР».
«НР»: Какие человеческие, финансовые, административные ресурсы вы планируете привлечь?
С.М.: У нас есть партия – 60 тысяч человек – это наш главный ресурс. Есть сторонники, на них мы будем опираться при проведении кампании, есть спонсоры… хотя, конечно, количество денег несопоставимо ни с «Единой Россией», ни с «Правым делом».
«НР»: Какой процент надеетесь получить?
С.М.: Как можно дать расклад по процентам, когда результаты выборов «рисуют»? Какая вожжа под хвост попадет, таким и будет результат. А вот если бы не рисовали, – точно бы больше 10% получили.
«НР»: Считаете, что опять будут рисовать?
С.М.: Я не считаю, что будут рисовать, я знаю, что так будет. У нас всегда рисовали на всех выборах с 1996 года, только сначала знали какую-то меру. Сейчас не знают. Сегодня нет другого способа сохранять власть. У власти нет поддержки, большинство населения недовольно, но пассивно. В этой ситуации единственный выход – рисовать результаты выборов. Это элемент нынешней политсистемы. Это нужно понимать.
Что касается «результата» «Яблока», то пока сложно сказать. Ситуация и расклады постоянно меняются. Возможно, что перед выборами мы им (Кремлю) для чего-то станем нужны. Ну, тогда нарисуют чуть побольше. Сложно сейчас прогнозировать.
«НР»: Яблоко уже получало какие-то сигналы из Кремля? Как себя вести, с чем идти на выборы?
С.М.: Нет, никогда не получаем никаких сигналов. Мы самостоятельная партия, а не кремлевский проект, как большинство партий сегодня. Кремлевская лаборатория переливает «партии» из одной пробирки в другую… потом сливает вместе. Потом сливает в унитаз.
«НР»: Вы сейчас про «Правое дело» говорите или про «Справедливую Россию»?
С.М.: Обе организации – искусственные проекты. Единственное отличие от «Единой России» – длина поводка, то есть степень лояльности. Есть одна «тупо лояльная партия» на коротком поводке – это «ЕР». На поводке бегает бультерьер. Есть «не тупо лояльные». У них поводок длиннее.
«НР»: И какие породы собак болтаются на этих длинных поводках?
С.М.: Ну, «Справедливая Россия» – это болонка. «Правое дело»… ну какая самая жирная собачья порода? Жирная-прежирная? Не помните?
Главное, что все эти проекты конструируются не такими уж глупыми людьми. Поэтому «партии» критикуют друг друга и даже критикуют власть. Степень критики разная. Задача одна – обеспечить поддержку нынешней политической системе.
ТАКТИКА МАЛЫХ ДЕЛ
«НР»: Какой будет предвыборная повестка «Яблока»?
С.М. Рано говорить о самой повестке. Впереди август-сентябрь. В любой момент может произойти что-то страшное и конкретно изменить повестку выборов. Базовая повестка осталась прежней. Необходимо трансформировать олигархическую, коррумпированную, авторитарную систему, которая сложилась в России и уничтожает ее, в демократическое правовое государство, опирающееся на мощный класс собственников, на средний класс.
«НР»: Кто сегодня голосует за «Яблоко»? Жители миллионников?
С.М.: Раньше мы позиционировали себя как городскую партию, за которую отдают голоса люди с высшим образованием. Сейчас идет диверсификация. Возьмем последние выборы. В Себежском районе Псковской области, где был смешанный городской и сельский электорат, список «Яблока» набрал 20,6%. То же самое – в Кольчугинском районе Владимирской области – 20, 6 %. Почему? А потому что выборы были относительно честными, нам удалось закрыть все участки подготовленными наблюдателями.
В связи с изменениями в электоральных предпочтениях мы начали работу сразу по нескольким направлениям. В «Яблоке» существуют отдельные фракции: «Зеленая Россия», фракция солдатских матерей, женская (гендерная) правозащитная, предпринимательская, фракция «Старшее поколение», которая раньше была Партией пенсионеров. Мы активно воюем с точечной застройкой в Москве.
«НР»: И по этому поводу критики высказываются в том ключе, что «Яблоко» скатилось до «дворовых войн».
С.М.: Эту критику высказывают абсолютные бездельники, которые думают, что политика – это абстрактное занятие.
ЛИМОНОВ И «СТРАТЕГИЯ-31»
«НР»: Ну некоторые считают, что политика – это «Стратегия-31»
С.М.: Я не понимаю тактику и стратегию 31 числа. Дайте нам возможность митинговать на Триумфальной площади? Ну, дали, что изменилось? От этого стали меньше запрещать митинги и демонстрации в других местах?
«НР»: Лимонов объясняет, что выходить 31 числа на Триумфальную нужно до тех пор, пока однажды на площади не соберутся 10 тысяч человек. И их уже никто не разгонит. Они сами кого хочешь разгонят…
С.М.: Здесь принципиальный момент. Я не хочу бороться за светлое будущее вместе с нацболами.
«НР»: У вас разное светлое будущее?
С.М.: Да, разное. У них очередная революция, возможно, кровавая с националистическим и большевистским оттенком, как следует из названия, а у нас – современное демократическое правовое государство.
Я не хочу объединяться с нацболами для того, чтобы свергнуть Путина. Если мы это сделаем, мы поступим, как те либеральные интеллигенты, которые в начале ХХ века поддерживали большевиков, желая свергнуть царя, а затем закончили свою жизнь в подвалах Лубянки. Мы опыт этих людей, которых Ленин называл полезными буржуазными идиотами, учитываем. Повторять никогда не будем. И мы знаем, что такое русская революция. В результате на смену тем, с кем боролись, приходят еще большие мерзавцы.
НЕМЦОВ, КАСЬЯНОВ, РЫЖКОВ
«НР»: Почему демократы никак не могут объединиться? Другими словами, почему Немцов, Касьянов, Рыжков, Митрохин – не вместе?
С.М.: Много вопросов к этим людям. Мы их задаем публично. Сначала эти люди помогали строить в нашей стране олигархию. Под прикрытием этих демократов в 90-е проходила криминальная приватизация, залоговые аукционы, на которых открыто на глазах у всех растаскивали страну, шла безумная война в Чечне. Они состояли в партиях, которые создавали для всего этого демократическую ширму. Они привели к власти Путина.
«НР»: Это не они.
С.М.: Это именно они… Я отвечаю за свои слова.
«НР»: Думаю, что Немцов, Касьянов и Рыжков с этим бы спорили.
С.М.: Меньше всего я бы спорил с этим на месте Немцова и Касьянова. Борис Немцов – лидер СПС, который прошел в Госдуму в 1999 году обмен на поддержку Путина под лозунгом: «Путина – в президенты, Кириенко – в Думу!».
Они поддерживали Путина напрямую, без всяких оговорок, искренне, потому что Путина на власть выдвинул, тот круг олигархов, которых партии Немцова (СПС) и Рыжкова (НДР) политически обслуживали. На президентских выборах СПС открыто выступил как партия Путина. Между тем, как «Яблоко» выставило демократического кандидата – Григория Явлинского.
Сейчас они могут сколько угодно кричать, что Путин тиран и должен уйти. Но сначала хорошо бы признать всю полноту политической ответственности за то, что они его не только привели к власти, но и поддержали его первые авторитарные шаги.
Поддержали своеобразно, конечно. Не напрямую. Вспомним разгром НТВ. Борис Немцов занял двурушническую позицию. Он охал и ахал, что свобода слова пострадает, а с другой стороны говорил, что есть права хозяйствующих субъектов, «Газпрому» надо вернуть долги, мы должны это понять. Они дали своего человека Альфреда Коха, руками которого Путин разгромил телекомпанию.
Это был ключевой шаг Путина к установлению авторитарной власти, трансформации олигархической системы в систему авторитарную. Колоссальный вклад внесли СПС и лично Борис Немцов.
«НР»: Есть ещё Касьянов…
С.М. (со смехом перебивает): Касьянов тот вообще потрясает. Не знаю, хоть бы несколько слов сказал о том, что был не прав. Что 4 года верой и правдой служил Путину и облизывал ему все, до чего мог дотянуться. Путин в какой-то момент пинком под зад всю эту компанию от кормушки отшвырнул. Они обиделись. Сразу стали демократами, либералами, оппозиционерами, у которых Путин, естественно, – главный враг.
Можно сказать: всё в прошлом, люди осознали, изменились. Ну, так признайте ошибки публично. Тогда мы с вами сможем делать совместные проекты. Мы-то боролись с Путиным с самого начала, понимая, что с олигархами невозможны коалиции.
«НР»: Немцов, Рыжков, Касьянов могут публично обвинить «Яблоко» и вас лично в поддержке Лужкова при его переназначении мэром Москвы.
С.М.: Это совершенно другая тема, московская.
«НР»: Но если квитаться, так квитаться, если признавать и каяться – то тоже всем.
С.М.: Хорошо, если они готовы признать свои ошибки, если им так хочется, я готов признать, что ошибкой было голосовать за Лужкова. В этом нет никакой проблемы.
Но они не хотят ничего признавать. Они говорят: все было правильно и прогрессивно. Что разворовывание и 90-е – это чтобы коммунисты к власти не вернулись, и «ранний Путин» (такой вот термин придумали) был полезен для страны. Немцов об этом говорит. А Касьянов вообще считает, что первые 4 года правления Путина, когда он был премьером, – это был колоссальный прорыв.
Признайте ошибочность своего политического курса 90-х и начала 00-х а иначе, какой сигнал вы даете обществу? Что снова совместными усилиями будете строить олигархию? Посадите на трон нового «бонапарта»?
Я вообще считаю, что у нас у всех остался последний шанс построить демократию в России. Когда нынешний режим придет к краху, финалу, демократы должны взять власть в результате демократических честных выборов. Должны объяснить обществу, что олигархия и грабительская приватизация ничего общего с демократией не имеют! Если этого не случится, то новых шансов у нас не будет.
«НР»: К власти придут националисты?
С.М.: Возможны разные сценарии. Возможны и коммунисты в модифицированном варианте, и националисты или вообще страны не будет. Катастрофический сценарий. По убыли населения РФ идет в первой десятке стран мира. При этом ни у одной страны в этой десятке (да и вообще) больше нет таких границ, как у России. Все эти страны Восточной Европы и другие с убывающим населением смогут удержать свою территорию в нынешних границах. Россия – нет. У нас соседи многомиллиардные, и угроза распада более чем реальна. Значит, реальна угроза и тоталитарной мобилизации под националистическими лозунгами – с целью «спасения» страны.
ЧЕЙ ПРОЕКТ НАВАЛЬНЫЙ? ЭТО ПРОЕКТ «ЯБЛОКА»!
«НР»: Когда рассуждаешь о рисках и качестве современной российской оппозиции, не можешь не вспомнить про Алексея Навального. По-вашему, чей это проект?
С.М.: Я очень хорошо отношусь к Алексею, хотя мы его исключили из партии. Его сегодняшняя деятельность полезна, она проникнута теми идеями и принципами, которые он впитал, будучи много лет в партии «Яблоко». В какой-то степени исторически это наш проект, хотя и живущий сегодня своей собственной жизнью.
«НР»: Интересная трактовка. Кто-то за деятельностью антикоррупционера видит «руку Госдепа США».
С.М.: Госдепа??? Рука Госдепа в России – это рука абсолютного политического импотента. Госдеп в России ничего сделать не может. Кто считает его источником всех бед – тот страдает мозговой недостаточностью. Это слишком простое примитивное объяснение сложных явлений.
«НР»: А вы бы включили Алексея Навального в избирательный список «Яблока»?
С.М.: Мы это не обсуждали. Остается «подвешенной» проблема, из-за которой мы его исключили. Это – национализм.
«НР»: Не боитесь, что он окажется в других списках? В списках «Справедливой России»?
С.М.: Не знаю, мне кажется, ему невыгодно марать себя связями с кремлевскими проектами.
О «ВЕЧНЫХ» ЛИДЕРАХ
«НР»: Многие надеются, что эти выборы в Госдуму станут последними для несменяемых лидеров КПРФ и ЛДПР. Ротация лиц назрела давно. Что вы думаете по этому поводу?
С.М.: С точки зрения Кремля, им нет замены, поэтому они и вечные. Зюганов для нынешней власти – очень важный инструмент в обеспечении контроля над обществом. Смысл Зюганова в чём? Он в совершенстве владеет искусством мобилизации протестного левого электората, одновременно сохраняя стабильное взаимодействие с правящей группировкой в Кремле. Он мобилизует недовольных «левых» и гасит, приглушает их протестную активность. Поэтому он незаменим для нынешнего руководства. Время от времени в стане левых подрастают новые лидеры. Зюганов умело маргинализирует их, уличая в неотроцкизме и прочих грехах – арсенал формулировок у коммунистов богатый. «Гасить» потенциальных протестных лидеров – Зюганов искусно владеет этими навыками.
Жириновский отвлекает на себя националистическую часть электората. Бравурной риторикой привлекает к себе, аккумулирует ее энергию и тоже гасит. В разных сегментах общества Зюганова и Жириновского одинаковые задачи.
Недавно такую же фигуру нашли для недовольных предпринимателей. В среде олигархов тоже есть недовольные. Их мало. Но они потенциально опасны для власти тем, что их деньгами могут быть поддержаны радикальные силы. С ними будет работать Михаил Прохоров и партия «Правое дело». Они отлично справятся.
Ведь нужно понимать, что Михаил Прохоров стоит на страже интересов вовсе не бизнеса, а исключительно олигархов, которые заработали свои капиталы вовсе не благодаря предпринимательскому таланту.
Михаил Прохоров – лидер звездочных бизнесменов нашей страны. Что значит звездочных? В списке «Форбс» такие предприниматели (заработавшие свои капиталы не своими силами, а при помощи власти) помечаются звездочкой. Прохоров будет стоять на страже интересов тех, кто хапнул в 90-е. Проблемы малого и среднего бизнеса его не интересуют. Скорее наоборот, для того чтобы любой честный бизнес у нас развивался, олигархи должны сильно потесниться.
Москва, Юлия Шатова
© 2011, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».