AMP18+

Политика

/

Гибель Су-24: будет ли российско-турецкая бизнес-война? И кто больше пострадает от разрыва деловых отношений

Сбитый турецкими военными самолет негативно отразится на деловых отношениях Москвы и Анкары. Инцидент «будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений», заявил вчера президент РФ Владимир Путин.

Как пишет «Коммерсантъ», источник в администрации президента подтвердил, что принятые в ближайшее время решения будут «жесткими» и окажут серьезное воздействие на российско-турецкие отношения во многих сферах. Он отметил, что окончательно они будут выработаны по итогам экспертных консультаций. Например, «Газпром» должен будет дать оценку целесообразности строительства газопровода «Турецкий поток». Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил вчера, что «ситуация по проекту будет тщательно изучена». Переговоры по этому проекту и так шли крайне сложно, на практике в последнее время стороны обсуждали строительство только одной нитки (15,75 млрд кубометров). Для «Газпрома» отмена «Турецкого потока» означает, что Турция продолжит снабжаться газом через Украину, и неясно, как будет решена задача снабжения Балкан.

Для Турции, которая является вторым потребителем российского газа после Германии, ситуация также непростая. Анкара получает из РФ около 60% своего потребления газа, и альтернативных источников такого масштаба у нее нет. Хотя источники в российском правительстве и «Газпроме» вчера отвергали возможность того, что поставки газа в Турцию могут быть прерваны, год назад «Газпром» уже сокращал поставки по украинскому транзитному коридору, из-за чего страдала и Турция.

От российской нефти Турция не зависит, но сама может критическим образом повлиять на ее поставки, контролируя проливы Босфор и Дарданеллы, через которые идет существенная часть грузопотока российских черноморских портов, в том числе снабжение авиабазы Хмеймим в Сирии. «Закрытие проливов было бы катастрофой, но представить такое сложно»,– отметил источник в крупной российской госкомпании.

Под угрозой может оказаться и самый крупный сейчас энергетический контракт России с Турцией – строительство АЭС «Аккую» «Росатома», которая должна была стать первой атомной станцией в стране. Станция из четырех блоков мощностью 4,8 ГВт оценивается в $22 млрд – это самый большой контракт в портфеле госкорпорации. Первый блок планируется ввести в 2022 году. При этом «Росатом» должен стать собственником не менее 51% станции, а ее строительство сейчас напрямую финансирует РФ: общий объем господдержки должен составить 93 млрд руб. Все соглашения и контракты по проекту между российской и турецкой сторонами заключены, получена существенная часть разрешений от турецких регуляторов, поэтому полная отмена проекта выглядит маловероятной. Если это все же произойдет, «Росатом» потеряет контракт, хотя основное оборудование, заказанное для «Аккую», можно использовать для других проектов. Для Турции же это будет означать серьезную задержку с вводом энергомощностей, которые нужны стране: спрос на электроэнергию растет примерно на 8% в год, около 44% энергии вырабатывается из газа, импортируемого из России и Ирана.

Но для России разрыв в деловых отношениях с Турцией также может быть чувствительным, отмечают «Ведомости». Например, Турция – второй по значимости импортер российского зерна, если экономические отношения между двумя странами прекратятся, России будет трудно найти новых покупателей.

Также Турция один из крупнейших поставщиков товаров в Россию. Так, в российском импорте текстиля, сырья и готовой одежды в натуральном выражении доля Турции – около 10%, говорит исполнительный директор отраслевого союза предприятий легкой промышленности «Союзлегпром» Игорь Ульянов. Как правило, турецкими товарами торгуют игроки «второго уровня» – магазины в маленьких торговых центрах около метро, где продают шубы, трикотаж и прочее. Еще до эмбарго на ввоз продовольствия из стран Европы и США на Турцию приходилось 5-10% зимних поставок «Белой дачи», впоследствии доля еще увеличилась.

У российского Metro Cash & Carry Турция обеспечивает около 20% поставок овощей и фруктов в натуральном выражении, правда, к середине – концу декабря доля Турции традиционно снижается: начинаются поставки из Египта и Ирана.

Турецкие компании – одни из крупнейших участников российского строительного рынка: они практически не участвуют в госконтрактах, а работают в основном с частными компаниями. По оценкам экспертов отрасли, на долю турецких компаний приходится примерно треть всего строительного рынка России.

Разумеется, крайне важен и туризм: для россиян Турция является самым массовым выездным направлением в летнем сезоне (апрель-октябрь) и, следовательно, в течение всего года. В свою очередь, для Турции Россия – вторая после Германии страна по въездному турпотоку (в 2014 году Турцию посетили 5,4 млн немцев и 4,4 млн в январе-сентябре 2015-го).

За первые девять месяцев этого года Турцию, по данным ее Министерства туризма, посетили 3,3 млн россиян, что на 20% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. За весь 2014 год турпоток в Турцию из России равнялся почти 4,5 млн человек (прирост почти на 5%). В среднем в прошлом году один иностранный турист тратил на отдыхе, по данным Министерства туризма Турции, $775, в январе-сентябре этого года – $709. Таким образом, в 2014 году россияне могли оставить в Турции около $3,5 млрд, за девять месяцев этого года – $2,3 млрд.

При этом накануне вечером Ростуризм порекомендовал российским туроператорам и турагентам приостановить продажу туров в Турцию.

Как отмечает РБКDaily, на кону сегодня оказалась и взаимная торговля на $30 млрд в год и более $2 млрд взаимных накопленных инвестиций. Турция – пятый по величине торговый партнер России с долей в 4,6% от всей российской торговли с внешним миром (по данным ФТС за январь-сентябрь текущего года). По этому показателю Турция уступает только Китаю, Германии, Нидерландам и Италии, зато превосходит и Белоруссию, и Казахстан, и Украину (каждую в отдельности).

Товарооборот России и Турции в 2014 году составил $31 млрд, за девять месяцев 2015 года – $18,1 млрд, из которых $15 млрд – это российский экспорт в Турцию (импорт турецких товаров составил чуть более $3 млрд). С учетом торговли услугами российско-турецкие показатели еще выше: например, в 2014 году оборот товаров и услуг составил почти $44 млрд.

В отличие от товарооборота, где у России огромный двусторонний профицит, баланс торговли услугами складывается традиционно в пользу Турции – прежде всего за счет миллионов россиян, ежегодно отдыхающих в Турции (засчитываются в турецкий экспорт). В 2014 году российский экспорт услуг в Турцию оценивался примерно в $3 млрд, а импорт турецких услуг в Россию – в $9,7 млрд (статистика Банка России).

Во вторник российский самолет Су-24 был сбит ракетой «воздух-воздух» в Сирии вблизи границы с Турцией. Президент России Владимир Путин назвал случившееся «ударом в спину» со стороны пособников террористов. Он подчеркнул, что сбитый Су-24 никак не угрожал Турции, он проводил операцию по борьбе с ИГИЛ. Путин пообещал принять меры после случившегося.

Глава МИД РФ Сергей Лавров уже отменил намеченный на 25 ноября визит в Турцию. Несколько российских туроператоров прекратили продажу путевок в Турцию. В Госдуме рассматривается инициатива о запрете полетов в Турцию. Генштаб заявил о прекращении всех военных контактов с Турцией. Кроме того, теперь российскую ударную авиацию в Сирии будут прикрывать истребители, а крейсер «Москва», оснащенный системой ПВО «Форт», аналогичной С-300, займет район в прибрежной части Латакии. Все цели, представляющие потенциальную опасность, будут уничтожаться.

Москва, Зоя Березина

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, В мире, Политика, Россия, Туризм, Экономика,