Сегодня во второй половине дня цены на нефть рухнули ниже отметки $100. В Лондоне на бирже ICE фьючерсные контракты на североморскую нефть марки Brent подешевели почти на $2 и опустились до $99,83 за баррель. Американская нефть на торгах в Нью-Йорке торгуется еще ниже. «Черное золото» марки WTI упало в стоимости до $84,75 за баррель. Падение цен на нефть уже отразилось на стоимости рубля: отечественная валюта резко обесценилась: на торгах на ММВБ доллар продается уже по 34,0225 рубля.
Нефть марки Brent, сопоставимая по стоимости с российским сортом Urals, опустилась ниже уровня $100 впервые с октября. Торги проходят на фоне рекордного объема добычи нефти в Саудовской Аравии, а также роста запасов нефтепродукторв в США, которые на прошлой неделе увеличились до максимальной отметки за 22 года, передает Bloombеrg.
Аналитики характеризуют торги, как нервные, а набор поводов для падения – как «ядовитый коктейль».
Большинство экспертов, опрошенных Bloombеrg, прогнозируют дальнейшее снижение нефтяных цен на фоне опасений относительно обострения долгового кризиса, замедления экономического роста и сдержанного спроса на топливо.
17 из 33 аналитиков (52%) высказали мнение, что нефть продолжит падение в цене на следующей неделе. Девять респондентов (27%) считают, что «черное золото» подорожает. Остальные – ждут минимальных изменений в стоимости.
Комментируя падение цен на нефть, известный российский экономист Михаил Хазин отметил, что для России ситуация выглядит тревожно.
«Собственно, тревожность-то только в одном – это что, просто локальное колебание цены, которое завершится новым ростом, или начало новой глобальной тенденции? Если последнее, то очень страшно, поскольку наш бюджет «закрывается в ноль» при цене уже выше $100 за баррель. Ну, ладно, если речь идет о нескольких месяцах, то у нас есть резервные фонды. А если это «всерьез и надолго»?» – задается вопросом эксперт.
«И вот тут, собственно, возникает естественный вопрос. А почему, собственно, мы считаем, что рост цен на нефть – это ее естественное состояние? – пишет Хазин в своей статье на worldcrisis.ru. – Почему при падающей мировой экономике она должна расти? На самом деле, конечно, нет, потребление нефти в мире сильно расти не должно, соответственно, на реальном рынке спроса и предложения ее повышение может быть вызвано только инфляционными процессами. Которые, конечно, повыше, чем говорится в официальных сообщений, но, все-таки, не настолько выше, как нам показывают цены на нефтяные фьючерсы».
По его оценке, до 2008 года рост цен на нефтяные фьючерсы был вызван во многом притоком спекулятивных денег, ведущих свое происхождение от стимулирования частного спроса. Кредитная эмиссия обеспечивала постоянную необходимость в росте финансовых активов для их «связывания» – и нефтяные фьючерсы тут были ничуть не хуже других активов. Даже лучше, поскольку, что такое нефть все, в общем, знают, в отличие от каких-нибудь высокотехнологических акций.
После осени 2008 года началась эмиссия денежная, тут тоже все было понятно. Более того, для нефти дела даже стали обстоять лучше, поскольку выросли риски и очень многие конкуренты нефти выпали из пула активов, куда принято вкладывать спекулятивные деньги – неудача «Фэйсбука»* тому типичный пример. Но что сегодня-то случилось? Почему нефть вдруг пошла вниз?
Скорее всего, считает эксперт, дело в том, что последняя крупная эмиссия в мире была уже достаточно давно – 29 февраля 2012 года, когда расстарался Европейский центробанк. Как говорят некоторые эксперты, действие эмиссии на рынки сегодня имеет срок около трех месяцев – по их истечению нужна повторная эмиссия, иначе рынки начинают естественным образом припадать. Поводов для этого современная экономика дает много, от макроэкономики до конкретной статистики отдельных предприятий, но пока денег много, на это никто не обращает внимания. А вот как только приток средств на спекулятивные рынки приостанавливается – начинаются проблемы. Как сейчас.
«И, в общем, нет никаких оснований считать, что этот спад сам собой остановится. Спекулятивная надбавка к цене на нефть очень велика, спрос не растет, производства останавливаются... В такой ситуации могут быть только локальные откаты на, как говорят спекулянты, общем «пути на юг», но серьезного восстановления цены на нефть быть не может. Нужна новая массированная эмиссия, сотни миллиардов долларов, как минимум», – констатирует Хазин.
По его оценке, реально есть два источника: ЕЦБ и ФРС США. Первому деньги нужны – поскольку банковская система ЕС находится в сложном положении, ей еще нужно увеличивать собственные капиталы, так что еще полтриллиончика ей бы не помешало. Но есть политические мотивы, которые пока останавливают активность ЕЦБ. Впрочем, если выборы в Греции закончатся неудачно и эту страну придется выводить из зоны евро, под это дело недостающие средства допечатают. Это даст еще три месяца роста цены. Желательно, конечно, чтобы это произошло побыстрее, чтобы нефть пошла в рост с более высоких позиций.
Что касается ФРС, то, судя по всему, эта структура пока тормозит. Это понятно – новый раунд эмиссии может стимулировать экономику под выборы, что даст очки Обаме, однако неизбежный рост цен на бензин с него очки снимет. И как в его команде будут считать эти очки – вопрос, который к экономике никакого отношения не имеет. Хотя, общая стагнация и падение фондового рынка, скорее всего, вынудят руководство ФРС начать новый раунд эмиссии, особенно если ЕЦБ попытается еще потянуть время (декабрьская и февральская эмиссии евро здорово поддержали и американские рынки).
Но в любом случае – это два раза по три месяца, предупреждает Хазин. А, быть может, и меньше, поскольку, скорее всего, эмиссия ФРС будет минимальной, не более $500-600 млрд и направлена она будет на компенсацию выпадающего частного спроса. То есть деньги через бюджет попадут к наиболее бедным слоям населения и непосредственно в сбережения не пойдут. Разумеется, рано или поздно они попадут в банки и другие финансовые институты, но время может пройти достаточно много и прямого и быстрого эффекта на нефтяные цены может от этой эмиссии и не быть. А дадут ли Бернанке сделать более крупную эмиссию, под триллион, это большой вопрос. Причем ответ на него, скорее всего, отрицательный.
«В общем, ситуация для нас складывается, скорее всего, не самая веселая. Даже в самом оптимистичном варианте развития событий, существенно роста цен на нефть ждать не приходится и при этом рост этот будет всего несколько месяцев. И даже если затем эмиссия на Западе будет продолжена, все равно, она уже будет происходить на фоне существенно выросшей инфляции, которая для нашей импортной с точки зрения потребления экономики будет, быть может, еще более опасна, чем чистое падение цен на нефть. В общем, картина выглядит достаточно мрачно и мысли об «ужас-ужас-ужас», я думаю, приходят в голову чиновников все чаще», – заключил Хазин.
Нью-Йорк – Лондон – Москва, Андрей Романов
Нью-Йорк – Лондон – Москва. Другие новости 01.06.12
Медведев ответит на вопросы Познера на Первом канале. / The Economist: Путин напоминает травмированного боксера. Но он всё ещё силен и может оказать серьезное сопротивление. / Вице-президент «Опоры России» Бречалов госпитализирован после нападения неизвестных. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2012, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».