Идеолог цветных революций Джин Шарп: «Мир позаимствовал эту идею у русских!» «Некоторые видят дьявола даже за добрыми делами»
Разработчик методик ненасильственных форм сопротивления власти, довольно успешно применяемых уже два десятилетия во многих странах мира, американский историк и политолог Джин Шарп отрицает свою причастность к оппозиционным настроениям, охватившим Россию с конца 2011 года. Шарп, заслуженно носящий титул «идеолога оранжевых революций», говорит, что сам учился именно у русских, и просит россиян не забывать «славных страниц истории борьбы с царизмом и сталинизмом».
Говорить о том, что ненасильственная борьба – американский продукт, импортируемый в другие страны, по мнению Шарпа, просто неправильно. «А для русских это просто непатриотично. Великая история ненасильственного сопротивления в России, против царизма и сталинизма, очень впечатляет. Я очень многому научился у русских», – заявил Шарп в интервью русской службе BBС, на которую ссылается Newsru.com.
Подавляющее большинство россиян, отметим, не верит в то, что акции протеста в стране режиссируются из-за рубежа. По данным опроса исследовательского холдинга «Ромир», в иностранных организаторов массовых акций «За честные выборы» верят лишь 9% респондентов. О митингах протестов, прокатившихся по стране за последние месяцы, знает 80% опрошенных. Каждый третий (33%) одобряет проведение этих акций, но принимали участие в них лишь 5% респондентов. 27% граждан относятся к этим акциям негативно. 30% заявляют, что им все равно, приводит цифры «Интерфакс».
В Оксфорде, где он защитил диссертацию по политологии, Шарп изучал Февральскую революцию, а также труды Ганди, в которых он ссылается на «русские методы борьбы с тиранией». «Если русские отказываются от своей истории и говорят, что (ненасильственная борьба) является американским методом, – это очень плохо», – говорит политолог.
Он не отрицает, что некоторые связи с правительством США у него имеются, однако работает «революционер-теоретик» независимо и особой любви, по его словам, к Америке не испытывает. «Американское правительство делало много ужасных вещей, в том числе насаждало своих людей, свергая демократические правительства... США – никоим образом не ангел. Но есть некоторые люди, которые видят дьявола даже за добрыми делами», – говорит Шарп.
Американского дьявола за добрыми делами Шарпа пытался разглядеть бывший первый замглавы кремлевской администрации, а ныне – заместитель главы правительства Владислав Сурков. Недавно он заявил, что внесистемная оппозиция и ее сторонники, устраивающие акции протеста в Москве и других городах, «действуют буквально по книжкам Шарпа». От чего Суркову становится скучно, и он посоветовал организаторам «немного отклониться от инструкции, пофантазировать».
О «книжках Шарпа» мир узнал в начале 1990-х годов. Самый знаменитый текст политолога создавался специально для Бирмы, в конце 1980-х годов охваченной протестными настроениями, на почве которых даже название страны изменили – на Мьянму. Тогда, чтобы поддержать демократические порывы бирманцев во главе с лидером «Демократической лиги» Аун Сан Су Чжи, и был написан известный труд Шарпа «От диктатуры к демократии».
Постепенно список революционных трудов американского политолога пополнялся новыми «руководствами пользователя», которые параллельно переводились на все новые языки. На сегодняшний день «От диктатуры книга к демократии» переведена более чем на 40 языков, среди которых есть и русский, а также ряд других славянских языков. Например, есть перевод на сербcкий – книга Шарпа, как считается, была настольной для косовских активистов второй половины 1990-х годов.
Джин Шарп говорит, что в 2000 году победил народ Сербии, а в 2004 году – народ Украины. По его словам, его роль в украинских событиях была совсем незначительной, хотя Шарп и признает, что поддерживал контакт с «оранжевыми».
«Они где-то нашли копию «От диктатуры к демократии». Как, я не знаю. Эту работу перевели, но их организация была настолько бедна, что не было денег опубликовать перевод. Они прислали нам по электронной почте: помогите немного деньгами. Мы послали им, кажется, шесть тысяч долларов», – говорит Шарп и уверяет, что это был единственный случай прямого контакта с украинской оппозицией. Хотя по другим данным, он и его помощники обучали лидеров украинского движения «Пора!», а также глав белорусского «Зубра», грузинской «Кмара», киргизского «КелКел», если говорить о постсоветском пространстве.
Впрочем, есть конкретные события, которыми ученый гордится: например, борьба за независимость трех балтийских республик в 1990-1991 годах, когда Шарп был в Прибалтике и консультировал лидеров движения за независимость: «Да, это правда. И я возьму вину за это, потому что считаю это большим достижением».
Сейчас Шарп руководит основанным им же Институтом имени Альберта Эйнштейна. Штатных сотрудников – единицы: сейчас трое, в лучшие годы там работали 11 человек. Зато постоянно появляются энтузиасты, готовые переводить и адаптировать производимые институтом тексты на другие языки и тем самым нести сакральное знание в еще не тронутые демократией уголки планеты.
Так же просто и схематично устроены и методики основателя института. Шарп собрал и подробно описал почти две сотни методов ненасильственной борьбы, а также некоторые варианты их взаимодействия. Жесткой инструкции нет – методы могут быть использованы в любой комбинации в любой стране.
В основе метода лежит принцип, что власть всегда неоднородна, так как состоит из людей. К тому же сила любой власти основана на послушании народа распоряжениям правящих лидеров, а значит, если народ не подчиняется, лидеры автоматически теряют власть. Так что суть методик Шарпа сводится к тому, чтобы найти слабые точки режима. Иными словами, ухудшить то, что уже «не очень», и привлечь к этому всеобщее внимание.
Смена власти должна проходить в 3 этапа. Первый: акции протеста, распространение выражения «нелегитимность власти». Задача – проверить реакцию власти, сформировать локальные протестные группы в антиправительственное движение, определить мобилизационный протестный потенциал общества.
Второй этап: дискредитация силовых структур и государственного аппарата, агитация к саботажу и вредительству.
Третий этап: непосредственное свержение власти. Правда, в книге не написано, как именно это должно происходить и кому следует брать на себя эту работу.
«Распространенной ошибкой прошлых кампаний политического неповиновения являлась ставка всего на один или два метода, например, забастовки и массовые демонстрации. На деле же существует множество методов, позволяющих стратегам сопротивления по мере необходимости концентрировать борьбу или распылять ее», – говорится в книге Шарпа.
Один из основных постулатов его методики – сопротивление должно быть ненасильственным. «Выбирать ненасильственные действия имеет смысл не просто потому, что это хорошо или приятно, а потому что это более эффективно», – говорит Шарп. При этом он не верит в потенциал переговоров демократической оппозиции с властью: «Все переговоры определяются тем, у какой стороны под столом припрятана больше дубина».
Среди других работ Шарпа: «Самоосвобождение», «Реальные альтернативы» и другие, в том числе множество исторических очерков о революционных процессах в разных странах. Также «научные труды по революции» пишут коллеги Шарпа по Институту Эйнштейна.
Методы ненасильственного сопротивления Шарп разбивает на несколько групп, каждая из которых разделена на небольшие подгруппы. Группы следующие: отказ от социального сотрудничества, отказ от политического сотрудничества, отказ от экономического сотрудничества, ненасильственные протест и убеждение, ненасильственное вмешательство. В первую группу входят 54 метода, среди которых: митинги, карикатуры и лозунги, автоколонны, марши, пикетирование, сатирические награждения.
Ко второй группе методов относятся следующие: студенческие забастовки, общественное неповиновение, эмиграция и другие.
Методы отказа от экономического сотрудничества делятся на две подгруппы: экономические бойкоты и забастовки, каждая из которых объединяет многочисленные виды забастовок и трудового саботажа.
К методам отказа от политического сотрудничества относятся: бойкоты правительственных и прочих государственных учреждений, неповиновение «несправедливым» законам, отказ от судебного сотрудничества и многое другое. А также, что примечательно, – уклонение от службы в армии, побеги и изготовление поддельных документов и тому подобное.
Ненасильственным вмешательством Шарп называет, к примеру, голодовку, демонстративный суицид, сидение и стояние как формы протестных акций, блокирование дорог. Подытоживают список Шарпа ряд методов, направленных на создание «нового государства в государстве»: создание альтернативных экономических институтов и рынков, транспортной системы, провозглашение власти параллельного правительства. Полный список из 198 методов ненасильственного сопротивления по Шарпу приводит портал «Антилибераст», пишет Newsru.com.
Москва, Марат Бубновский
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».