Глава СКП хочет сократить список «неприкасаемых» чиновников
Иммунитетом от уголовного преследования обладает слишком много чиновников и депутатов, заявил председатель Следственного комитета при прокуратуре России Александр Бастрыкин. Он предложил сократить этот список.
Между тем эксперты отмечают, что некоторым подобный статус необходим, и сомневаются, что следственным органам удастся эффективно доказывать виновность VIP-коррупционеров.
«Ни в одной европейской стране нет такого огромного количества лиц, которые обладают иммунитетом от уголовного преследования за совершение тяжких преступлений, как у нас», – заявил глава СКП в четверг на расширенной коллегии ведомства в Волгограде.
По его словам, только за первое полугодие 2010 года в России инициировано уголовное преследование 800 лиц с особым правовым статусом, в том числе 500 депутатов и глав выборных органов власти, 23 депутата субъектов РФ, 14 членов избиркомов, 5 судей, 17 прокуроров и 92 следователя. Причем, как передает BaltInfo, лица, обладающие особым правовым статусом, все чаще попадают в поле зрения следственных органов, в том числе, по факту рейдерских захватов.
«Давайте не ловить блох, оставьте в покое стрелочников, возьмитесь за чиновников высокого уровня», – напутствовал Бастрыкин своих подчиненных на борьбу с коррупцией в высших эшелонах.
Выступление главного следователя эксперты по уголовно-правовым вопросам восприняли по-разному. Адвокат Дмитрий Аграновский в разговоре с журналистами отметил, что особый правовой статус существует в большинстве государств и отнюдь не является уникальной чертой российского права. «Такая норма была придумана не у нас, и критерии особого правового статуса выработаны во многих странах, имеющих куда более богатую историю парламентаризма. И там от такой практики не отказываются», – заявил юрист.
По его словам, правоприменители нуждаются в подобном иммунитете для защиты от неправомерного преследования с целью давления. «Следователи, судьи, прокуроры – они постоянно находятся в конфликтном поле в силу их обязанностей, поэтому защита от неправомерного уголовного преследования им необходима. Ведь трактовать их действия в процессе отправления правосудия очень легко как превышение полномочий. Может быть, их сейчас стоит даже защитить дополнительными мерами адвокатов, которых сейчас проще всего привлечь к уголовной ответственности», – заявил Аграновский.
Он добавил, что, наверное, «лозунг «давайте их всех привлечем» звучит привлекательно для обывателей, но в этом больше популизма, чем реальной борьбы с коррупцией».
Между тем инициативу СКП поддержал председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. «Вообще ситуация с правовым статусом ряда высокопоставленных лиц уже принимает нездоровый оборот: так, недавно столичная судья заявила в процессе, что чиновники, назначенные непосредственно президентом, неприкосновенны так же, как и он. И никто не дисквалифицировал ее за незнание законов», – сказал собеседник агентства.
При этом, по его словам, «начать нужно с СКП и Генпрокуратуры – ведь последняя, как мы помним, была инициатором особого статуса прокуроров перед сотрудниками ГИБДД, которым запрещали задерживать прокурорских работников за нарушения правил дорожного движения».
В то же время он считает, что простора для борьбы с коррупцией на самых верхах нет, так как «Следственный комитет и сам подвержен коррупции». «Громких дел сейчас – единицы, основная масса выявленных коррупционных проявлений – это дела в отношении врачей и преподавателей, для возбуждения которых достаточно одного оперативного эксперимента или провокации», – резюмировал эксперт, передает NEWSru.com.
Москва, Ольга Радько
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».