Урегулирование в Приднестровье – плохая новость для Молдавии и Запада. Последствия урегулирования могут оказаться пагубными, но сделка по самому трудному территориальному спору в самой бедной стране Европы все же слишком соблазнительна.
Об этом в статье «Потепление на реке» пишет политический обозреватель авторитетнейшего британского еженедельного журнала The Economist Эдвард Лукас. «Новый Регион» предлагает аутентичный перевод аналитической статьи.
Молдавия, зажатая между Украиной и Румынией, была разделена еще со времен кратковременной гражданской войны в 1992 году. Ее промышленная часть – полоска земли к востоку от реки Днестр – поддерживает свою непризнанную независимость, поддерживаемую дешевым российским газом и ее «миротворческим» (кавычки автора – РИА «НР») контингентом».
Приднестровье называют черной дырой. Оно производит оружие, от дешевых пистолетов-пулеметов (другой вариант перевода – автоматов – РИА «НР») до высокотехнологичных комплектующих к ракетам. Покупатели неизвестны.
У него также выгодно «пористые» границы: одна простая афера по контрабандному провозу американской курятины на защищенный внутренний рынок Украины и обратно приносит около 700 евро (950 долларов) за тонну.
Предыдущие попытки осуществления сделки по урегулированию ни к чему не привели. У приднестровских лидеров тесные связи с бизнес-ориентированными кругами на Украине, в России и даже в самой Молдавии.
А Россия не желает отказываться от этого обломка своей бывшей империи. В прошлом году она ввела карательное эмбарго на молдавские вина. Но теперь Молдавия меняет свою позицию. На прошлой неделе президент Владимир Воронин представил новый подход, который устраивает Кремль, но ужасает друзей Молдавии на Западе.
В заявлении, которое она должна будет подписать совместно с приднестровским лидером Игорем Смирновым, Молдавия впервые признает правительство и руководство Приднестровья в качестве легитимных фигур.
Избиратели на обоих берегах выберут новый молдавский парламент. Приднестровье сохранит свой Верховный Совет и будет иметь в национальном правительстве заместителей министров. К 2009 году российские войска будут заменены невооруженными международными наблюдателями.
Американские и европейские дипломаты узнали обо всем этом только тогда, когда Владимир Сокор, аналитик, работающий в Мюнхене, опубликовал на прошлой неделе утечку. Теперь официальные лица в Вашингтоне и Брюсселе срочно проясняют ситуацию.
Они надеются, что это идея, а не реальный план, но опасаются худшего. Даже не обремененная Приднестровьем, молдавская экономика выглядит не блестяще. Из 4,4 млн. населения, по меньшей мере, 400 тысяч эмигрировали, страна выживает за счет их денежных переводов. «Вливание» приднестровской политики только усилит все темные силы молдавской общественной жизни.
А где гарантия, что сделка «выгорит»? «Россия намерена принять соглашения как основу не для реализации, а для дальнейших переговоров», – с раздражением говорит официальный источник. Кремль дважды игнорировал предыдущие крайние сроки вывода войск. Полагаем, в течение года он найдет неотложные причины, чтобы задержаться тут.
Третий вопрос касается приднестровского КГБ (так по тексту – РИА «НР»). Тесно связанный с Москвой, он управляется Владимиром Антюфеевым, который был вовлечен в провалившуюся попытку удушения демократии в странах Прибалтики в 1990 году.
Многие полагают, что именно он, а не господин Смирнов, распоряжается всем. Молдавский министр по Приднестровью (министр реинтеграции Молдавии – РИА «НР») Василий Шова настаивает на том, что господин Антюфеев и его соратники должны уехать. Уедут ли?
Но самая большая головоломка – это сроки. Возможно, российский президент Владимир Путин убедил господина Воронина, наивного бывшего пекаря, что для заключения сделки настало самое удобное время.
Россия, возможно, захотела быстрого успеха, контрастирующего с прениями в ООН по будущему Косово, провинции, желающей отделиться от Сербии. Однако, если Кремль в такой спешке, почему именно Молдавия должна идти на уступки?
Преодолеть эти разногласия мог бы одержать клановый капитализм. Бизнес главного молдавского политика связан с продажей металлолома на металлургический завод в Приднестровье. Сын другого владеет сетью ресторанов фаст-фуда в столице сепаратистов – Тирасполе.
Теоретически финансы Запада могли бы перевесить привлекательность Востока: иностранные доноры обещали дать Молдавии в течение следующих трех лет более 1,2 млрд. долларов. Но это во многом зависит от реформ, которые не желает провести апатичная и коррумпированная администрация.
Непосвященным кругам будет трудно заблокировать сделку, они могут даже и не утруждать себя этим. Если же они попытаются, их могут назвать разрушителями, при условии, что обе стороны хотят этого (очевидно, сделки – РИА «НР»). Однако план господина Воронина означает, что Россия на этот раз обыграла Запад.
Кто же следующий?
Ссылки по теме:
Президента Молдавии заставляют принять российский план приднестровского урегулирования >>>
Москва пытается убедить президента Молдавии распустить парламент >>>
Лондон – Москва – Кишинев, Эрнест Варданян
Лондон – Москва – Кишинев. Другие новости 20.04.07
В Севастополе началась запись добровольцев против марша СС в Киеве. / Политический кризис в Румынии начался с распада правящей коалиции. / Независимость Косово – прямой путь к «Великой Албании». Читать дальше
© 2007, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».