Постоянный Представитель Российской Федерации Алексей Бородавкин в ходе заседания Постоянного совета ОБСЕ в Вене заявил, что Россия не согласна с тем, что запланированный на 17 сентября 2006 года референдум в Приднестровье некоторыми партнерами РФ рассматривается как «провокационный» и «несерьезный». По его словам, «эти характеристики в большей степени касаются ошибочной молдавской тактики ультиматумов, игнорирования и отказа от ранее достигнутых и принятых сторонами договоренностей и конструктивных заделов в переговорном процессе».
РИА «Новый Регион» приводит полный текст выступления Алексея Бородавкина со ссылкой на департамент информации и печати МИД РФ:
«Хотелось бы изложить нашу точку зрения на принятое Верховным Советом Приднестровья решение о назначении на 17 сентября 2006 года. референдума «о взаимоотношениях Приднестровья с Российской Федерацией и Молдавией».
Полагаем, что это решение приднестровских властей необходимо рассматривать в общем политическом контексте поступательного нагнетания ситуации в регионе в результате оказания давления на Тирасполь. За точку отсчета приходится брать срыв в ноябре 2003 года – не по нашей вине – подписания Меморандума об основных принципах государственного устройства объединенного государства – Республики Молдова и Приднестровья, который был предложен именно Россией. Речь шла о парафированной сторонами рамочной договоренности о принципах объединенного государства, которую предстояло конкретизировать в форме конституции. Суть и главная ценность этого документа в том, что стороны были подведены к осознанию собственной ответственности за объединение страны.
Развитие в последующий период продемонстрировало тотальное нежелание ряда государств-участников ОБСЕ отрешиться от искаженного образа Приднестровья как «черной дыры», генерирующей тоталитаризм, коррупцию, контрабанду и так .далее. Этим обосновывался и обосновывается перевод процесса урегулирования проблемы из плоскости внутриполитического диалога равноправных сторон – Кишинева и Тирасполя – в международную при изоляции действующей приднестровской администрации.
Апофеозом стало принятие молдавским парламентом в июле 2005 года «Закона об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра», которым все урегулирование было сведено к распространению юрисдикции Кишинева на «населенные пункты левобережья Днестра». Под откос были пущены все идеи урегулирования, в том числе украинский план и известные наработки ОБСЕ, которые с самого начала определялись пониманием невозможности успешного управления Приднестровьем в рамках централизованного унитарного государства.
Нами с самого начала выражалась озабоченность по поводу тактики замены приоритетов в переговорном процессе с задач выработки сторонами особого статуса региона на необходимость слома статус-кво, которым, мол, приднестровцы пользуются «ради продления выгодной им ситуации».
С целью «размораживания» конфликта – а это именно «размораживание», а отнюдь не урегулирование – были предприняты шаги, подрывающие основополагающие договоренности «Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в приднестровском регионе республики Молдова» (1992 г.) и «Меморандума об основах нормализации отношений между республикой Молдова и Приднестровьем» (1997 г.). Имеется в виду решение Киева и Кишинева об ужесточении режима выхода приднестровских предприятий на внешние рынки, спровоцировавшее новый виток конфронтации в регионе.
В данной ситуации Россия продолжала ответственно исполнять роль посредника и в ходе консультаций посредников и наблюдателей 24 мая 2006 года. предложила выработать устойчивый международно-правовой механизм реализации права Приднестровья на свободную внешнеэкономическую деятельность в рамках единого экономического пространства Молдавии. Как известно, эти предложения российских посредников молдавская сторона оставила без ответа. Сам же Кишинев не стремится к разрешению широкого спектра накопившихся практических проблем, в решении которых молдавская сторона могла бы продемонстрировать свой «европейский дух», например, возобновление нормального транзитного железнодорожного и автомобильного сообщения, облегчение решения гуманитарных проблем населения Приднестровья, и так далее.
К общему фону, настраивающему население и руководство Приднестровья на восприятие происходящего вокруг переговоров как попытки давления, добавляются все новые факторы: появление заявлений высшего руководства Румынии о целесообразности объединения Румынии и Молдовы, объявленные планы проведения 11-29 сентября 20006 года на территории Молдавии учений НАТО «Совместная дуга», постоянно звучащие, в том числе со стороны Действующего председателя ОБСЕ, заявления о необходимости замены действующей миротворческой операции на «международную».
Мы не согласны с тем, что запланированный на 17 сентября 2006 года. референдум некоторыми нашими партнерами рассматривается как «провокационный» и «несерьезный». На наш взгляд, эти характеристики в большей степени касаются ошибочной молдавской тактики ультиматумов, игнорирования и отказа от ранее достигнутых и принятых сторонами договоренностей и конструктивных заделов в переговорном процессе. Приднестровье ни решением о референдуме, ни фактом его проведения и результатами ответов населения на утвержденные вопросы не ставит себя вне переговорного процесса.
По большому счету, новая постановка приднестровцами вопроса о перспективах своих отношений с Молдавией – не что иное, как реакция на все, что происходило под знаком дискредитации переговорного процесса и действующих механизмов обеспечения безопасности в регионе. Если ПМР, будучи непризнанным субъектом международного права, но равноправной стороной переговорного процесса, вынуждена действовать таким образом, чтобы «докричаться до международного сообщества», эту форму народного волеизъявления придется замечать и уважать».
Вена, Австрия. Другие новости 20.07.06
Семьи погибших и пострадавшие во время взрыва маршрутного такси в Тирасполе получили дополнительную помощь из благотворительного фонда. / Жители Молдовы не одобряют политический курс страны – итоги опроса. / Приднестровская столица может остаться без электротранспорта. Читать дальше
© 2006, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».