Опрос о кризисе: россияне «ужались» по максимуму И это может раскрутить «дефляционную спираль»
Доля россиян, заявляющих о необходимости экономить на покупках, не брать кредиты и забирать средства с банковских счетов, в феврале возросла по сравнению с предыдущим месяцем.
По данным ВЦИОМ, 72% опрошенных заявили, что сейчас плохое время для совершения крупных покупок (в декабре 2015 года – 63%). Подавляющее большинство опрошенных – 87% – полагают, что брать кредиты сейчас нецелесообразно (в декабре – 81%).
Доверие к банкам остается на невысоком уровне: доля тех, кто считает необходимым положить свободные деньги на счет, составляет 34% (в январе – 33%), тогда как число советующих забрать деньги со счета достигло 43%.
В феврале тратить повседневный доход по максимуму советуют 25% опрошенных (в январе – 28%), тогда как 65%, напротив, считают необходимым сократить расходы, максимально откладывая деньги на будущее.
Опрос ВЦИОМ о том, насколько подходящим россияне считают нынешнее время для крупных покупок и кредитов, какую модель экономического поведения считают наиболее верной, проводился 20-21 февраля среди 1,6 тысячи человек в 130 населенных пунктах РФ.
Ведущий эксперт-консультант управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб отметил, что «впервые за долгий период наблюдений одновременно ухудшились сразу все показатели, сигнализирующие о росте фактора, который Дж. Кейнс назвал «предпочтение ликвидности». «Россияне всё больше предпочитают «оставаться в деньгах», тратя их только по самой крайней необходимости, – пояснил он. – В свою очередь это ведёт к сжатию платежеспособного спроса и замедлению скорости оборота денег в экономике. «Предпочтение ликвидности» – выраженный про-дефляционный фактор, сигнализирующий о том, что в экономике начинают формироваться дефляционные риски».
Когда экономические агенты перестают расставаться с деньгами, это может привести к дефляционной спирали, говорит социолог. Он пояснил «Ведомостям»: население опасается потери работы и старается не тратить деньги, оборот денег в экономике снижается – а на долю домохозяйств приходится каждый второй рубль расходов. Предприятия не могут реализовать продукцию и сокращают производство, увольняют рабочих; население убеждается, что его опасения верны, так описал Чернозуб механизм спирали.
При этом население не сразу осознало, что экономика в кризисе. После паники конца 2014 года люди решили, что худшее позади: отмечая ухудшение собственного материального положения, они считали, что ситуация в экономике все лучше и лучше. Подобный разрыв восприятия сохранялся до середины 2015 года. Доля материально неблагополучных домохозяйств возросла с 16% в конце 2014 года до 55% в феврале 2016 г ода. С января 2016-го, напротив, ситуация представляется россиянам хуже, чем она есть.
В целом общество весьма точно оценивает происходящее, но с запозданием, отметил Чернозуб. Формирование продефляционных настроений происходит на крайне неблагоприятном эмоциональном фоне: с весны 2015 года доля людей, испытывающих негативные эмоции, превышает долю оптимистов. Долгосрочная депрессия чревата снижением поведенческой активности: люди стараются не заработать побольше, а побольше сэкономить.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»