AMP18+

Политика

/

И скучно, и грустно – почему выборная кампания в Госдуму не может зажечь избирателей

Чуть больше полумесяца остается до выборов депутатов Госдумы 2016 года. Однако уже сейчас можно выделить несколько основных трендов кампании, и главный из них, пожалуй, уже можно зафиксировать для истории. Эти выборы, очевидно, могут по праву называться самыми скучными за последние пару десятков лет. Возникает четкое ощущение, что привлекать избирателя – это, собственно, вообще не задача данной кампании. Наоборот, делается все, чтобы, получив бюллетени для голосования, тот самый избиратель уснул над урной. О других важных трендах, проявившихся в эти выборы – в материале РИА «Новый День».

«И Путин такой молодой…»

Многие политические аналитики подчеркивают, что сегодня в стране сложилась ситуация, когда Владимир Путин является лицом агитации всех политических партий. Общаясь с избирателем, все они так или иначе вынуждены говорить о том курсе, которым ведёт Россию её национальный лидер. Все, от «Единой России» до «Партии Роста» и даже пресловутого «Парнаса» занимаются только тем, что обсуждают Путина. И если мы внимательно посмотрим на, к примеру, кампанию «Партии Роста», то сразу же отметим, что ее лидеры Борис Титов и Ирина Хакамада говорят с избирателем строго о том, что они создают для президента экономическую программу развития страны и спорят на эту тему с Германом Грефом и Кудриным. «Единая Россия» с о своими баннерами с цитатами из Путина просто бьёт избирателя в лоб, это и понятно. Кампания ЛДПР – это тоже все про Путина, только с уклоном в актуальную проблему миграции.

Таким образом, то, что мы видим на этой кампании, можно называть не иначе, как глобальной легитимизацией политики Путина в стране. Такова объективная реальность и нам с этим жить. Бедная политическая палитра даёт только такие краски в руки тех, кто начинает что-то рисовать.

Критика чистого разума

Второй тренд, вскрывшийся на этих выборах. Действия правительства РФ вызывают все больше недовольства. Это недовольство очень чётко стратифицировано: учителя недовольны министерством образования, врачи – Минздравом, пенсионеры деятельностью Пенсионного фонда и т.д. Данная повестка идёт в чистый негатив «Единой России», это явный фактор сдерживания голосования за партию власти. И именно поэтому госполитика на наших глазах превращается в постоянную попытку купировать это недовольство. Что такое отставка Ливанова? К Ливанову, надо отметить, у той же самой власти претензий не было от слова совсем. Он делал ровно то, что требовало от него государство и его интересы. Никаких явных ошибок как чиновник министр образования не совершил. Таким образом, его отставка – это в чистом виде реакция на одно неудачное выступление премьера Дмитрия Медведева. Всего одно и сделанное в специфической аудитории. С нашим премьером такое бывает часто. Слова выдергиваются из контекста и когда они доходят до аудитории, все уже превращается в политический анекдот. Но, тем не менее, реакция на слова Медведева была такой – министр Ливанов был уволен, а новый министр сделала ряд очень нерядовых заявлений, которые были направлены на купирование напряжённости со стороны учителей. Например, заявление о необходимости снижения документооборота в школах. Есть мнение, что ещё до 19 сентября своей работы лишится министр здравоохранения Скворцова. Не потому, что она как-то плохо ее выполняла, а потому, что такую же разрядку, что и учителям, надо дать российским врачам. В конце концов, кто, как не бюджетники и пенсионеры, ходят на выборы.

С кем вы, господа неопределившиеся?

Третья тенденция нынешних выборов. Никогда в наступившем веке у нас не было столько неопределившихся избирателей за месяц до голосования. Если рассматривать эту тему в рамках социсследований, ничего в этом страшного нет. Ведь, что страшного в том, что прямо сейчас «Единая Россия» обладает только сорока процентами голосов. Власть же может пропорционально разделить неопределившихся и получить рост голосования под 60 процентов? На бумаге – власть это может. Однако действительность подсказывает другой ответ: пропорционального разделения избирателей, как это было, к примеру, в 2011 году, 19 сентября 2016 года не произойдет. Соответственно, есть довольно адекватное реальности представление о том, что общий процент ЕР будет ниже 50-ти процентов по стране, а в целом ряде регионов РФ и крупных городов (например, в Московской области, Екатеринбурге, Новосибирске и т.д.) получит и менее сорока процентов.

От больших к малым

Тенденция четвертая. Привычная картина российских выборов такова, что есть большая четверка партий, которая привычно делят голоса избирателей друг с другом. Но если посмотреть, на одно из последних исследований фонда Костина, то этот прогноз находится в следующей парадигме: восемьдесят процентов голосов делят большие партии, а малые делят оставшиеся 20, соответственно, только у одного из «карликов» есть теоретические шансы преодолеть 5-процентный барьер.

Большинство экспертов на данный момент сходится во мнении, что этот прогноз – неверен, поскольку является в чистом виде пропагандой в пользу ЕР. Реальность такова, что на данный момент существует четыре политических партии, которые могут пересечь пятипроцентный барьер. Более того, в рамках всякого рода аппаратных переговоров в администрации президента РФ, каждой из этих партий было гарантировано место в Госдуме. Сейчас мы говорим о «Яблоке», «Партии Роста», «Родине» и «Патриотах России». Однако если прохождение в Госдуму «Патриотов» все-таки можно поставить под большое сомнение, так же как и историю с « Родиной», агитации которой не видно вообще, то у «Яблока» и «Партии Роста» шансы есть и весьма не призрачные. Эти игроки четко ведут кампании, нацеленные на пересечение пятипроцентного барьера. Причем, в целом ряде регионов России этот переход уже осуществлен. Например, в Ленинградской области у «Партии Роста» актуальный рейтинг достиг уже 9 процентов, в Тюменской области, в «большой матрешке», их актуальный рейтинг– 7 процентов. И это только два региона РФ, пример которых лежит на поверхности.

При этом, не стоит забывать, что Госдума избирается не только по спискам, но и с помощью одномандатников. И здесь актуальный прогноз для «Единой России» звучит на данный момент очень и очень нерадостно. К примеру, фонд Костина, заведомо нацеленный на партию власти и заверенный управлением внутренней политики администрации президента, говорит о том, что только в семидесяти процентах округов РФ одномандатники от ЕР пройдут в Госдуму. Это очень мало. Это означает, что тридцать процентов других одномандатников от других партий попадут в новый набор нижней палаты Заксобрания РФ. Да, конечно, существует пакетное соглашение по «Справедливой России», есть отдельное соглашение по персонам типа Оксаны Дмитриевой, избирающейся от «Партии Роста» – все эти обещания игрокам в АП были в свое время розданы. Однако их не должно быть так много, не 30 процентов от общей суммы. Однако общективная картина такова, что именно 70 процентов и не более одномандатников от «ЕР» попадут в Госдуму. Что это, просчет администрации президента или сознательный курс? Покажет время.

Вместо заключения

И наконец. То, что предсказывали в течение последних десятилетий –речь идет о процессе заиливания традиционных каналов работы с избирателями – все-таки произошло. Целый ряд телеканалов, которые, по идее, должны были стать мощнейшим инструментом в политической борьбе, просто не работают. Особенно, если говорить о провинциальных каналах. Крупные региональные руководители выстроили целый ряд возможностей воздействовать через ТВ на избирателя. Но если присмотреться к Москве, то станет понятно, что и «Москва 24» и ТК «Доверие», и другие ТВ совсем не работают с электоратом. А ведь при ведении агитации все и всегда в первую очередь рассчитывали на телевизоры. И вот мы дошли до момента, когда региональные телеканалы не влияют на избирателя вообще. Что же есть вместо этого? А нет ничего. Да, конечно, есть газеты по почтовым ящикам, они хоть как-то, но работают. Есть и личные встречи кандидатов с избирателями. А больше пока нет ничего, технология не шагнула вперед. Кампании в социальных сетях? Они еще не работают так, как хотелось бы. И вот, мы видим, как образуется некий коммуникативный вакуум. Будет ли он преодолен? Возможно, уже на президентских выборах технологи выборов смогут предложить какой-то новый вариант, новый ход, который поможет достучаться до избирателя. Кто знает, может, мы действительно стоим на пороге «выборного рывка», позволяющего сделать кампанию интересной для избирателей разных возрастов, социальных уровней и места проживания.

Москва, Полина Румянцева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Дальний Восток, Екатеринбург, Курган, Москва, Пермь, Челябинск, Югра, Якутия, Ямал, Поволжье, Урал, Центр России, Выборы, Общество, Политика, Россия, Выборы - 2016,