Накал отношений РФ и США из-за украинского конфликта вполне может привести к настоящей войне между державами. Если в России к власти придут «горячие головы», применение ядерного оружия станет возможным. Об этом пишут директор Научного центра Белфер по международным делам при гарвардской школе Кеннеди, бывший помощник министра обороны по делам политики и планирования Грэм Эллисон и публицист Дмитрий Саймс в статье для The National Interest (перевод NDNews).
После распада СССР бывший президент Ричард Никсон сказал, что США выиграли холодную войну, но пока не добились мира, отмечают авторы. Этого не добились и другие президенты – угрозы безопасности возросли и на макроуровне, и в пределах дестабилизированных государств.
Самая большая угроза исходит от разногласий по региональным вопросам – это может перерасти в масштабные конфликты, считают Эллисон и Саймс. В условиях шаткого перемирия на Юго-Востоке Украины США могут урегулировать конфликт только одним способом: если открыто признают геополитические противоречия.
Авторы статьи пишут, что с приходом к власти Владимира Путина Россия стала вставать с колен после перестройки и 90-х, восстанавливая статус сверхдержавы. Цены на нефть росли, ВВП за 15 лет удвоился, но и отношения с Западом пошатнулись.
Эллисон и Саймс критикуют действия США за последние десятилетия. По их мнению, во-первых, именно Вашингтон спровоцировал трагедию в Перл-Харборе, во-вторых, не поняв сути войны в Югославии, американское руководство приняло решение, разозлившее Россию и Китай. В этом же списке наивное желание установить демократию в Ираке Джорджем Бушем-младшим, несмотря на предупреждения о гибельных последствиях для страны. Позже Барак Обама поддержал Францию и Великобританию в борьбе против Муаммара Каддафи в Ливии. Страшное последствие – формирование очага исламского экстремизма, который намного опаснее режима Каддафи. Но, несмотря на это, Белый дом стремится навести «порядок» и в Сирии.
Может ли реакция США на украинские события привести к американо-русской войне? Кажется невероятным, однако ситуация в Ираке, Ливии и Сирии тоже могла казаться «невероятной», отмечают авторы. Сейчас в Вашингтоне чаще всего можно услышать такое мнение: «Россия больше не имеет влияния», а унижение Путина и речи о «российской угрозе» стали визитной карточкой Обамы.
Да, возможно, Россия уязвима сейчас, однако она несколько отличается от других пострадавших от США стран, пишут Эллисон и Саймс. Во-первых, у нее огромный ядерный потенциал, во-вторых, русские считают свою родину великой державой и просто так не сдадутся.
По мнению авторов статьи, есть три фактора, которые могли бы довести ситуацию до войны США и России. Во-первых, порядок принятия решений в РФ – Путин порой единолично решает вопросы, и это лишает его возможности учесть все риски.
Во-вторых, политическая обстановка в стране, которая толкает президента не к уступкам, а к требованиям. Население поддерживает максимально жесткую линию, именно Путин еще старается сдерживать «реваншистскую политику», чтобы она не приняла более агрессивные формы. Поэтому, подчеркивают авторы, Путин – далеко не самый радикальный лидер страны.
Усиление националистических настроений в российском обществе выглядит как лозунг «бросай вызов главному врагу». Для многих «бряцание ядерным оружием» – не просто щит, но и меч, которым можно подчинить волю других стран. Авторы статьи напоминают и о высказывании телеведущего Дмитрия Киселева о «радиоактивном пепле».
Итак, главный вопрос: продолжит ли Путин поддерживать свое прагматическое окружение, или же уступит «горячим головам»? Пока что второй вариант не сработал – об этом говорит осторожная политика на Юго-Востоке Украины. Путин еще надеется наладить отношения с Западом – по крайней мере, с Европой. Пока «прагматики» (в т.ч. министр иностранных дел Сергей Лавров) у власти, и состав правительства и администрации мало поменялся.
Однако Путин не сможет вечно поощрять как «прагматиков», так и «горячие головы». Многие советники президента убеждены, что надежды на восстановление отношений с Западом обречены на провал. Путин еще не дошел до критического момента, когда придется выбирать между выполнением западных требований и прямым участием в украинском конфликте. Если этот момент настанет, нам может не понравиться выбор президента России, подчеркивают Эллисон и Саймс.
Изменить политику России на внешней арене могут и другие факторы, продолжают они. Например, военная помощь американцев Украине. Как ни странно, поставка американского вооружения в чем-то сыграет на руку Путину: мол, убедитесь, США действительно поддерживает Киев в войне против русскоязычного населения Донбасса. Это может оправдать ответную реакцию России в официальной поддержке Юго-Востока.
В таком случае РФ превратится из слабого игрока в сильного – в военной сфере Путин намного сильнее. К тому же, из России быстрее и удобнее присылать оружие, чем из США. Именно на этих преимуществах настаивают «горячие головы», для которых решение вопросов проще проводить через войну, а не экономику.
Главными «зрителями драмы» будут европейцы, продолжают авторы статьи. Возможно, Россия сможет запугиваниями и обещаниями вбить клин между Европой и США, отменить тяжелые санкции и обеспечить себе доступ к европейскому финансовому рынку. Если РФ оторвут от SWIFT, страна скорее порвет связи с Европой, нежели пойдет на уступки. В тот же критический момент Путин может даже пойти на смену правительства на более воинственно настроенных чиновников. Такие радикальные шаги повлекут прекращение сотрудничества в международных проектах (МКС, поставки ресурсов и пр.). Может дойти до требования от Центральной Азии порвать контакты с США.
В случае российско-американской войны у Москвы нет союзников, пишут авторы. Однако изоляция продлится недолго – как минимум, Пекин в конце концов придет на помощь. У Китая личные счеты с США.
Военная сила и такие экономические рычаги, как санкции, неотъемлемы во внешней политике. Однако без стратегического планирования и искусной дипломатии они замыкаются сами на себе. Когда-то президент Кеннеди сказал: «Ядерные державы при защите собственных интересов обязаны избегать ситуаций, при которых противник вынужден выбирать между унизительным отступлением и ядерной войной». По заключению Эллисона и Саймса, этот урок следует учесть во время украинского кризиса.
Москва, Софья Метелкина
Москва. Другие новости 21.04.15
Глава ФСКН России: «спайсы» используются для «цветных революций». Ранее Виктор Иванов заявил, что смертельную «синтетику» распространяли украинцы. / Экс-следователь из Одинцова проведет 6 лет в колонии за взятку в 1,5 млн рублей. Ему придется еще и выплатить штраф в 105 млн рублей. / Признание Новороссии – «ядерная дубина» для Запада. Москва вновь имитирует намерение идти до конца в украинском кризисе. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2015, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».