Реформа местного самоуправления, после которой мэров городов будут выбирать депутаты, не является отменой демократии в России: вводится еще одна модель, которая будет учитывать многообразие федеративной страны. Такое мнение высказал политолог, глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин, который до недавнего времени руководил управлением внутренней политики администрации президента РФ.
Как сообщал «Новый Регион», 15 апреля Госдума приняла в первом чтении проект закона, отменяющий прямые выборы мэров мегаполисов. Поправки в закон о местном самоуправлении (МСУ) предполагают установление двухуровневой системы власти с введением внутригородских районов с собственными советами депутатов, из которых будет формироваться городская дума. Она, в свою очередь, будет назначать по итогам конкурса главу администрации города, а также избирать главу муниципального образования, который одновременно будет и председателем думы. Глава внутригородского района будет избираться районной думой, депутаты которой будут выбраны по итогам муниципальных выборов.
Авторы реформы аргументировали необходимость ее принятия тем, что новые правила приблизят местную власть к народу, а также сделают ее более прозрачной и контролируемой. Парламентская оппозиция со своей стороны обратила внимание на то, что муниципалитетам необходима, прежде всего, бОльшая финансовая самостоятельность, а предлагаемая реформа проводится только ради самой реформы. Высказывались мнения, что предлагаемая система не повысит управляемость местной власти, а, напротив, еще больше все запутает. При этом такая «ступенчатая» система выборов создаст больше фильтров и больше возможностей «для искажения народной воли».
Комментируя предстоящую реформу, Константин Костин отметил, что выборы, как демократический институт, никто не ликвидирует. В систему управления на муниципальном уровне будет лишь добавлена еще одна модель.
«Россия – страна федеративная, соответственно нельзя использовать в управлении государством федеративную модель, а в местном самоуправлении только модели, принятые в унитарных государствах», – считает политолог.
Он обратил внимание, что на сегодняшний день в России есть две с половиной модели управления на муниципальном уровне: первая – когда мэр избирается и он же является главой городского хозяйства; вторая – когда он становится главой горсобрания, а городом руководит сити-менеджер, а есть модель, когда есть глава города, избираемый прямым голосованием, и есть сити-менеджер.
Новая модель, как отметил Костин, похожа на систему управления с сити-менеджером, которая уже работает в большей части крупных городов.
«Решаться все будет на уровне субъекта. В России регионы очень разные и муниципалитеты тоже сильно отличаются: по плотности населения, уровню урбанизации, экономического развития, политической и элитной конфигурации. Раз страна федеративная, должно быть несколько моделей, которые учитывают это многообразие», – уверен Костин.
По его мнению, при каждой из моделей управления, которые сейчас используются, во власть может прийти человек квалифицированный и эффективный. Но при этом необходимо учитывать квалификационные механизмы, чтобы к власти не приходили люди неподготовленные.
«Это проблема, с которой сталкиваются и развитые демократии. Посмотрите, что в США происходит с Детройтом. Это – заслуга двух мэров от Демократической партии, избранных всенародно. Поэтому в США все шире используется институт сити-менеджеров, на сегодняшний день он применяется в 30% муниципалитетов», – отметил эксперт.
Политолог считает, что если на местном уровне присутствует сильный политик, который претендует на пост градоначальника, то новая модель управления не помешает ему побороться на выборах и, в конце концов, занять пост мэра даже с районного уровня. «Даже сенаторы проходят муниципальные выборы», – подчеркнул Костин.
Комментируя введение квалификационного требования на уровне кандидата в муниципальные депутаты от новых партий в виде обязательного сбора подписей, политолог отметил, что политики должны ответственно подходить к выполнению своих профессиональных обязанностей. Во многих ситуациях хорошо бы требовать от кандидатов наличия профильного образования, чтобы городами и районами руководили действительно профессионалы.
«Демократия – это не только права, свободы, определенный ценностный ряд, но и форма организации государства и способ осуществления функций государственной власти. Когда к рычагам управления приходит человек, не совсем подготовленный, зато с огромным самомнением и спесью, это становится проблемой для граждан. А если человек еще и не может выстроить нормальные отношения ни с губернатором, ни с районами, начинается коллапс», – сказал Костин.
Он также добавил, что государственное управление – это очень серьезная сфера. «Если у карьерных чиновников есть определенные квалификационные требования, почему их не может быть у выборных? Надо, чтобы через демократические процедуры приходили люди, которые способны управлять», – заключил он.
Москва, Владимир Андропов
Москва. Другие новости 13.05.14
Госдума дипломатично обошла вопрос о признании Донецкой и Луганской республик. Депутаты обратились лишь с призывом деэскалации украинского кризиса. / Скандал! Известный российский сектовед оказался невменяемым?. В сети опубликованы медицинские документы об Александре Дворкине из психиатрической больницы. / Губернатор Коломойский разрешил Южмашу продолжать военные поставки в Россию вопреки эмбарго Киева. СМИ: Украину ждет распад на олигархические княжества. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».