Кино, вино и домино: Севастополь в точке бифуркации
В Севастополе готовится передел рынка виноделия. Предвыборные «перетасовки» вполне ожидаемо повлияли на все сферы жизнедеятельности города федерального значения: бизнес, общественная жизнь, возможные вектора развития – всё здесь находится в некой точке бифуркации. О том, смогут ли идеологи концепции авторского виноделия сохранить свое влияние в новой реальности – в авторской колонке Ильи Пелехова.
КИНО: Особенности севастопольской политики
Затянувшийся конфликт исполнительной и законодательной власти в Севастополе, порою доходивший до абсурда, стал настолько раздражать федеральный центр, что был поставлен вопрос о радикальных мерах – снятия федерального статуса и передачи города под юрисдикцию правительства Крыма. Впрочем, проблему сумели разрешить без особого шума – в череде федеральных перестановок Сергея Меняйло отправили в Сибирь, а исполнять обязанности губернатора Севастополя временно назначили Дмитрия Овсянникова – молодого управленца, экс-замминистра промышленности и торговли РФ.
Овсянников взял с места в карьер: заявив, что останется в стороне от политики, тут же устроил политический скандал, привлекая к формированию нового правительства одних депутатов ЗакСа и не просто игнорируя, но сознательно оттесняя других. В кулуарах сразу же заговорили, что назначение Овсянникова пролоббировал Чалый. Я не уверен, что Алексей Михайлович может похвастаться столь сильным влиянием на Кремль. И разговоры о том, что в Москве кандидатуру ВРИО подбирали так, чтобы потрафить Законодательному собранию Севастополя, представляются весьма сомнительными.
Скорее всего, Овсянников должен был стать арбитром между сторонниками Чалого и его противниками, коих в городе немало. Но он то ли не разгадал этого предназначения, то ли противостоять обаянию Чалого оказалось ему не по силам, но ВРИО буквально с первых шагов показал полную готовностью к «содействию»: демонстративные междусобойчики с Чалым и явное предпочтение его команды всем остальным, назначение на ключевые посты представителей «команды Ч», появление на предвыборных встречах с соратником Чалого бизнесменом Олегом Николаевым – не прошло и месяца, как Овсянников перестал быть тем полюсом, который мог бы уравновесить политические и бизнес-амбиции Чалого.
Иными словами, «команда Ч» стала в Севастополе единственным хозяином и поспешила воспользоваться правом сильного – прибрать к рукам не только власть, но и ценности. А что самое ценное в Крыму? Земля.
ВИНО: Земельный распил в вином угаре
Полтора года назад в Севастополе представили «Концепцию авторского виноделия», подразумевающую продвижение винного бренда «Севастополь» до уровня французского «Бордо». Но если слава «Бордо» формировалась веками и поддерживается довольно большими объемами производства – около 700 млн бутылок в год, то в Севастополе намерены сделать все по-быстрому и обойтись малой кровью: развернуть около 200 малых хозяйств с 20 рабочими местами и производительностью до 100 тысяч бутылок вина в год в каждом. Вопрос лишь в том, где взять землю, на которой будет выращиваться виноград для элитного вина.
Авторы концепции предложили взять землю у уже существующих производителей: «Инкерманского завода марочных вин», совхоза «Качинский плюс», ООО «Золотая балка», компании «Артвин» и Севастопольского винзавода, объединившегося в холдинг с совхозом имени Полины Осипенко. Любители элитных вин предлагают на территории этих компаний взамен массового производства – совокупно они выпускают не менее 33,5 млн бутылок вина в год – организовать малые хозяйства общей производительностью около 4 тысячи бутылок для избранных. Понятно, что такими темпами мир не завоевать, зато можно получить в собственность столь ценную в Крыму землю. Именно в собственность – вариант аренды авторы концепции не рассматривают, заявляя, что аренда земли не дает инвесторам гарантий. Поэтому нужно разрешить выкуп земли по кадастровой (не рыночной!) стоимости на момент заключения договора при выполнении определенных условий, главное из которых – вступить в СРО виноградарей и виноделов «Севастополь», которую предлагается создать на базе Ассоциации виноградарей и виноделов «Севастополь» под началом Павла Швеца – автора концепции. Вас ничего не смущает?
Депутатов Законодательного собрания Севастополя не смутило – они с восторгом поддержали концепцию. А Алексей Чалый, занимавший тогда пост председателя ЗакСа, тут же внес развитие авторского виноделия в число первоочередных проектов, «заточенных на развитие экономики Севастополя», и возмутился, что концепция до сих пор не получила статус правительственной программы.
Надо отметить, что Чалый в этой истории появился отнюдь не случайно: г-н Николаев прибился к нему во время «Русской весны» и настолько вошел в доверие, что ему поручили курировать кампанию Чалого на выборах в ЗакС. Николаев привез из Москвы политтехнологов и даже, по его словам, вложил в продвижение Чалого собственные средства. А потом активно помогал новоиспеченному председателю ЗакСа в его борьбе с губернатором Меняйло. Так что на поддержку своих начинаний рассчитывал вполне обосновано. Чалый не подкачал – заступился за соратника и в скандале с рестораном «Остров», и активно ринулся продвигать «Концепцию авторского виноделия», ничуть не смущаясь, что проект, по сути, проводил в жизнь принцип булгаковского Шарикова «взять все и поделить».
Горячую поддержку концепции оказало и севастопольское отделение «Деловой России» в лице… Олега Николаева.
Правда, тогда власти Севастополя элитарным виноделием не впечатлились и отдавать землю отказались. И даже приняли постановление «Об определении географического объекта, в границах которого осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием» – согласно этому документу, вся винодельческая продукция, производимая в городе, должна маркироваться знаком «Севастополь». В ответ Николаев при поддержке представителей штаба ОНФ и соратников Чалого в Заксобрании создал инициативную группу «Служу Севастополю» и организовал сбор подписей под жалобой президенту РФ. Путина просили «наказать должностных лиц, виновных в фактическом разграблении города, и наладить механизм управления Севастополем».
Казалось бы, зачем Николаеву элитное виноделие – он производством вина вроде как не занимается. Однако, по словам инсайдеров, борец за справедливость тоже нацелился на «виноградные» земли. Впрочем, он этого и не скрывает, откровенно заявляя, что влиятельные друзья, поддерживающие его госдумовские амбиции, интересуются вопросом развития виноградников в Крыму.
И теперь, когда Меняйло ушел, а Овсянников, не успев как следует познакомиться с городским хозяйством, уже побывал на винодельне Швеца и пообещал всяческое содействие при наличии инвесторов, Николаев тут же предъявил ВРИО неких предпринимателей, готовых «войти» в проект развития элитного виноделия. А руководитель департамента сельского хозяйства Дмитрий Чумаков уже сообщил Овсянникову о планах изымать землю у «недобросовестных» арендаторов, которые зачастую просто «ждут возможности переоформить её под застройку».
И кто же у нас недобросовестный арендатор? А, например, ГУП «Совхозом имени Полины Осипенко», который сейчас находится в стадии банкротства. Или тот же «Артвин» – компания работает в селе Верхнесадовое с 2008 года. Дела у предприятия шли из рук вон плохо, однако с появлением нового инвестора ситуация резко изменилась: компания взяла на работу сотрудников ГУП «Садовод», у которого «Артвин» арендует виноградники, обязалась вложить 500 млн рублей и высадить 300 га виноградников. И что любопытно: с резким изменением политического расклада в Севастополе, у «Артвина» так же резко начались проблемы. ГУП «Садовод» обесточило производственные мощности предприятия и отключило воду. Под угрозой сбор урожая 2016 года, заключенные контракты могут сорваться, а и.о. начальника департамента сельского хозяйства г-н Чумаков заявляет о расторжении всех договоров аренды имущества по причине неких нарушений, допущенных ещё в 2010 году – во время украинской юрисдикции. По словам осведомленных сотрудников правительства Севастополя, не продлены договоры аренды и другим крупным винодельческим предприятиям.
Такая вот интересная схема получается: Швец – автор концепции – открыто заявляет о намерении контролировать процесс перераспределения чужих земель, главным рупором «авторского виноделия» выступает Николаев, а проводником определенных решений в этом направлении являются профильные чиновники.
На днях в ситуации «проявился» и ВРИО губернатора: Овсянников отправил в «Артвин» своего новоиспеченного зама Вячеслава Гладкова, поручив ему разобраться в ситуации.
Как можно расценить это шаг? ВРИО, создавая видимость деятельности, пытается затянуть ситуацию в пользу авторов концепции, которым он обещал поддержку? Или, наоборот, понял, что идея развития элитного виноделия не так хороша, как кажется на первый взгляд, и вместо дивидендов может принести городу серьезные проблемы?
Нелирическое отступление
В одном из интервью Швец подробно рассказал о своём хозяйстве, по образцу которого, и предполагается развивать авторские винодельни: из 20 сотрудников непосредственно на производстве у него работают 8 человек, а остальные занимаются бухгалтерией. Кстати, за минувший год хозяйство Швеца заплатило 365 тыс. рублей налогов. Легко подсчитать, что 20, планируемых концепцией элитарных виноделен, работая по аналогичной схеме, заплатят за год около 7,5 млн. В то время как налоговые отчисления только «Золотой Балки», совершенно не подходящей под «авторское виноделие», а потому рискующей лишиться своих земель, составили за год 800 млн рублей.
и ДОМИНО: Смена полюсов
Возможно, подобные нехитрые расчеты и вызвали охлаждение ВРИО губернатора к идее производства элитных вин. Тем более что, безоглядно поддерживая идеи Чалого и его соратников, Овсянников умудрился развязать конфликт более серьезный, чем тот, последствия которого его прислали устранять.
Меняйло убирали из Севастополя не столько для того, чтобы погасить скандал между двумя непримиримыми оппонентами, а, скорее, потому, что затянувшиеся личностные разборки отрицательно отразились на рейтинге «Единой России». Учитывая, что партия выдвинула единый предвыборный список в Госдуму по Крыму и Севастополю, исправлять ситуацию пришлось «паровозу»: в конце августа в города приехал глава РК Сергей Аксенов.
Местные парламентарии отреагировали на этот визит неадекватно: аккумуляцию усилий «Единой России» они восприняли как экспансию Аксёнова в Севастополь. Многие встречу проигнорировали. Не появился и получивший персональное приглашение Дмитрий Овсянников.
Стоит отметить, что Овсянников и Аксенов «столкнулись» и в экономической сфере: ВРИО пытается лоббировать строительство в аэропорту Бельбек гражданского терминала, глава Крыма настаивает на том, что открывать еще один аэропорт в непосредственной близости от Симферополя нерационально.
Крымская пресса назвала ВРИО заложником политических амбиций «народного мэра» и сочла: Овсянников с подачи Чалого попытался продемонстрировать, что Севастополь «сам по себе мальчик» и подчиняться кому-либо не собирается. Более того, он настолько крут, что может позволить себе игнорировать интересы партии власти, а, следовательно, и федерального центра.
Источники в правительстве Севастополя утверждают, что в Москве этот посыл «считали» и разъяснительную работу провели. Что уж ему там сказали, неизвестно, только в последнее время ВРИО губернатора сменил риторику и теперь пытается наладить контакт с Аксеновым. Похоже, у Овсянникова появились новые ориентиры, и «команду Ч», решившую, что город теперь у них в кармане, могут ждать большие сюрпризы.
Севастополь, Илья Пелехов
© 2016, РИА «Новый День»