Калмыцкая власть продолжает удивлять «особым креативом» в деле управления республикой. Политическая ситуация в республике вышла из-под контроля местной власти. Об этом в интервью РИА «Новый Регион» заявил кандидат юридических наук, председатель Совета директоров инвестиционной группы «Универ», бывший заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Бембя Хулхачиев. Он полагает, что такие события, как затянувшаяся борьба за пост сити-менеджера, зверское избиение депутата ЭГС, беспрецедентное для России давление на судей Элистинского городского суда со стороны официальных СМИ, подконтрольных главе республики – могут привести к росту протестных настроений в Калмыкии.
«Новый Регион»: Бембя Викторович, на ваш взгляд, все и в самом деле так плохо в Калмыкии сегодня?
Бембя Хулхачиев: Калмыкия – моя родина, здесь живут самые близкие мне люди. Поэтому и могу судить. Было время, когда Элиста преобразилась. Был построен City-Chess, самый большой в Европе Хурул. К нам начали приезжать туристы из соседних регионов.
Но сегодня что может увидеть гость, впервые приехавший к нам? Лишь то, что было построено несколько лет назад. А сегодня – полный развал. Дороги разбиты, ямы заложены кирпичами, в столице систематически отключают свет. На рынках торгуют привозными продуктами. Самые элементарные для Калмыкии продукты, такие как: мясо, молоко, овощи, зелень, фрукты – и те завозятся из соседних регионов.
«НР»: Почему? Разве все это не может производиться в Калмыкии?
Б.Х.: Может, конечно. Беда в том, что местных товаропроизводителей очень мало.
«НР»: Почему? Центр не выделяет средств для развития калмыцкого сельского хозяйства?
Б.Х.: Есть много государственных программ поддержки и развития села, молодых семей, здорового образа жизни, культурных проектов и т.д. Таких программ много в каждом министерстве. Но когда я спрашивал в министерствах, мне отвечали, что из Калмыкии в последнее время никто не обращался по поводу финансирования каких-либо программ. Нынешняя калмыцкая власть, похоже, просто не заинтересована в развитии региона.
К тому же, ситуация усугубляется еще и тем, что в Элисте происходят сейчас возмутительные, с моей точки зрения, события. Большей безответственности со стороны руководства республики даже и представить трудно. Элистинская мэрия подверглась самому настоящему рейдерскому захвату. Элистинский городской суд вынес восемь или даже девять решений. Но часть депутатов ЭГС, благодаря поддержке со стороны руководства республики, просто плевать хотела и на решения суда, и на общественное мнение. Что это такое? Беззаконие? Правовой нигилизм?
«НР»: Как думаете, может, в Кремле кто-то надежно защищает Алексея Орлова, а он млеет от безнаказанности?
Б.Х.: Не думаю, что в Кремле хоть кто-то может быть заинтересован в дестабилизации ситуации в Калмыкии. Не забывайте, Калмыкия – часть, в общем-то, неспокойного Северокавказского региона. Тут дело, образно говоря, в другом. Действующая в республике власть нацепила на себя некую шапку и решила, что это шапка Мономаха. А на самом деле, как говорится – «не по Сеньке шапка».
Вообще я уверен, что за все происходящее сегодня в республике должен отвечать глава региона Алексей Орлов. Он должен был эту ситуацию предвидеть и не допускать такого скандального развития событий. Считаю, что своими действиями он подставил и президента РФ, который выдвинул его кандидатуру. И парламент РК, который его кандидатуру одобрил. И весь калмыцкий народ, от имени которого он теперь выступает. Вообще калмыцкий народ, да и все население Калмыкии, сами того не желая, стали заложниками в той безответственной игре, которую сейчас пытаются вести Алексей Орлов и его окружение. Ведь это не он, а жители республики страдают от того, что свет отключают, тарифы за потребление электроэнергии неоправданно высоки, новых автомобильных дорог после Илюмжинова не построено ни одной, что подготовка к отопительному сезону, скорее всего, будет провалена…
«НР»: Почему все-таки руководство Калмыкии занимается интригами вместо того, чтобы работать на благо республики?
Б.Х.: Вопрос для психолога. А я не психолог. Я экономист. Откуда мне знать, может, г-н Орлов таким образом пытается преодолеть какие-то свои комплексы. Мне известен лишь круг вопросов, которыми надо заниматься сейчас в целях улучшения качества жизни людей. Я эту ситуацию вижу так: если Алексей Орлов понял, что ноша руководителя Калмыкии ему не по силам – он должен уйти добровольно. Это будет, по крайней мере, честно.
«НР»: Ходят слухи, что г-н Орлов негласно переложил часть своих полномочий на свою мать, владелицу ресторана «Хуанхе». И туда перенесена «основная нагрузка» кабинета главы региона: принятие финансовых решений, назначения…
Б.Х.: Я тоже слышал. Не хотелось бы обсуждать слухи, но, если это так, то налицо прямая дискредитация государственной власти! В Калмыкии сегодня много странного происходит. Возьмите хоть эту историю с Элистинской мэрией. Откуда взялся фигурант незакрытого уголовного дела о мошенничестве Артур Дорджиев? Почему его открыто поддерживает руководство республики? Вот уже три месяца в городе парализованы работы всех служб, никто даже не пытается поговорить с горожанами о сложившейся ситуации! Ни Орлов, ни его окружение даже не думают о том, чтобы наладить работу, улучшить жизнь горожан! Это позор, когда люди во власти, решая личные, довольно мелочные задачи, упускают возможность реализовать главные цели, ради которых им и доверили властные рычаги.
«НР»: В характеристиках, прямо скажем, не вполне положительных, которые вы даете калмыцкой власти, есть что-то личное? Может, обида? Вы же были в числе претендентов на пост главы республики в 2010 году.
Б.Х.: Действительно, я был в числе кандидатов на пост главы региона. По этому поводу мы встречались с президентом России. Протокольное мероприятие, как было запланировано, должно было длиться 11 минут, но разговор продолжался около 25 минут. Затрагивались разные вопросы: о ситуации в республике, о жизни... Когда решение было принято, безусловно, никаких обид у меня не было. Это был выбор президента.
«НР»: Что, и на Кирсана Илюмжинова не было обиды? Или на Алексея Орлова?
Б.Х.: В то время я работал заместителем руководителя федеральной службы по финансовым рынкам. Я просто вернулся на работу. Никаких обид у меня нет. Но кое-что я хочу объяснить. Я много лет на госслужбе. Может быть, потому, что все эти годы я был слишком далек от политики и политических интриг, я сохранил в себе некоторые нравственные принципы. Например, я абсолютно уверен, что друзей предавать нельзя. А если ты предал друга, то можешь не объяснять, что твоя подлость оправдана политическими интересами. Нет таких политических интересов, которыми можно оправдать подлость. Для меня предатель дружбы – подлец. И подлецом он останется до конца своей подлой жизни. Поэтому когда я услышал, прочел в СМИ – что говорит о своем предшественнике Алексей Орлов, я понял, что этот человек не имеет никаких нравственных ориентиров. А без них, я уверен, в политике нечего делать.
«НР»: Расскажите об Илюмжинове. О своих отношениях с ним.
Б.Х.: С Кирсаном Николаевичем мы тесно работали долгое время. Потом наши пути разошлись. Но остались отношения, где нет ни клеветы, ни сплетен. Я уважаю Илюмжинова. Правда, ему до сих тяжело дается понять и принять предательство людей, которые были его ближайшими соратниками. Они сделали себе состояния на его доверии. Сначала они предали себя, потом его, а сейчас им плевать на всех.
Недавно разговорились с Кирсаном Николаевичем, и выяснилось, что мы оба сожалеем о том, что наши отношения по разным причинам прервались на целых 17 лет.
Можно по-разному относиться к Кирсану Илюмжинову, к его логике, искренности и открытости. Сейчас, соразмерно уже приобретенному опыту, я начинаю осознавать его основные достоинства, которые для меня раньше были не так очевидны. Знаете, когда я бываю за границей в служебных командировках, или езжу по нашей стране, мне задают вопрос: «Кто вы по национальности?». Отвечаю: «Калмык». А мне говорят: «О! Кирсанов!».
«НР»: Калмыкия стала известной в мире, благодаря Кирсану Илюмжинову?
Б.Х.: Да, конечно! Но, к сожалению, в нашей жизни многое складывается просто по Есенину, помните: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Зато сейчас мы все больше узнаем о персонажах, которые крутились вокруг Илюмжинова, клялись ему в дружбе и преданности. Вся Калмыкия видит, чего они стоят.
Конечно, я мог бы сказать сегодня тому же Орлову или, скажем, Шалхакову, людям, которые рядом с ним работали, а сегодня начинают его безбожно поливать грязью, что они ведут себя просто аморально. Ведь самое главное заключается в том, какой след ты оставишь в республике после себя. Посмотрите, Илюмжинову есть чем гордиться. А нынешнему руководству?
«НР»: Кстати, в самом деле, полсрока прошло. Что сделано? Вот, говорят, письмо Обаме написали, чтобы он детскую больницу в Элисте отремонтировал…
Б.Х.: Позорище! Даже, если кто-то пошутил над ними, и под письмом Орлов с Шалхаковым не подписывались, им надо было сделать какое-то заявление, чтобы выразить свое отношение к проекту «Письмо Обаме»! Хотя бы потому, что они находятся на госслужбе. Вместо этого – смотрите, чем они занимаются: судьи Элистинского городского суда подвергаются шельмованию в официальных СМИ, подконтрольных главе республики, судебные решении не исполняются – это меня просто возмутило! Более того, агрессивные действия ряда людей создают нехороший ажиотаж как внутри республики, так и за ее пределами. Бардак, который творится в Элисте – это позор для нашего народа, который стал невольным заложником ситуации. Судебная власть, по сути, дискредитирована. А суды – это ветвь федеральной власти. Выходит, нынешнее руководство Калмыкии своими действиями пытается дискредитировать федеральную власть. Это нонсенс! Что из этого выйдет? Я могу с большой долей вероятности предсказать – пострадает народ, который будет мерзнуть зимой без тепла и света. Пострадает республика в целом из-за потери доверия к власти и к ее основным обязанностям.
«НР»: Но, если верить официальной прессе, в Калмыкии все не так уж плохо. Недавно глава республики побывал в Черноземельском районе. И рассказал жителям района, что им повысили зарплату в три раза. Люди стали проверять свои карманы, может, деньги куда-то завалились…
Б.Х.: Мне сложно комментировать эту глупость. Так же трудно комментировать предложение Алексея Орлова профинансировать проект «Материнский капитал Калмыкии». Калмыкия – дотационный регион, и мы полностью зависим от российских траншей. Финансовое наполнение региона, кроме того, серьезно зависит от того, как и с кем общается глава региона. Если бы Орлов создавал для инвесторов благоприятный климат, если бы он урегулировал многие вопросы по увеличению сбора налогов, привлечения инвестиций, я уверен, что-то можно было бы еще решить.
«НР»: Давайте вернемся к вопросу об уровне жизни. Неужели люди в Калмыкии живут гораздо хуже, чем в других регионах России?
Б.Х.: Хуже.
«НР»: Так чья все-таки вина в том, что в Калмыкии сложилась такая ситуация?
Б.Х.: Здесь налицо совокупность нескольких факторов. Федеральный центр не до конца понимает то, что происходит в Калмыкии. К сожалению, часто центр делает выводы исключительно по итогам выборов. Как, к примеру, проголосовали за президента Российской Федерации. Отлично проголосовали. Или какой партии на выборах в Госдуму отдали предпочтение. Конечно, «Единой России». Калмыкия дала отличный процент голосов за партию власти. Руководство страны спокойно – значит, глава региона управляет ситуацией в республике, знает, как работать. Орлова даже выбрали в Высший совет «Единой России». Но это, я считаю, путь в тупик.
«НР»: Почему?
Б.Х.: Да потому, что судить надо не по тому, сколько голосов отдано за ту или иную партию, а по социальному настроению общества и по качеству жизни людей. Иначе «Единая Россия» растеряет весь свой электорат. И уже не сможет вернуть себе былое доверие, будучи представленной таким человеком, как Алексей Орлов.
Недавно я разговаривал с лидером движения «Родной край». Я его спросил: когда Кирсан Илюмжинов работал в регионе, привозил инвесторов, строил – вы все равно выводили людей на площадь. Митинговали против него. Сейчас, когда рост экономики «пошел» вниз, Калмыкия на глазах стагнирует, почему вы молчите? Власть ведь должна знать, как на самом деле живет народ в регионе. Что люди чувствуют, в чем нуждаются, что им не нравится.
«НР»: Вы помните первые дни, когда руководителем региона был назначен Орлов? О чем вы тогда думали?
Б.Х.: Да. Мы с Кирсаном Николаевичем хотели собрать всех местных журналистов и представителей ведущих федеральных СМИ. Мы оба искренне верили, что сумеем оказать помощь этому человеку. И готовы были открыто сказать, что мы уважаем выбор президента России, и выбор калмыцкого парламента. И, что особенно важно, мы намеревались присоединиться к работе новой власти. Не секрет, что инвестиции в регион идут исключительно под гарантии определенных людей. Во всем мире деньги дают под авторитет той или иной личности. Крупные российские бизнесмены, благодаря знакомству с Кирсаном Николаевичем, готовили документы, чтобы зарегистрироваться на территории Калмыкии, как физические лица-налогоплательщики. Благодаря только этому бюджет республики мог получить порядка двух миллиардов рублей. А это гарантия социальной поддержки. Но, как видите, теперь мы имеем то, что имеем.
«НР»: Политический хаос в республике потянет за собой экономический кризис?
Б.Х.: Эти явления связаны неразрывно. Кто, по-вашему, приведет свои деньги туда, где царит неразбериха и правит коррупция?
«НР»: Как вы оцениваете сложившуюся на сегодняшний день политическую ситуацию в республике?
Б.Х.: На мой взгляд, политическую ситуацию в Калмыкии сегодня можно расценивать, как вышедшую из-под контроля местной власти. Мы наблюдаем явный всплеск протестных настроений в обществе, спровоцированный, прежде всего, бездарным менеджментом местного руководства. Последние события, связанные с силовым захватом мэрии, с избиением депутата ЭГС, с кампанией, развернутой в официальных СМИ, по дискредитации российских судей – все это является признаками того, что называется сепаратизмом и экстремизмом. Все происходящее сегодня в калмыцкой столице, я расцениваю, как абсолютное презрение калмыцкого руководства к российскому законодательству.
Москва, Светлана Самсонова
Москва. Другие новости 30.06.12
В Подмосковье выпускной бал закончился стрельбой. / Фильм «Все копы – ублюдки» получил три приза ММКФ. / На осенних выборах не все губернаторы имеют шансы на победу. В группу А попали только три губернатора. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2012, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».