Прошло 20 лет со дня исчезновения советских журналистов в Югославии
Скорбная дата для отечественной журналистики: 20 лет назад в ходе сербохорватской войны пропала без вести съемочная группа Гостелерадио СССР. Виктор Ногин (на фото) и Геннадий Куринной не вернулись из командировки. В отличие от многих, они работали по обе стороны фронта, стараясь беспристрастно рассказать обо всем, что происходило на Балканах, передают «Вести».
Съемки 1 сентября1991 года. Белград. Виктор Ногин и Геннадий Куринной провожают детей на занятия. Это последний раз, когда родные видят журналистов. Через час они уедут в Хорватию, на войну. Виктор Ногин тогда пообещал жене: «Я тебе обязательно позвоню из Загреба». Он не позвонил больше никогда.
1 сентября машина с репортерами попала в засаду неподалеку от хорватского села Костайница. Журналисты сняли там материал и ехали на сербскую сторону. Сербские полицейские якобы и расстреляли машину, приняв репортеров за хорватских шпионов. Впрочем, это только версия человека, который называл себя свидетелем расстрела. Якобы приказ на уничтожение журналистов отдал Ранко Бороевич, командир сербского спецотряда. Но его спросить о чем-либо невозможно – он сам был убит во время войны.
Покореженный остов машины Ногина и Куринного потом нашли в реке. Там даже были останки трех человек, но журналистам они не принадлежали. Загадка. Следователи прокуратуры России тоже выезжали на место. Расследование результатов, конечно, не принесло. Кассету с последним отснятым материалом вроде бы нашли в машине и изъяли российские следователи, но где она сейчас – неизвестно.
Вообще югославская война стала, пожалуй, первой, где целенаправленно стали убивать журналистов. Всего на Балканах погибли более 50 человек. Апофеозом этого циничного отстрела стала бомбежка натовскими самолетами Белградского телецентра в 99-м, когда были убиты 16 сотрудников югославского телевидения. Им потом поставили памятник.
Единственный памятник Виктору Ногину и Геннадию Куринному открыт не в России, а в Хорватии, причем хорватскими ополченцами. Куринной и Ногин у нас до сих пор погибшими официально не признаны. Было бы правильно и честно сделать хотя бы профессиональную премию для журналистов, работающих в горячих точках, имени Ногина и Куринного, ведь они были первыми российскими по-настоящему фронтовыми журналистами и первыми, кто не вернулся с войны, напоминают «Вести».
Москва – Загреб, Ксения Самойлова
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».