«Голос»: Выборы превратились в арену протестного голосования Власть металась между легитимизацией процесса и стремлением его контролировать
Прошедшие 8 сентября в России региональные выборы стали ареной протестного голосования для граждан. Власть в свою очередь лавировала между демонстрацией стремления к легитимности и желанием сохранить контроль над процессом. При этом в Москве, в отличие от многих других регионов, кампания прошла активно и сравнительно конкурентно. Об этом, как передаёт корреспондент РИА «Новый Регион», говорится в «Выводах и предложениях по итогам выборов», опубликованных ассоциацией «Голос».
По мнению экспертов, «избирательный процесс становится уже не общественной дискуссией между конкурирующими партиями и кандидатами, а ареной протестного голосования со стороны граждан».
«Итоги регистрации кандидатов на выборах 8 сентября со всей очевидностью показали, что власть пыталась лавировать между демонстрацией легитимности выборов и страхом утраты контроля над ними», – констатируют эксперты.
Они также отмечают готовность власти демонстративно содействовать регистрации наиболее публично заметных кандидатов в некоторых регионах, в частности в Москве. Притом, что в других регионах регистрация проводилась с масштабными скандалами и сопровождалась недопуском популярных списков и кандидатов, а также заметных оппозиционных политиков.
Кроме того, практика регистрации кандидатов на пост губернатора доказала, что муниципальный фильтр вынуждает оппозиционных кандидатов получать разрешение на участие в выборах от «партии власти». «Можно констатировать, что именно выборы главы значимых муниципальных образований остаются одной из самых проблемных частей российских выборов», – утверждают эксперты. И добавляют: «Чем слабее позиции действующей городской власти, тем сильнее наблюдается тенденция к манипулированию выборами».
По мнению экспертов организации, очевидная ставка в ряде регионов делалась на низкую явку избирателей. Это позволило мобилизовать преимущественно административно зависимый электорат с одновременным использованием технологий по дискредитации альтернативных партий и кандидатов. «Подобная стратегия ведет к общему снижению общественной легитимности избираемых органов власти, что является крайне опасным с точки зрения долгосрочных политических последствий», – предостерегают в «Голосе».
При этом московскую кампанию по выборам мэра эксперты назвали одной из наиболее активных в агитационном плане. Также столичную и подмосковную кампании в «Голосе» считают самыми конкурентными.
Еще одной из особенностей этих выборов является активное применение новых избирательных технологий, связанных с использованием интернета и социальных сетей. Это касается как использования системы электронных платежей при сборе пожертвований в поддержку кандидатов, так и методов ведения самих агиткампаний, отмечается в докладе.
В то же время, в «Голосе» считают, что основная проблема российских выборов – это отсутствие независимых избирательных комиссий (они полностью подконтрольны исполнительной власти), и предлагают изменить подход к формированию избиркомов. Кроме того, специалисты считают необходимым ликвидировать неравные условия регистрации кандидатов на одномандатных округах. Отменить преференции кандидатам от политических партий: дать кандидатам возможность выбора между сбором подписей и денежным залогом. Помимо этого эксперты рекомендуют пресечь использование «предвыборных паровозов» в списках: сделать в них невыгодным нахождение кандидатов, явно не собирающиеся становиться депутатами данного уровня.
Кроме того, предлагается запретить партиям дублировать списки одних и тех же кандидатов в разных регионах.
При этом в «Голосе» считают необходимым вернуть общественным организациям право направлять наблюдателей в день голосования и усилить правовую защиту результатов выборов.
Москва, Алёна Лучистая
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».