Москва использует переговоры по разрешению приднестровского конфликта как средство ослабления политической системы Молдавии.
Это сопутствующая цель переговорного механизма, управляемого заместителем секретаря Совета Безопасности России Юрием Зубаковым в работе с ключевыми фигурами молдавской президентской команды.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом пишет известный американский политолог румынского происхождения Владимир Сокор в статье, опубликованной на сайте Jamestown Foundation в Вашингтоне. РИА «Новый Регион» предлагает аутентичный перевод аналитической статьи.
Специфические предложения Москвы, внесенные через этот механизм для изменения молдавской политической системы – очевидно, для облегчения приднестровского урегулирования, – противоречат молдавской конституции.
Теперь российская сторона ищет способы убедить президента Молдавии Владимира Воронина распустить парламент и изменить или пробить брешь в конституции ради урегулирования, которое в любом случае выглядит иллюзорным.
Партия коммунистов контролирует 56 мест в 101-местном парламенте. Это количество меньше двух третей, необходимых для изменения конституции. Роспуск парламента для проведения досрочных выборов также будет антиконституционным шагом.
Согласно Статье 85 Конституции, парламент может быть распущен только в случае, если ему не удастся избрать главу государства в течение трех месяцев, утвердить состав правительства в течение трех месяцев или принять законодательство в трехмесячный период. Однако сейчас ни одного из условий нет.
Чтобы обойти защитные механизмы конституции, некоторые персоны из ближнего круга советуют Воронину отправить в отставку правительство и настроить коммунистическое большинство в парламенте отказаться от утверждения нового правительства или принятия законодательства в течение трех месяцев.
Тогда президент должен будет распустить парламент и позаботиться об избрании более послушного законодательного органа. Почти уже соблазненному на это президенту порой кажется, что пойти по этому пути – вопрос политической воли и проверки сил для его команды, в то время как президентские юристы должны найти приемлемую формулу приближения досрочных выборов.
Предложения Москвы противоречат также молдавскому закону о гражданстве, которое не позволяет гражданам другого государства избираться в парламент или работать в правительстве.
Назначенцы Тирасполя на эти посты почти наверняка окажутся гражданами России, и их лояльность будет направлена на эту страну, а не на Молдавию. Избрание или назначение таких лиц в Кишиневе может превратить и без того слабую Молдавию в нефункционирующее государство.
В любом случае команда Воронина торопится, стремясь урегулировать приднестровский вопрос в этом году с согласия Москвы. Команде кажется, что у нее недостаточно времени (не считая отсчета времени для парламента – очевидно, автор имеет в виду период в три месяца, необходимый для подготовки роспуска парламента – РИА «НР») для какого бы то ни было далеко идущего пересмотра конституции и соответствующих законов.
Президент и его команда полагают, что только Путин может обеспечить Молдавии урегулирование, хоть и несовершенное, в течение ближайших нескольких месяцев, пока президентская кампания в России не войдет в основную стадию.
Зубаков и другие подводят их к мысли о том, что Путин жаждет лавров международного миротворца после ухода из президентского кабинета и что он будет милостив к Молдавии в плане урегулирования, если Молдавия облегчит ему такой уход.
Молдавия ведет переговоры под разными видами прессинга, некоторые из них порождены Россией, другие появились сами. Москва и Тирасполь сопротивляются переговорам по Приднестровью.
Политически мотивированный запрет на импорт в Россию (вина и сельхозпродукции – РИА «НР») привел Молдавию на грань экономического спада, в то время как неспособность Молдавии к привлечению инвестиций и к диверсификации рынков сбыта усугубляет действие российского эмбарго.
Президенту и Партии коммунистов очень нужно прийти с какими-нибудь достижениями к начинающейся в следующем году парламентской избирательной кампании.
Воронин все больше озабочен тем, как объединить его родное Приднестровье (президент Молдавии родился в 1941 году в Дубоссарском районе Приднестровья – РИА «НР») с остальной Молдавией за оставшееся время его срока (арифметически два года, но на практике, разумеется, меньше – Прим. автора – РИА «НР»).
Официальные лица в Молдавии чувствуют – и не всегда небезосновательно, – что помощь Запада не совсем эффективна в вопросе достижения этой цели в ближайшей и среднесрочной перспективе. Таким образом, некоторые официальные лица прибегают к традиционному рефлекторному действию: решение вопросов с Кремлем.
Это рефлекс, от которого те самые официальные фигуры, казалось, излечились в период опьяняющих надежд в 2004-2006 годах. Это заставляет их взывать к доброй воле Путина и тем самым увязывать их надежды с календарем президентской предвыборной кампании в России.
Таким образом, Воронин, кажется, очень хочет достичь двустороннего соглашения с Кремлем, имея в распоряжении меньше двух лет своего последнего президентского мандата. Он беспокоится о своем месте в истории страны, если ему не удастся эффективно решить основные проблемы страны – глубокую нищету и приднестровский конфликт – к концу своего 8-летнего президентства.
Тем самым, он, похоже, искушен шансом сделать ставку на Путина для иллюзорных решений по обоим пунктам.
Ссылка по теме:
Президента Молдавии заставляют принять российский план приднестровского урегулирования >>>
Вашингтон – Москва – Кишинев, Эрнест Варданян
Вашингтон – Москва – Кишинев. Другие новости 17.04.07
Рыбницкий насосный завод планирует увеличить объем производства. / Доклад Госдепартамента, статья Березовского и «Марш несогласных» – звенья одной цепи. / Президента Молдавии заставляют принять российский план приднестровского урегулирования. Читать дальше
© 2007, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».