Служба внешней разведки готовит интервенцию на виртуальный Запад СВР заказала системы мониторинга и влияния в мировых соцсетях
Служба внешней разведки (СВР) объявила и затем нашла реализатора трех тендеров на внедрение в иноязычных социальных сетях программ управления медиасообществом. Системы «Диспут», «Монитор-3» и «Шторм-12» предназначены для исследования, анализа и, наконец, информационного вброса на основе данных первых двух программ. Заказ разведкой подобных исследований и методик – обычное дело: считается, что любые разведслужбы 90% информации собирают из открытых источников, и менее 10% – через агентурную работу. Что, в частности, подтвердили публикации Wikileaks материалов, украденных у американских спецслужб. Но первыми на тендеры от СВР обратили внимание российские оппозиционеры, которые давно заметили все усиливающуюся информационную оснащенность госаппаратов бывшего СССР. Недавно один из белорусских «профессиональных диссидентов» жаловался в интервью немецкой прессе, что даже в республиках Средней Азии «медийные контрразведчики» добились больших результатов, чем первыми применившие эти технологии «левые оппозиционеры».
В начале года СВР заказала, а сейчас нашла исполнителя трех программ ведения информационной войны в западных медиасообществах. Государственный заказчик – ФКУ «Войсковая часть N54939» – запросил разработать программы для «исследования методов разведки интернет-центров и региональных сегментов социальных сетей» (шифр «Диспут») на 4,41 млн руб., «исследования методов негласного управления в интернете» (шифр «Монитор-3») на 4,99 млн руб., а также провести научно-исследовательскую работу по разработке «средств продвижения специальной информации в социальных сетях» (шифр «Шторм-12») на 22,8 млн рублей – сообщает «Коммерсант».
Планируется, что сначала мониторить блогосферу будет система «Диспут», которая должна заниматься «исследованием процессов формирования сообществ интернет-центров распространения информации в социальных сетях» и «определением факторов, влияющих на популярность и распространенность сведений». Затем полученную информацию будет анализировать система «Монитор-3». Ее задача – «разработка методов организации и управления в интернете виртуальным сообществом привлеченных экспертов, предусматривающих постановку заданий, контроль работы в социальных медиа и регулярное получение от экспертов информации в заданных предметных областях». На основе полученных данных вбрасывать нужную информацию в соцсети начнет система «Шторм-12».
Ее функционал госзаказчик прописал следующим образом: «разработка специального программного комплекса автоматизированного распространения информации в крупных социальных сетях и организации информационной поддержки мероприятий по подготовленным сценариям воздействия на заданную массовую аудиторию социальных сетей». В документах уточняется, что целью виртуальных разведчиков станет «массовое распространение информационных сообщений в заданных социальных сетях, используя имеющиеся учетные записи пользователей, с целью формирования общественного мнения», «сбор статистики и анализ эффективности распространения информационной волны», «анализ пригодности наиболее популярных сервисов социальных сетей для инициирования информационных волн различной тематической, социальной и прочей направленности».
Засекретить все три конкурса позволило то, что основанием для их проведения стало закрытое постановление правительства N1116-36 от 23 декабря 2011 года о распределении средств гособоронзаказа на 2012 год. Ожидается, что системы «Монитор-3» и «Диспут» будут готовы уже в 2012 году, а «Шторм-12» – в 2013 году. Непосредственным исполнителем по всем трем конкурсам стала компания «Итеранет». Ее руководителем, по данным «Ъ», является Игорь Мацкевич, в прошлом – первый заместитель начальника Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ.
Интерес Службы внешней разведки к технологиям «информационной войны» объясняется во многом тесной связью между успехами российского государственного и окологосударственного бизнеса в мире и мировой реакцией на различные внешне- и внутриполитические жесты РФ. Медиакомпании в западных СМИ и блогосфере, посвященные критики политических и экономических ходов Кремля, напрямую отражаются на бизнесе российских политиков. Как, собственно, и наоборот.
В российских СМИ впервые зашла речь о возможностях вести полноценную борьбу за общественное мнение не только в пределах РФ или бывшего СССР, но и на медиарынках Запада, Азии и обеих Америк, после войны августа 2008 года. Тогда, одним из общепризнанных ее итогов стал проигрыш РФ «информационной кампании». Отчасти – внутри самой РФ, но в основном – перед зарубежными зрителями. Нынешний заказ СВР представляется результатом сделанных еще в то время выводов.
Кроме того, информационная работа, заключающаяся в поиске и фильтрации данных из открытых источников, – это краеугольный камень деятельности разведслужб всего мира.
Российские оппозиционеры предпочли акцентироваться на ином возможном аспекте применения медиатехнологий, взятых на вооружение СВР. Несмотря на то, что не только функционал СВР, но и само словосочетание «Служба внешней разведки» указывают на то, что интересы и действия службы находятся отнюдь не на территории РФ, критики этой инициативы заявили как данность, что заказ предназначен для борьбы с отечественной «совестью нации».
Опасения «профессиональных оппозиционеров» можно понять. Этим летом, в интервью немецкой левой прессе белорусский диссидент, активно работавший на всем постсоветском пространстве, Евгений Морозов выразил опасения всех единомышленников. Например, он признался, что для поддержки независимых оппозиционных групп в интернете крайне важно предотвратить продажу авторитарным правительствам технологий наблюдения, разработанных западными фирмами. Кроме того, по его мнению, стоило бы уговорить Facebook* и Google отменить санкции по отношению к анонимным блоггерам. То есть – через массовый спам и вбросы, которые должны быть разрешены «прогрессивным силам», предполагается противостоять массовому спаму со стороны «реакционеров» и госслужб. Frankfurter Rundschau, цитируя белорусского медиаактивиста, тогда привела его признания: даже «отсталые» госструктуры среднеазиатских стран бывшего СССР все успешнее используют медиатехнологии, привнесенными их противниками. «То, что авторитарные государства управляются идиотами, не понимающими такие вещи, как интернет, и восстановившими против себя весь народ, – глупый, старый предрассудок. На самом деле ключевые посты частично заняты очень умными людьми. У них очень хорошие консультанты, часто западные. Они покупают западные технологии и часто отлично знают, как использовать интернет», – с горечью констатируют интернет-революционеры.
Ссылка по теме:
Интернет не спасет «профессиональную оппозицию» (ВИДЕО) / Белорусский активист рассказал о провале тактик «новых медиа» в странах СНГ >>>
Forbes: Под око Кремля после «арабской весны» попали десятки миллионов блогов / Во властных органах внедряют систему мониторинга сетевых дискуссий >>>
Москва, Алексей Усов
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».