Создание Еврорегиона «Днестр» не угрожает Москве – эксперт российского Института Европы
Проект ЕС по созданию Еврорегиона «Днестр» закономерен и не угрожает интересам России, заявил в эксклюзивном интервью «Новому Региону» заведующий отделом европейской безопасности Института Европы Российской Академии Наук, кандидат экономических наук Дмитрий Данилов, комментируя проект.
«С точки зрения региональных интересов, это вполне закономерный процесс, поскольку, если существующие кооперационные связи, ограниченные неблагоприятными политическими факторами, не развиваются, это, в конечном счете, наносит урон всем сторонам», – отметил он.
По мнению эксперта, если не поддерживать развитие экономических и социальных интересов, они в любом случае будут пробивать себе дорогу и войдут в противоречие с политическими процессами.
«Поэтому с этой точки зрения процесс создания Еврорегиона весьма позитивен, я бы рассматривал это как создание благоприятных политических условий для нормального социально-экономического развития», – говорит Данилов.
Он полагает, что, с точки зрения официальной российской политики, в создании нового Еврорегиона нет ничего плохого. Наоборот, это даже полезно, поскольку Россия в вопросе замороженных конфликтов, особенно на Днестре, по-прежнему убеждена, что сторонам нужно договариваться между собой.
«В данном случае, когда стороны договариваются между собой, – это кирпичик в политический процесс», – отмечает он. Данилов также не считает внедрение нового проекта опасным для интересов Москвы.
«Я сомневаюсь, что речь идет о выдавливании российских экономических интересов из региона. Там, где они есть, их очень сложно выдавить, а там где их нет, Россия пока не готова «отвоевывать» территории такими мелкими шажками. Она всегда мыслила категориями более крупных проектов», – полагает Данилов.
Цель же самой Европы в создании Еврорегиона, считает ученый, состоит в том, что «она поняла простые вещи: европейская политика добрососедства не приносит должных результатов во многом потому, что не учитывает специфику государств-партнеров и особенно государств – ближайших соседей ЕС на постсоветском пространстве – Молдавии, Украины и Белоруссии».
По мнению Данилова, изменение адресной Восточной политики ЕС и усиление внимания в отношении собственно Молдавии заставляет Брюссель предпринимать шаги в этом направлении «по всей линии фронта, используя все рычаги и возможности».
«В данном случае создание такого Еврорегиона – это попытка ЕС усилить влияние, вести региональную интеграцию под своей эгидой и в то же время не обострять отношения с другими региональными игроками, прежде всего, с Россией», – говорит Данилов.
«ЕС начал понимать, что Молдавия – та самая позитивная площадка, на которой в будущем можно отрабатывать варианты урегулирования замороженных конфликтов и полноценного сотрудничества, в том числе по линии Россия-ЕС. Поэтому внимание Брюсселя к Кишиневу и приднестровскому урегулированию в последнее время возрастает», – заключил собеседник агентства.
Еврорегион – форма международной интеграции, подразумевающая сотрудничество нескольких приграничных территориальных образований, расположенных в соседних государствах Европы. Создание Еврорегиона призвано устранить таможенные барьеры и препятствия для передвижения рабочей силы. В настоящее время существует более ста Еврорегионов, в некоторых из них участвует и Россия. Например, в Еврорегион «Днепр» входят Брянская область РФ, Гомельская область Белоруссии и Черниговская область Украины.
Тирасполь – Москва, Дмитрий Матвеев
© 2009, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».