Брянский кризис для «Единой России» является признаком того, что пусть медленно, но верно, для нее наступают другие времена. И от этого не спасут не спойлеры, ни истеричное закручивание гаек по всем фронтам одновременно, ни вопли про «Россию в кольце врагов», ни ставка на мракобесие и самые дремучие инстинкты в попытках электоральной мобилизации. Такое мнение высказал в своей статье для журнала Forbes руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.
РИА «Новый Регион» приводит текст этой публикации эксперта полностью:
Постепенно шок от принятого в Брянске решения по снятию с выборов губернатора-«единоросса» Николая Денина проходит и новая информация позволяет более четко определить – что же не самом деле произошло.
Изначально казалось, что это уж очень напоминает элемент «маскировочных технологий» партии власти, которая в последнее время всеми правдами и неправдами пытается дистанцироваться от образа «партии жуликов и воров»: то созданием предвыборных пиар-симулякров (от «Народного наблюдателя» в Кирове до движения «За Веру, Кубань и Отечество» в Краснодарском крае), то попыткой скандальной риторикой отвлечь внимание от обвинений и неудобных вопросов, то стремлением изобразить себя жертвой коварных и таинственных врагов. И действительно, снятие и затем восстановление на выборах кандидата-«единоросса» может использоваться для вывода кандидата и самой партии из под удара традиционной контрпропаганды оппозиции, чтобы всех запутать и говорить что «смотрите, выборы же честные – даже единоросс был снят, но затем восстановлен. Значит не было никакого админресурса».
И элементы использования брянского кризиса в подобных целях начались с первых минут появления данной новости, что отражалось и в позиции, которую «неназванные источники» в партии и в администрации президента транслировали в СМИ.
Однако помимо сказанного, из того, что происходит в Брянске, совершенно очевидны две вещи.
Первое – происшедшее вызвало откровенную панику в высшем руководстве партии и ее кураторов, это хорошо видно и по тональности высказываний, и по тому десанту партийных «випов», который уже высадился в Брянске в готовности начать наступление «по всем фронтам используя все орудия» в надежде видимо хоть как-то компенсировать произошедшее для образа губернатора в глазах административной элиты. Они прекрасно понимают, что снятие Денина снимает в глазах элит ореол исключительности вокруг партии, означает, что ее кандидаты перестают быть неприкасаемыми, и помимо решений лоббируемых по «партийной линии» и самое главное – линии ее кураторов, становятся возможны и параллельные линии лоббирования. Подобная реакция убирает главный бонус, которым в партию привлекались и загонялись региональные и местные элиты. Зачем идти туда, что перестает давать «эксклюзивность неприкасаемости»? Ведь и так многие идут в «Единую Россию» «скрепя зубами». Не менее опасен резко возросший шанс на провал в Брянске даже в случае очень вероятного восстановления Денина: в регионе уже нанесен непоправимый удар по представлениям о силе его московских связей, что на фоне иных оснований для недовольства усилит разброд и шатания всех колеблющихся и дополнительно мобилизует недовольных. Срыв выборов это тоже провал и проявление слабости, так как не только пролонгирует скандал, но и показывает, что партия больше ничего не может гарантировать пролоббированному по ее каналам кандидату в том объеме, как ранее. И отвечать за все придется тем, кто эту партию курирует. И от этого паника и конвульсивность и неадекватность принимаемых решений, которые еще более усугубляют сложность ситуации, усиливается.
Второе – принятое судом решение, несомненно, не случайно, потому что не бывает случайного человека в таком органе и, особенно, в процессе по такому делу. И суд в ходе процесса принимал настойчивые решения явно не в пользу губернатора с самого его начала, удовлетворив все ходатайства истцов, истребовав как все подписи за губернатора, так и лично вызвав депутатов-подписантов. То, что штаб Денина допустил при подготовке документов множественные ошибки и проявил элементарную халатность, не является чем-то удивительным. За годы «исполнительной вертикали» и постоянных двойных стандартов власть настолько привыкла к своей «особости», что нередко не обращает на качество того, что она делает, большого внимания, вероятно, и не без оснований, считая, что любые «косяки» пройдут или будут оперативно негласно исправлены в условиях политического приказа. Они привыкли, что они пишут законы для других, но не для себя, и люди, которых они набирают, создают скорее зону психологического комфорта для своих начальников, где личная преданность давно победила профессионализм. Количество изменений за годы многолетнего уничтожения политической конкуренции давно перешло в качество власти. Поэтому удивительно не наличие «косяков», в то, то что их было решено заметить. Это лишь усиливает понимание того, что в многобашенном и многоподъездном Кремле стали возможны и иные, «неедросовские» политические решения. Другой вопрос, в каких интересах, но ключевой фактор, что они возможны.
Таким образом, брянский кризис для «Единой России» является признаком того, что пусть медленно, но верно, для нее наступают другие времена. И от этого не спасут не спойлеры, ни истеричное закручивание гаек по всем фронтам одновременно, ни вопли про «Россию в кольце врагов», ни ставка на мракобесие и самые дремучие инстинкты в попытках электоральной мобилизации. Наоборот, ставка на ортодоксию может привести к снижению базы электоральной и внутриэлитной поддержки, ведь де-факто отказ от стратегий политической консолидации и стремления к формированию коалиций лишь сокращает количество партнеров и сторонников. Усиливая напор, партия власти лишь приближает свой конец и становится неприемлемой для все большего числа участников прежних коалиций.
Попытка использовать кризис в Брянске как элемент агитационной кампании про «давление» на партию не сможет компенсировать издержки решения по Денину с точки зрения отношения к партии в ее реальной базе – административных и экономических элитах. Брянский кризис крайне наглядно показывает и реальное качество самой партии, и то, что внутри самой власти она перестала быть универсальной ценностью. Причем сами технологи партии своей увлеченностью сиеминутной тактикой при игнорировании стратегических последствий принимаемых решений сделали все, чтобы это произошло. Вначале тактика победила стратегию, теперь закономерно начинается обратный процесс. Административно-бюрократические элиты являются очень чуткими к конъюнктуре. И проблемы Денина будут восприняты ими однозначно как признак снижения для них ценности ставки на «Единую Россию» и необходимости сотрудничества с ней, начала фактического «слива» партии. Конечно, всегда есть те, кто пытается запрыгнуть в уходящий политический поезд и за счет агрессии и эпатажа пытаться его остановить. Но это не спасет от финала. Реальные решения по конкретным людям (в частности, по сопернику Денина – кандидату от КПРФ Вадиму Потомскому) могут иметь самую разную подоплеку и внутренние пружины. Однако это не отменяет того, что в частном решении отражаются и общие закономерности развития ситуации в стране.
Москва, Анастасия Смирнова
Москва. Другие новости 08.10.12
Системы видеонаблюдения появятся во всех школах Москвы в 2013 году. / В Москве AirBerlin не пустила в самолет инвалидов-колясочников. По соображениям безопасности. / Александр Белов: Я готов взять деньги на политическую деятельность у кого угодно. Русский националист об «Анатомии протеста 2». Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2012, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».