«Эра путинизма в России подходит к концу», – пишет газета Süddeutsche Zeitung (здесь и далее перевод Инопресса.ру). «Это не первая избирательная кампания Путина, но он впервые вынужден по-настоящему бороться, – отмечает издание. – Путин пытается помириться с собственным народом, от которого в последнее время отдалялся все больше и больше. 12 лет подряд Путин как никто другой воплощает власть в России. Теперь он одновременно должен стать лидером оппозиции».
«Премьер, который снова хочет стать президентом, за долгую эру своего правления создал своеобразную политическую империю, построенную на контроле Москвы», – говорится в статье. Важные друзья премьера возглавляют ключевые предприятия, губернаторы в регионах до сих пор проходили тщательный отбор, главные СМИ находятся под влиянием государства, партии и суды постоянно чувствуют оковы власти. «Так что, когда Михаил Горбачев упрекает Путина в том, что он не может и не хочет реформировать политическую систему, он не ошибается: Путин не заинтересован в утрате власти».
Российское общество проснулось, и Путину нужно на это реагировать. Фундамент, на котором выстроена эта власть, подвергается эрозии, Путин утратил славу национального лидера. «Сопротивление добралось до центра властной структуры», – пишет автор, приводя в пример бывшего министра финансов Алексея Кудрина. «Для Путина эта тенденция опасна. Его система держится на том, что обязательства верности действуют, а его слово неопровержимо как во внутренней, так и во внешней политике», – комментирует он.
«Авторитарным системам в сложные с экономической точки зрения времена приходится тяжело, – признает автор. – Репрессивная Белоруссия пытается погасить недовольство с помощью российских денег. В Казахстане при подавлении волнений нефтяников погибли люди. И в России дух противоречия тоже выпущен из бутылки».
Британская газета The Sunday Times, упоминая о массовых митингах в Москве, пишет, что «в воздухе запахло мятежом». «Пожалуй, впервые в тяжелой новейшей истории страны люди, не являющиеся ни политическими диссидентами, ни активистами-правозащитниками, поднялись в атаку на коррумпированное и авторитарное государство», – говорится в статье.
Это явление «невозможно остановить, подавить или задушить – это же ветер перемен», сказал в интервью автору 32-летний Петр Шкуматов. Этот специалист по Интернет-маркетингу никогда не думал, что будет заниматься политикой, однако в 2010 году его сбила на переходе машина с мигалкой, проскочившая на красный свет, и «все мое мировоззрение за 30 секунд изменилось», вспоминает Шкуматов.
Он стал одним из лидеров «Общества синих ведерок», которое требует отобрать мигалки у чиновников. «Я вношу вклад в попытки сделать мою страну более цивилизованной», – поясняет он. «Синие ведерки» – типичный пример одного из молодых российских общественных движений, считает газета: «их трудно задушить, так как они аморфны и базируются почти исключительно в Интернете, часто действуют без офиса, который власти могли бы закрыть».
Теперь они нашли себе нового героя – Алексея Навального. «Шкуматов с горящими глазами говорит мне, нисколько не сомневаясь, что через три года президентом страны будет Навальный, а не Путин. На мой взгляд, это чистые фантазии, но они отражают глубокое влияние Навального на его сотоварищей – Интернет-пользователей», – пишет издание.
Автор встретился с Навальным в офисе сайта «РосПил». «Ему всего 35 лет, и он чрезвычайно уверен в себе», – свидетельствует журналист. «Я человек не особенно агрессивный, но этих коррумпированных чиновников надо посадить в тюрьму, эту гнилую систему разрушить. Если единственный способ – штурм Кремля, пусть будет так», – сказал Навальный.
Он «пламенный националист, и его жесткая антииммиграционная позиция тревожит многих российских демократов», говорится в статье. Так, Навальный снялся в ролике с призывами смягчить законы о хранении оружия, «в котором сравнил смуглых кавказских террористов с тараканами». Когда автор статьи спросил его об этом видео, Навальный категорично заявил, что ролик снимался как юмористический и ничуть не направлен против «небелых нерусских». В России много националистов, нельзя делать вид, будто их не существует, заявил Навальный.
«Столь спорные взгляды могут быть популярны в России, где слыть демократом равносильно политическому самоубийству, поскольку у миллионов избирателей это слово ассоциируется с хаосом и нищетой после распада СССР», – пишет автор, упоминая слово dermokratia.
На взгляд автора, теперь существуют две России – «дезинфицированная», какую показывают в новостях государственного телевидения, и мрачная – из интернета, где новости не цензурируются. Телевизор предопределяет взгляды старшего поколения, интернет – молодежи. Если большинство граждан начнет черпать новости из Сети, произойдет «сейсмический сдвиг».
«Заря гражданского самосознания обратила в свою веру некоторых людей, от которых этого не ожидали, в том числе Ксению Собчак, самую известную светскую львицу России», – пишет автор, обращая внимание, что Ксения – дочь Анатолия Собчака, о котором Путин говорит с нежностью.
В то же самое время автор полагает, что о «славянской революции», будь то революция на улицах или в коридорах власти, говорить преждевременно: «Настоящие, глубокие перемены произойдут лишь после смены одного-двух поколений, Россия во многом остается сильно измученной, мрачной и жестокой страной». И все же Собчак уверена, что стремление к справедливому обществу – не мимолетная мода, а «начало новой perestroika», сообщает автор.
Михаил Ходорковский сидит в тюрьме уже 9 лет. Но что если это часть грандиозного плана, цель которого – отстранениие Путина от власти? Эта мысль напрашивается после нового документального фильма – картины Кирилла Туши «Ходорковский», утверждает американский журнал The Times Magazine.
Теперь «каждое его слово из-за решетки изучается почти так же вдумчиво, как слова Солженицына полвека назад», отмечает автор. Ходорковский, как и Путин, «безгранично амбициозен». Как и Путин, он имеет свою концепцию будущего страны, а именно: либеральную, прозападную и демократическую, считает автор.
Ходорковский все еще богат: он оплачивает услуги «небольшой армии» юристов, его сын в 2009 году устроил свою свадьбу во французском замке с 365 окнами. Почему с самого начала он не воспользовался своими деньгами, несмотря на предостережения об аресте, дабы смягчить последствия ссоры с Путиным? – задается вопросом автор.
«Некоторые полагают, что, если бы Ходорковского освободили завтра, он быстро стал бы фактическим лидером оппозиции. Самый видный соперник Путина за президентский пост Михаил Прохоров взял за обыкновение обещать свободу Ходорковскому под аплодисменты на встречах с избирателями, говорится в статье. Неплохо для Ходорковского, который слыл бароном-разбойником и в глазах большинства наказан по заслугам.
В 2003 году несколько месяцев Ходорковский атаковал Путина, словно бы стараясь спровоцировать разрыв отношений, рассказывает автор. Когда на публичной встрече с олигархами Путин призвал их помочь восстановлению страны, Ходорковский заявил, что прогресс невозможен, пока Путин не обуздает коррупцию. Путин ответил угрозами. Платон Лебедев был арестован, затем Ходорковского известили через посредников, что он следующий на очереди, если не продаст бизнес или не покинет страну.
Почему Путин ополчился на Ходорковского? Только из-за его поведения на встрече в апреле 2003-го? Из-за независимого плана ЮКОСа проложить газопровод в Китай? На прошлой неделе автор статьи задал тот же вопрос Александру Темерко, преемнику Ходорковского во главе ЮКОСа, пишет автор.
«Толчком была сделка с американцами», – заявил Темерко. Если бы Ходорковский продал американской компании долю в ЮКОСе, вырученные деньги были бы «чистыми как слеза ребенка», по выражению Темерко, это было бы признание гиганта Уолл-стрит, что россиянин «создал великую компанию по американской модели» и стал его партнером на равных. «Ну, почти на равных», – уточнил Темерко.
За 51% ЮКОСа было бы выплачено 40 млрд «чистых» американских денег. «И эти деньги Ходорковский собирался использовать против путинского режима, не на откаты, но на свою борьбу с коррупцией, за открытое общество», – сказал Темерко.
По словам Леонида Невзлина, Ходорковскому заявили: если он продаст свою компанию «Роснефти», то сможет сохранить «пару миллионов долларов» и свободу. Когда Туши спросил Ходорковского, почему он отверг это предложение, тот ответил: «Я полагал, что должен отстаивать свою правду и свои идеи в суде, имел наивные представления о правосудии».
Ходорковский – «заложник лично Путина», считает Темерко. Если Путин будет президентом еще два срока, Ходорковский отсидит еще 12 лет. «Но, судя по последним месяцам, фундамент власти Путина может рухнуть задолго до 2014 года, и в таком случае человек, у которого хватило дерзости читать Путину нотации о коррупции, окажется в состоянии занять его место», – заключает автор.
«Путин готов идти на уступки, но не отказываться от контроля», полагает испанская газета El País. В стремлении вернуть себе пост президента с убедительным преимуществом он удивляет соотечественников новыми идеями и корректировкой курса, пишет московский собкор издания Пилар Бонет.
Фаворит президентской гонки, похоже, готов на политическую либерализацию, подразумевающую возвращение выборов губернаторов, упрощение процедуры регистрации партий и участия в выборах, а также введение смешанной системы выборов в парламент. В порыве популизма Путин выражает также готовность пересмотреть два непопулярных нововведения: продление новогодних каникул и переход на летнее время, отмечает издание.
Опять же в порыве популизма Путин пытается слиться с «рабочим классом» и простыми людьми и создает Общенародный фронт. В своей экономической программе Путин называет итоги приватизации и залоговых аукционов 90-х «нечестными» и призывает бизнес-сообщество подумать о «компенсации» обществу.
«Однако уступкам есть предел. Путин заявил, что в России нет политзаключенных, в тот момент, когда объединенная оппозиция направила в Кремль список из почти сорока имен, которые, по мнению левых, либералов и националистов, сидят в тюрьме по политическим мотивам. Один из этого списка – Михаил Ходорковский», – пишет в заключение издание.
Мюнхен – Лондон – Нью-Йорк – Мадрид, Ксения Самойлова
Мюнхен – Лондон – Нью-Йорк – Мадрид. Другие новости 13.02.12
Руководитель «Моссад» обсуждал в США иранский вопрос. / Посольство Франции пока не подтверждает высылку писательницы из России. / Взрыв у израильского посольства в Дели – Иерусалим обвиняет Тегеран. Предотвращена попытка второго взрыва. Читать дальше
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».